Личность Петра I презентация

Слайд 1Эпоха Петра Великого


Слайд 2Личность Петра I
Уже с самого своего рождения (в ночь на 30

мая 1672 г.), Пётр обещал быть физически выдающимся человеком: новорождённый ребёнок оказался великаном - 11 вершков в длину и 3 вершка в ширину. Он не пошёл ни в своего отца, царя Алексея Михайловича, ни в деда по отцовской линии, - людей, не отличавшихся крепким здоровьем и вообще представлявших иной тип личности. Как весьма многие замечательные люди, Пётр унаследовал внешние и внутренние особенности материнского рода. Это было и хорошо, и плохо. В роде Нарышкиных был большой запас  здоровья, много подвижности, энергии и настойчивости: это было, разумеется, хорошо, но необыкновенная живость темперамента нередко переходила в легкомыслие, и не далеко ходить - сама мать Петра, Наталья Кирилловна, хотя и отличалась, по свидетельству князя Куракина, «добродетельным темпераментом», всё-таки была женщина «лёгкого ума»

Слайд 3Личность Петра I
….близкие ему люди дарили «потешными лошадками», «карабинами», «пистолями», «барабанцами»,

«булавами» и т.п., а царевич оказался «охотником» - и большим - до всех этих вещей. Подобных игрушек скоро накопилось очень много, и царевич мог забавляться ими вместе с приставленными к нему в достаточном количестве сверстниками, которые и явились первыми потешными солдатиками Петра.
…..маленький царевич не интересовался никакими забавами, кроме военных. Ранним физическим и умственным развитием он, по-видимому, значительно опередил своих ровесников, - «робятки» скоро ему наскучили, и их пришлось заменить взрослыми «робятами», из которых, по повелению царя, был набран полк со знаменем, в зелёном мундире, вооружённый настоящим ружьем и названный « Петров полк », по имени своего воинственного полковника по 4-му году от роду…..

Слайд 4….легко можно представить себе то впечатление, которое произвели на 10-летнего Петра

разыгравшиеся перед ним кровавые сцены во время стрелецкого мятежа, когда он стоял рядом с матерью, на этот раз на Красном крыльце. Говорят, что маленький Пётр не изменился в лице; этому, разумеется, трудно поверить, да едва ли кто в тот кровавый момент резни и страха за свою собственную шкуру мог заметить чужое настроение, хотя бы и царское; правильнее думать, что и маленький Пётр был тогда объят ужасом вместе со всеми другими; во всяком случае именно тогда он научился бояться……

Личность Петра I


Слайд 5Личность Петра I
…Первый влиятельный пестун Петра в жизни (а не в

школе) - князь Борис Голицын, начавший водить знакомство с иноземными офицерами и купцами и «склонивший» и юного опального царя «к ним в милость», был человеком «ума великого», «но пил непрестанно» был «великий мздоимец, так что весь Низ разорил»….

Пётр сам хорошо понимал эту зависимость между непробудным, «непрестанным» пьянством и кровожадной свирепостью, когда, поражённый зверством шефа своего застенка, писал ему: «Перестань знаться с Ивашкой, быть роже драной». Пётр не ограничивался выражениями, хотя бы и очень крепкими: он частенько давал волю не только языку, но и рукам, от которых нездоровилось многим, попавшим под его неудержимый гнев, - особенно, когда в руках царя оказывалась знаменитая дубинка. От царских и притом очень частых побоев не ушли самые близкие к Петру люди - Лефорт и Меншиков. 


Слайд 6Личность Петра I
Обычно он ходит в простом платье, не любит ни

нарядов, ни чрезмерного числа слуг, большой противник бесполезной роскоши и праздности; напротив, благоволит усердным в труде. Сам он не теряет понапрасну времени. Обычно он в 3-4 часа утра присутствует в Тайном совете. Затем посещает кораблестроительную верфь, распоряжается там работой и прикладывает собственную руку, так как знает это дело в тонкостях от малейшей мелочи до самого главного. В 9 или 10 часов он развлекается работой на токарном станке, изготавливая красивейшие вещи. Затем в 11 часов у него короткая трапеза, а послеполуденное время после краткого, по русскому обычаю, сна проводит также за осмотром строительства и иными подобными делами. Вечером же он делает визит и, рано с этим покончив, ночью почивает.
Вебер Фридрих-Христиан — ганноверский резидент (посланник) в Петербурге в 1714—1718 гг.


