Слайд 1КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ.
Культура народа, искусство, обычаи и их традиции.
Слайд 2
Крымские татары сформировались как народ в Крыму в XIII—XVII веках. Историческим
ядром крымскотатарского этноса являются тюркские племена, осевшие в Крыму, особое место в этногенезе крымских татар у кипчакских племён, которые смешались с местными потомками гуннов, хазар, печенегов, а также представителями дотюркского населения Крыма — составили вместе с ними этническую основу крымских татар, караимов, крымчаков
Слайд 3
К концу XV века были созданы основные предпосылки, приведшие к формированию
самостоятельного крымскотатарского этноса: в Крыму установилось политическое господство Крымского ханства и Османской империи, тюркские языки (половецко-кыпчакский на территории ханства и османский в османских владениях) стали доминирующими, а ислам приобрёл статус государственной религии на всей территории полуострова. В результате преобладания получившего имя «татары» половецкоязычного населения и исламской религии начались процессы ассимиляции и консолидации пёстрого этнического конгломерата, которые привели к появлению крымскотатарского народа. В течение нескольких столетий сложился крымскотатарский язык на основе половецкого языка с заметным огузским влиянием.
Слайд 4
Как но наружному виду, так и по наречию, а также и
по некоторым нравам и обычаям крымское население, называемое нами теперь огульно крымскими татарами, разделилось на три группы: южнобережное, горное и степное.
Крымцы южного берега высоки, стройны, черноволосы и черноглазы, со смуглым, но в то же время вполне европейским цветом лица; черты лица их очень правильны и красивы, и среди южнобережных татар, как мужчин так и женщин, есть много известных красавцев и красавиц. В них видна благородная кровь и древних греков, и средневековых итальянцев, да и в языке их слышится и более мягкое произношение и обилие испорченных итальянских и греческих слов.
Совсем не таковы крымцы степной полосы. Они низкого или среднего роста, коротконоги и немного кривоноги, с длинными руками, большой широкой головой, выдающимися скулами, узкими глазами с немного косым разрезом. Они сами зовут себя ногаями и происходят от ногайских орд.
Горные татары, живушие около Бахчисарая, по Байдарской долине, около Симферополя, и по внешнему виду и по диалекту представляют середину между степными и южнобережными. В них еще больше смеси, чем в южнобережных.
Слайд 6
Костюмы татар живописные, но развившиеся под влиянием турецкой культуры, в последнее
время, когда Крым стал наводняться массою туристов, проникающих в самые затаенные углы полуострова, стал значительно изменяться. Поэтому многие национальные части местного костюма заменяются общеевропейскими частями туалета.
Прежний, типичный костюм крымца состоит из белой рубашки с прямым воротом, темных шаровар, подпоясанных широким, цветным поясом, сафьянных башмаков или туфель: сверх рубашки надевалась узкая, расшитая шнурками черпая куртка; на голове носилась низкая черная мерлушковая шапка с небольшим вытороченным золотыми галунами кружочком посередине ее вершины.
Слайд 8
Характер общественной жизни татар выражается и в наружном виде их деревень.
Все татарские селения расположены в лощинах; в этом сказывается, может быть, привычка прежнего степняка-татарина прятаться от взоров казака. Дома здесь не скученные, как в русских селах, а разбросаны в беспорядке и отделены друг от друга если не садом, то огородом, или просто пустырем. Вокруг деревни, большею частью, примыкая к самым усадьбам, лежат поля и сенокосы. Поля эти, в свою очередь, обнесены, почти у каждого хозяина, плетнем, а иногда каменною оградою или канавою.
Только в горах, по тесноте места, дома в татарских деревнях стоят не в далеком расстоянии друг от друга, хотя также разбросаны в беспорядке. В этих селениях низкие татарские сакли, обыкновенно, плотно примыкают одною стеною к горе, так что, сходя с последней, можно легко взойти на дом, совсем того не замечая.
Жилище татарское, сакля, не везде строится одинаково: на южном берегу Крыма татары делают себе дома из грубых полевых камней, смазывают их и оштукатуривают глиною. А на северном склоне гор, и особенно в степях, татарские дома строятся из крупных самодельных кирпичей, приготовляемых из смеси глины с соломою.
