Слайд 2На чём мы остановились
Выделение из каши феодальной раздробленности относительно крупных образований:
герцогств и королевств
Они регулярно воюют друг с другом, феодалы готовы присвоить земли соседей
И все очень любят получать ренту с торговых городов
Слайд 3Основные «события» Истории
Шарлемань 748-814: христианизация единой Европы
Реконкиста и борьба с сарацинами
в Испании: Роланд, Сид
Викинги и потрясения по периметру Европы, Англия 1066
Крестовые походы, Иерусалим 1099, бароны и короли
Тамплиеры, Туринская Площаница, гибель Ордена
Борьба Византии за выживание, Схизма, турки - 1453
Столетняя война, 1337-1453, Жанна д’Арк (1412-1431)
Возрождение: Медичи и папы, конфликты в Италии
Многовековая борьба с Турцией: Австрия, Россия
1492 – единая Испания, Америка, Изабелла, инквизиция
Слайд 4Избранные произведения
Типы: рыцарский – любовный - магический
Темы: конфликты с другими народами;
власть и наследство; предательство из ревности
Песнь о Роланде, Этьен и Энида,
Нибелунги: дракон, герой, ревность и предательство
Переплетение конфликта Права и Силы; Любви и Ревности – «Судьба против Счастливого»
Артур и Мерлин – высший пик – самый богатый цикл в литературной разработке
Слайд 5Поколения:
«Политические сказки» берут 2-3 поколения
Нибелунги: Гном и Дракон; Сигурд –
Зигфрид
Мерлин: Утер; Артур и Моргана; Мордред
Кольцо: Гандалф и Саруман, Голлум; Билбо и гномы; Арагорн и Ко; Фродо и Ко
Поттер: Основатели Хогвартца; Дамблдор профессура; Волдеморт и старшие Поттеры; Гарри и Ко
В русских сказках просто: Иван – Царь с дочкой - Кощей
Слайд 6Итоги 8-15 веков
Большие национальные государства, кроме Германии
Турки наступают на Австрию –
не до Иерусалима
Испания получает американское золото и начинает наступление в Европе, цены товаров растут
Начинается Реформация и идет бесконечная война.
Варфоломеевская ночь 1572 год – Иван 4 знал про нее
Великие географические открытия за полвека после 1453
Ренессанс: литература, живопись и коварство (Вендетта)
Прогресс в вооружениях, разгром турок при Лепанто, 1571
Слайд 7А теперь рыцарская литература
Песнь о Роланде – 11 век
Кретьен де Труа
– создатель жанра, 1135-1183
Песнь о Нибелунгах – 12 - начало13 века
Артур и Мерлин – 12 – 13 век
Удивительное время: Крестовые походы и взлет литературы – стадия развития, появилось свободное время читать и писать!
Слайд 8Песнь о Роланде
Шарлемань и Сарацины
Предательство своих
Слайд 9Песнь о Роланде
На фоне Шарлеманя и Реконкисты
Изнурительная война и невыигрываемая
Приемный отец
и Пасынок, феодальный конфликт
Пасынок отправляет Гневелона в посольство
Предательство среди своих в пользу сарацин
Дружба, героизм и поза! Расчет на подвиг и славу!
Олифант и Дюрендаль – красивая смерть…
Слайд 10Кретьен де Труа – Шекспир 12 века
Он фактически основал жанр рыцарского
романа, хотя параллельно работали и другие, и по его сюжетам…
Эрек и Энида – любовь и подвиги
Ивэйн или Рыцарь со львом - подвиги
Ланселот или Рыцарь в телеге - подвиги
Тристан и Изольда – много вариантов, феодальные дела
Персиваль (неокончен) – более известен грандиозный Парцифаль Вольфрама фон Эшенбаха (начало 13 в.)
Роман о Розе – закончен позднее…
Масса приключений на Востоке, королей и принцесс…
Слайд 11Эрек и Энида
На опушке…
Вместе в поход!
Слайд 12Первый роман «Эрек и Энида»
Классика жанра: Двор Артура, праздник и любовь,
красавцы герои – феодальное безделье без войны
Лень, насмешка и поход за славой - авантюра
Победы над рыцарями и великанами
Множество случайных внешних врагов
Ревнивец – соперник – похищение Героини
Но победа за Героем! Скорее Любовный роман
Слайд 13Песнь о Нибелунгах
Отруби голову Дракону сам
Сама с мечом справлюсь!
Слайд 14Песнь о Нибелунгах (гномы)
Смещение (и смешение) норманнских традиций и нравов в
Германию, Бургундию и на Рейн - богатый центр Европы. Сигурд стал Зигфридом
Драконы и Воительница - по сути норманнские
Герой «Кузнец» против Дракона – Слава и Любовь
И возвращает свою власть, утраченную в детстве
Ревность, проклятье клада - ошибка и завистник – горе Счастливому!
Слайд 15Роман о Розе
У Гийома де Лорриса (примерно 1225-40) любовь неотделима от
страданий и опасностей; путь к ней долог и труден. Одновременно формулируется своего рода декалог совершенного влюблённого:
ему надлежит избегать низости, злословия и грубости, проявлять обходительность, почитать и защищать женщин, следить за своей внешностью, преодолевать гордыню, неизменно выказывать приподнятое расположение духа, развивать в себе природные дарования, быть щедрым
Слайд 16Вопросы:
Роланд отчаянно храбр или безрассуден?
Или это семейный конфликт за феод?
Эрек –
ленивый или счастливый?
Энида – хочет приключений или семьи?
Зигфрид – эх, зачем взял сокровища Дракона?
Слишком он счастлив или безрассуден?
Хаген – Вечное Зло или просто завистник?