Слайд 7Личность Петра I
Петр с большими усилиями старается победить в себе страсть к вину. Как

ни мало был Петр внимателен к политическим порядкам и общественным нравам Запада, он при своей чуткости не мог не заметить, что тамошние народы воспитываются и крепнут не кнутом и застенком, а жестокие уроки, данные ему под первым Азовом, под Нарвой и на Пруте, постепенно указывали ему на его политическую неподготовленность, и по  мере этого начиналось и усиливалось его политическое самообразование: он стал понимать крупные пробелы своего воспитания и вдумываться в понятия, вовремя им не продуманные, о государстве, народе, о праве и долге, о государе и его обязанностях.

Слайд 8Оценка деятельности Петра I
Царю приходилось заботиться об  увеличении своих доходов; но

дальше этой невольной заботы и не шли его реформационные стремления в сфере внутреннего государственного устройства. Не личная инициатива и не исторические прецеденты вызвали эту реформу, хотя тот и другой элемент в ней соединялись; ее вызвали текущие потребности минуты….

Его Царское Величество наделен от природы добрым, острым умом, и если он во всех своих предприятиях и делах скор и неутомим, то, однако же, определенно и то, что при исполнении замыслов, особенно крупных, весьма осторожен и осмотрителен и наперед сам все продумывает. В случае важных государственных дел он неожиданно идет к своим министрам и генералам или же предпочитает, чтобы министры и генералы собрались у него, либо определяет для совещания третье место. Он живет не в праздности, но в прилежных трудах.

Неизвестный немецкий автор


Слайд 9Положение сословий
Глава 4. О купечестве
И купечества в ничтожность повергать не надобно, понеже

без купечества никаковое, не токмо великое, но ни малое царство сто- яти не может. Купечество и воинству товарыщь, воинство воюет, а купечество помогает и всякие потребности им уготовляет.
Буде кто, коего чина ни будь, аще от сиглита или от афицеров, или от дворянства, или и из приказных людей, или церковные при- четники, или и крестьяне похотят торговать, то надлежит им пре- жней свой чин отставить и записатца в купечество и промышлять уже прямым лицом, а не пролазом, и всякие торги вести купечески с платежей пошлин и иных каких поборов с купечества равно со всем главным купечеством. И без согласия купеческаго камандира утайкою, по прежнему, воровски ничего не делать и пошлиннаго платежа ни малаго числа не таить.

Слайд 10Положение сословий
Глава 7. О крестьянстве
Крестьянское житие скудостно ни от чего иного, токмо

от своея их лености, а потом от неразсмотрения правителей и от помещечья насилия и от небрежения их.
Паки не малая пакость крестьянам чинитца и от того, что гра- мотных людей у них нет. Аще в коей деревне дворов, двадцать или и тритцать, а грамотного человека не единаго у них нет, и какой че- ловек к ним ни приедет с каким указом или без указу, да скажет, что указ у него есть, то тому и верят и отьтого приемлют себе излишние убытки, потому что все они яко слепые ничего не видят, ни разумеют. И того ради многая, и без указу приехав, пакости им чинят великия, а они оспорить не могут, а и в поборех много с них изълишних денег емлют, и отьтого даровой приемлют себе убыток.

Слайд 11Положение сословий
О дворянстве
«Это было собственно военное сословие, считавшее своею обязанностью

оборонять отечество от внешних врагов…».
«…в военную службу охотою никто не хотел, а записывали дворянских детей с принуждением…».
 «…а по рассмотрении Сената, по желанию каждого недоросля, отсылали записываться в школы или службу, куда кто пожелает».
« Он никуда не езжал по гостям, да я не слыхивал, чтобы и к нему кто-то из соседей, ровные ему дворяне езжали…»
 «Зять мой Афанасий Астафьев…не видал конца своему имению, веселясь в деревне и живучи разными забавами».
«Наконец принял я на себя во всяком роде пост, воздержание и тем надежное чаял себе получить правило избегнуть из рук заразившей меня любовной страстью; но все шло не по моему намерению…».
«… увидя ласковое обхождение рижских девиц и женщин, время от времени стал я забывать и свою петербургскую Шарлоту».


