Слайд 1АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ПРОГРАММЕ:
«ПРОЕКТНАЯ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
ЖИРИНОЙ ИРИНЫ ВАЛЕРЬЕВНЫ
МБОУ НЕМЧИНОВСКИЙ ЛИЦЕЙ
НА ТЕМУ:
Проектно-исследовательская деятельность по истории
Слайд 2
Новая парадигма образования, введение ФГОС переносит акцент на воспитание подлинно свободной
личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Основным видом деятельности является творческая деятельность обучающегося, где он становится субъектом. Отношения между учителем и учеником становятся диалогическими.
Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся.
В Немчиновском лицее в рамках элективного курса в 2016-2017 учебном году будет проводиться курс «Проектно-исследовательская деятельность по истории» для учащихся 8-го класса, имеющего социально-экономическое направление. Работа посвящена разработке данного курса.
Слайд 3Характеристика ОУ:
Немчиновская средняя школа открыта с 11 ноября 1980 года. В
1999 году школа получила статус лицея. С 2012 года получила название Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Немчиновский лицей.
Особенностью общеобразовательного учреждения является его территориальная обособленность, что обуславливает тесную связь с социумом: лицей является культурно –досуговым центром поселка Новоивановское.
Статус лицея предполагает углубленное изучение таких предметов как математика и информатика, но большое количество детей интересуются предметами история, обществознание и краеведение. С такими ребятами мы и будем заниматься проектно-исследовательской деятельностью.
В нашем лицее есть музей боевой славы и идет формирование краеведческого музея – это и есть сфера нашей деятельности. Ограничивать детей рамками одного кабинета не стоит, поэтому выбор творческой работы останется за восьмиклассниками.
В лицее функционирует ШНОО «СТИЛ», члены которого участвуют в научно-практической конференции. Поэтому данный курс будет полезен тем, что ряды научного общества пополнятся.
Слайд 4Актуальность:
На данный момент актуальным является необходимость развивать творческие и креативные способности,
формировать критическое мышление каждого ученика. Проектно-исследовательская деятельность в этом хороший помощник.
Включение учащихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность есть один из путей повышения мотивации и эффективности самой учебной деятельности в основной школе.
Важно, что такая деятельность направлена не только на повышение компетенции подростков в предметной области определенных учебных дисциплин, не только на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В ходе реализации данной деятельности учащиеся смогут реализовать свои потребности в общении со значимыми, референтными группами одноклассников, учителей и т.д. Строя различного рода отношений в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности, подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому, приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе.
Слайд 5
Цель курса: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности в
процессе изучения общественно-гуманитарных дисциплин.
Задачи:
- развитие способности занимать исследовательскую позицию, самостоятельно ставить и достигать цели в учебной деятельности;
- мотивация учащихся к поисковой исследовательской и проектной деятельности;
- определение в предмете «История» проблемных тематических блоков, актуализирующих исследование и творческий поиск;
- внедрение различных типов творческих работ (исследование, проект, реферат, плагиат и др.);
- развитие умений описания и обобщения результатов;
- формирования умений публичной защиты работы.
Слайд 6
Методы проведения занятий: беседа, работа с источниками,, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные
исследования и проекты, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита творческих работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
уровневая дифференциация;
проблемное обучение;
поисковая деятельность;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии;
Слайд 7
Характеристика программы.
Целевые ориентации инновационной деятельности направлены на работу над методической
темой: «Повышение качества обучения через интеграцию основного и дополнительного образования».
В этом ключе разрабатываются следующие направления деятельности:
повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения;
вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
приобретение коммуникативных умений;
выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;
Слайд 8Учащихся лицея в ходе курса необходимо познакомить с понятиями «исследование» и
«проект», выявить общие черты и обязательно определить черты различия, определить этапы исследования и проекта:
- Изучение теоретического материала
- Выделение проблемы, постановка целей и задач исследования
- Формулировка рабочей гипотезы
- Освоение методики исследования
- Сбор собственного экспериментального материала
- Обработка собранного материала
- Обобщение, анализ, выводы
-Представление исследовательской работы .
На основании этих этапов создан курс «Проектно-исследовательская деятельность по истории», 8 класс
Слайд 10
Стоит отметить, что работа в проектно-исследовательском направлении имеет для учащихся лицея
свою практическую направленность.
Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы,
Во-вторых, у них появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати,
В-третьих, есть возможность представить свои работы для участия в районных и международных конференциях,
В-четвертых, работая в тесном контакте с научными консультантами, учащиеся имеют возможность познакомиться с научными школами города, выбрать свой профессиональный путь.
Таким образом, проектно-исследовательская работа в лицее занимает важное место в образовательном процессе, ведь именно система образования должна готовить выпускников, способных социализироваться в современном обществе, опираясь на обновленное компетентностно-ориентированное образование.