В сакле татарской постоянно соблюдается чистота и порядок; войлок, постланный на полу, часто выколачивается и выветривается. Вообще, где участвуют руки и глаз татарки, там все делается исправно и обстоятельно. Это относится одинаково как к бедным, так и богатым татарским семействам.
Слайд 10
Крымскими татарами употребляются в пищу следующие кушанья: катык, т.е. скисшееся, свернувшееся
и потом прокипяченное, а иногда еще и просоленное молоко, по большей части — овечье, что-то вроде нашего кислого молока или творогу, но на вкус русских совершенно негодное, у крымских же татар весьма любимое.
Изредка, в каких-нибудь особенных случаях, татары приготовляют: шашлык — жареную на вертеле мелкими кусками баранину; чубурек, т.е. жареные на бараньем сале пирожки с начинкой из рубленой говядины; голубцы в виноградных листьях, облитые, вместо сметаны, катыком. Самым же роскошным блюдом считаются щи, сваренные из разных овощей и фруктов и из различного мяса; чем разнокалибернее состав этого удивительного блюда, тем выше оно ценится. Всякое кушанье у татар, обыкновенно, переварено и пережарено донельзя, и все обильно приправляется бурдючным жиром (сало из хвоста крымского барана), стручковым перцем, луком и чесноком, который татары поглощают в огромном количестве.
Слайд 11
К выбору жениха и невесты подходят очень ответственно. Раньше, в старые
добрые времена, невесту или зятя предпочитали выбирать из своей деревни. Из круга возможных брачных партнеров были исключены все родственники до седьмого колена. Очень часто родители договаривались о свадьбе детей, когда те еще были новорожденными. Но самой распространенной формой был брак по сговору, сопровождающийся комплексом традиционных обрядов.
Сама свадьба состоит из двух дней, в первый день, обычно в пятницу, празднование проходит на стороне девушки, а в субботу продолжается на стороне жениха.
Сначала родители парня вместе со сватами приезжают в дом девушки, где их уже ждут родственники девушки. После знакомства и обмена подарками обсуждается и намечается день свадьбы.
Следующий предсвадебный этап –окончательный договор между сватами, который совершается обычно за две недели до свадьбы. Два-три представителя жениха приезжают к невесте с подарками для нее и ее близких. Родители невесты предварительно готовят свои подарки для другой стороны. Происходит обмен подарками, который сопровождается молитвами.
Следующий обязательный и очень важный шаг в крымскотатарских свадебных обрядах — "никях" или мусульманский обряд бракосочетания. Ритуал "никях" заключается в том, что, по правилам шариата, местный священник в присутствии свидетелей сначала три раза спрашивает у невесты согласна ли она выйти замуж за парня, а затем один раз спрашивает у жениха, согласен ли он взять в жены эту девушку. При этом невеста должна 2 раза промолчать,и только на третий раз дать согласие.
Слайд 13
ПОЧЕМУ ИМЕННО ТАМГА СТАЛА СИМВОЛОМ КРЫМСКОТАТАРСКОГО НАРОДА
Родовой знак правившей на Крымском
полуострове династии Гираев — taraq-tamğa (тарак-тамга). Тарак-тамга была утверждена в качестве государственного герба именно Хаджи Гираем. С тем пор данный знак является признанным символом ханской власти. Есть версия по которой желтый цвет (тамга нарисованная именно в таком цвете) – это цвет золота, которое символизирует физическую и духовную чистоту, а голубой – это цвет скорби. Если эти цвета сливаются, то дают зеленый – цвет жизни и посвящения, бессмертия и истины.
Когда-то тамгу использовали для обозначения рода на разных знаменах, монетах, ярлыках, зданиях, на могильных камнях и различных предметах. По традиции тамги-знаки имели неизменную и простую форму. Некоторые из них имели даже собственное название.
Сегодня многие историки хотят понять значение династической тамги Гираев, так как одни говорят, что это единство хана, нурэд-дина и калги, другие при рассмотрении семантики решают, что трезубец стал символом весов – знак справедливости. Некоторые отмечают, что символ тамги – это стилизованное изображение орла. Единство трех племен в этом знаке видят третьи, но увы почти все эти версии малоубедительны.