Слайд 12Указ о единонаследии
23 марта 1714 г.
1. Всем недвижимых вещей, то есть,

родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом:
2. Кто имеет сыновей, и ему же аще хощет, единому из оных дать недвижимое чрез духовную, тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имении, которыя должен отец их или мать разделити им при себе как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме онаго одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у онаго сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом. <...>
3. Кто бездетен, и оный волен отдавать недвижимое одному фамилии своей, кому похочет, а движимое, кому что похочет дать сродникам своим, или и посторонним, и то в его произволении будет. А ежели при себе не учинит, тогда обои те имения да разделены будут указом в род; недвижимое одному по линии ближнему, а прочее другим, кому надлежит равным образом.
4. Кому по духовной или по первенству достанутся недвижимыя, у того и движимаго имения части других в сохранении да будут до тех мест, пока его братья и сестры приспеют возраста своего, мужеской до семнадцати, а женской до семнадцати лет; и в те уреченные лета должен тот наследник их братей и сестр кормить и снабдевать, и учить всех грамоте, а мужский пол и цыфирному счету, также и наукам, к которым приклонность будет кто иметь. <...>
5. И для того надлежит отцам или матерям заранее духовные писать, и движимыя имения долями описывать; буде же отец или мать умрет без духовной, то тотчас детям их объявить после смерти родителей своих, где они ведомы, и требовать, дабы пожитки описать, и доли им определить при свидетелях. А покамест наследники недвижимых вещей до двадцати лет возраста своего не приидут, а другие оставшиеся в движимых имениях обоего пола до вышеписанных лет не приспеют, никаким их письмам или записям не верить, который прежде тех лет явятся у кого; и дабы кадеты обоих полов каким образом не были притеснены в молодых летах, того для, невольно в брак вступать, ранее, мужеского пола до двадцати, а женского до семнадцати лет.


Слайд 13ТАБЕЛЬ О РАНГАХ


Слайд 14О сборе подушных и оброчных денег
Плакат 26 июня 1724 г.
18.

О четырехгривенном сборе с государственных крестьян. - Понеже на однодворцов, на черносошных крестьян, на татар и ясашных и на пашенных и на других им подобных государственных крестьян, которые не за помещики, на тех положено сверх настоящего подушного сбору, вместо помещичья доходу, еще по четыре гривны с души. Того ради оные 4-х-гривенные деньги с тех людей сбирать комиссару от земли обще на вышеозначенные ж сроки, а именно: на первую и вторую трети по 13 копеек на треть, а на третью по 14 копеек: токмо в приходную и расходную книги записывать, и в рапорты писать особо, а с настоящим подушным сбором не мешать, и отсылать оные, куда впредь указом поведено будет; а с кого определено брать токмо одни по 74 копейки, и с которых сверх того по 4 гривны, тому при сем прилагается реестр. <...>
Реестр, с кого по указаму е. к. в. определено брать по 74 копейки, и с которых сверх того по 40 копеек, о том следует ниже сего:
1. С дворцовых, синодского ведения, с помещиковых и вотчинниковых всякого звания людей и крестьян, которые по переписке явились и в подушной сбор положены, по 74 копейки с души.
С государственных крестьян, то есть с однодворцов, с черносошных, с татар, с ясашных и Сибирской губернии пашенных, прежних служеб, копейщиков, рейтар, драгун, солдат, казаков, пушкарей, затанщиков и разсылыциков и всякого звания людей, которые в поголовную перепись написаны и в раскладку на попки положены, не обходя никого, по 74 копейки с души, кроме астраханских и уфимских татар и башкирцов и сибирских ясашных иноверцов, которых переписывать и на полки раскладывать не ведено.
Да с них же сверх того, вместо тех доходов, что платят дворцовые во дворец, синодского ведения в Синод, помещиковы помещикам, по 40 копеек с души. <...>


Слайд 15Указ о престолонаследие
Мы Петр первый император и самодержец всероссийский и

прочая и прочая и прочая.
Объявляем, понеже всем ведомо есть, какою авессаломскою злостию надмен был сын наш Алексей, и что не раскаянием его оное намерение, но милостию божиею ко всему нашему отечеству пресеклось (что довольно из манифеста о том деле видимо есть); а сие не для чего иного у него возросло, токмо от обычая старого, что большому сыну наследство давали, к тому же один он тогда мужеска пола нашей фамилии был, и для того ни на какое отеческое наказание смотреть не хотел; сей недобрый обычай не знаю чего для так был затвержден, ибо не точию в людях по разсуждению умных родителей бывали отмены, но и в святом писании видим, когда Исакова жена состаревшемуся ее мужу, меньшому сыну наследство исходатайствовала, и что еще удивительнее, что и божие благословение тому следовало; еще ж и в наших предках оное видим, когда блаженные и вечнодостойные памяти великий князь Иван Васильевич, и поистинне великий не словом, но делом; ибо оный, разсыпанное разделением детей Владимировых наше отечество собрал и утвердил, которой не по первенству, но по воли сие чинил, и дважды отменял, усматривая достойного наследника, которой бы собранное и утвержденное наше отечество паки в расточение не упустил, перво мимо сыновей отдал внуку, а потом отставил внука уже венчанного, и отдал сыну его наследство (о чем ясно из Степенной книги видеть возможно), а именно, в лето 7006 г. февраля в 4 день, князь великий Иван Васильевич учинил по себе наследника внука своего князя Дмитрия Ивановича, и венчан был на Москве на великом княжении княжеским венцем митрополитом Симоном, а в лето 7010 апреля в 11 день великий князь Иван Васильевич разгневался на внука своего князя Дмитрия, и не велел его поминать в церквах великим князем, и посадил его за караул и того же апреля в 14 день учинил наследником сына своего Василия Ивановича и венчан был оным же митрополитом Симоном; на что и другие сему подобные есть довольные примеры, о которых, краткости ради времени, ныне здесь не упоминаем, но впредь оные особливо выданы будут в печать. В таком же разсуждении, в прошлом 1714 году милосердуя мы о наших подданных, чтоб и партикулярные их домы не приходили от недостойных наследников в разорение, хотя и учинили мы устав, чтоб недвижимое имение отдавать одному сыну, однакож отдали то в волю родительскую, которому сыну похотят отдать, усмотри достойного, хотя и меньшему, мимо больших, признавая удобного, который бы не расточил наследства. Кольми же паче должны мы иметь попечение о целости всего нашего государства, которое с помощию божиею, ныне паче распространено, как всем видимо есть; чего для заблагоразсудили мы сей устав учинить, дабы сие было всегда в воле правительствующего государя, кому оной хочет, тому и определит наследство, и определенному, видя какое непотребство, паки отменит, дабы дети и потомки не впали в такую злость, как выше писано, имея сию узду на себе. Того ради повелеваем, дабы все наши верные подданные и мирские без изъятия, сей наш устав пред богом и его евангелием утвердили на таком основании, что всяк, кто сему будет противен, или инако как толковать станет, тот за изменника почтен, смертной казни и церковной клятве подлежать будет.

Слайд 16ИТОГИ:
Что се есть? До чего мы дожили, о россиане? Что

видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привидение? О, как истинная печаль! О, как известное наше злоключение! Виновник бесчисленных благополучии наших и радостей, воскресивший аки от мертвых Россию и воздвигший в толикую силу и славу, или паче, рождший и воспитавший прямый сый отечествия своего отец, которому по его достоинству, добрии российстии сынове бессмертну быть желали, по летам же и состава крепости многолетно еще жить имущего вси надеялися,-- противно и желанию и чаянию скончал жизнь и -- о лютой нам язвы! -- тогда жизнь скончал, когда по трудах, беспокойствах, печалех, бедствиях, по многих и многообразных смертех жить нечто начинал. Довольно же видим, коль прогневали мы тебе, о боже наш! И коль раздражили долготерпение твое! О недостойных и бедных нас! О грехов наших безмерия! Не видяй сего слеп есть, видяй же и не исповедуяй в жестокосердии своем окаменей есть. Но что нам умножать жалобы и сердоболия, которые утолять елико возможно подобает. Как же то и возможно! Понеже если великие его таланты, действия и дела воспомянем, еще вяще утратою толикого добра нашего уязвимся и возрыдаем. Сей воистину толь печальной траты разве бы летаргом некиим, некиим смертообразным сном забыть нам возможно.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика