Слайд 1Основы цифровых производств
в машиностроении
Кутин Андрей Анатольевич
д.т.н., профессор, зав. кафедрой
«Технология
машиностроения»
Слайд 2Содержание курса
Лекции – 40 часов
Практические занятия – 20 часов
Лабораторные работы –
20 часов
Домашнее задание
Экзамен
Слайд 3Литература
Шишов О.В. Современные технологии промышленной автоматизации. М.: Берлин, Директ-Медиа, 2015, 368
с.
Zude Zhou, Shane Xie, Dejun Chan. Fundamentals of Digital Manufacturing Science. Springer, 2012, 365 p.
С.Г.Селиванов, М.Б.Гузаиров, А.А.Кутин Инноватика: Учебник для вузов., М., Машиностроение, 2013. -640 с.
Статьи из журнала «САПР и графика» тематическое приложение «Машиностроение»
Слайд 4Лекция 1
Цель и задачи курса.
Основные понятия и определения.
Слайд 5Основной целью освоения дисциплины является ознакомление с теоретическими основами и принципами
проектирования цифровых машиностроительных производств, освоение методик и инструментальных средств построения цифровых производств на базе информационных и производственных технологий.
Основными задачами изучения дисциплины являются:
изучение концепции информационной поддержки жизненного цикла изделий,
изучение принципов построения, возможностей, преимуществ и недостатков основных отечественных и зарубежных систем автоматизации производства,
освоение методики сквозного автоматизированного конструирования изделий, проектирования технологических процессов изготовления и цифрового производства,
формирование навыков компоновки производственных групп цифрового оборудования с помощью графического 3D моделирования.
формирование навыков проектирования автоматизированных рабочих мест цифрового машиностроительного производства.
Слайд 6Понятие цифрового производства
В большинстве случаев под термином «цифровое производство» подразумевается информационная
(электронная) модель высокотехнологичного производства, охватывающая основные направления перспективных производственных технологий, новых материалов и информационно-коммуникационного обеспечения. Эта модель включает в себя информацию обо всех процессах, протекающих на производстве, а также весь объем информации об изделии, который можно распределить по этапам жизненного цикла изделия:
конструкторские и технологические данные ;
производственные данные и данные о качестве;
логистические данные;
эксплуатационные данные;
экономические данные.
Слайд 7
Основные понятия и определения
.
CAD – Computer Aided Design
– компьютерное конструирование
CAE – Computer Aided Engineering – компьютерное проведение инженерных расчетов
CAPP – Computer Aided Process Planning – компьютерное проектирование технологических процессов
CAM – Computer Aided Manufacturing – компьютерное программирование станков с ЧПУ
Слайд 8Основные понятия и определения
CRM (Customer Relationship Management) - система управления взаимоотношениями с клиентами
SCM
(Supply Chain Management) - система управления цепочкой поставок как внутри предприятия, так и за его пределами
MES ( Manufacturing Execution System) — исполнительная система производства
IETM — (Interactive Electronic Technical Manual) - ИЭТР — интерактивные электронные технические руководства
Слайд 9Основные понятия и определения
Project Management Manufacturing Resource Planning – управление проектами
и ресурсами
Configuration Management (CM) – управление конфигурацией
Integrated Logistic Support (ILS)– интегрированная логистическая поддержка
Интегрированная информационная среда – совокупность распределенных баз данных, содержащих сведения об изделиях, производственной среде, ресурсах и процессах предприятия
Электронный документ – структурированный набор данных, включающий в себя заголовок, содержательную часть и электронно-цифровую подпись
Слайд 10Основные понятия и определения
PDM-система (Product Data Management) — система управления данными
об изделии
PLM - система (Product Lifecycle Management) – система, реализующая технологию управления жизненным циклом изделий
MRP II (Manufacturing Resource Planning) – управление производственными ресурсами (планирование производства, логистика, управление финансами и др.)
ERP (Enterprise Resource Planning) – управление ресурсами предприятия
Слайд 11Эволюция машиностроительного производства
«Индустрия 1.0»:
механизация:
замена мускульной силы на энергию пара
1784 г.
«Индустрия 2.0»:
электрификация:
внедрение
конвейерного производства
1870 г.
«Индустрия 3.0»:
автоматизация:
внедрение роботизированных систем с ЧПУ
1969 г.
«Индустрия 4.0»:
«умное производство»
сегодня
Слайд 12Состояние вопроса
В настоящее время исследования по прогнозированию создания цифровых производств ускоренными
темпами развиваются в США в Американском оборонном исследовательском агентстве (DARPA), в Германии в Фраунхоферском институте автоматизации и организации производства (IFF, г.Магдебург), в Нидерландах в компании Oce Technologies и других научных центрах.
Компанией Siemens разработана программа “Industry 4.0”, в КНР программа «Производство 2025»,которые определяют основную концепцию развития цифровых производств.
В Российской Федерации также проводятся аналогичные исследования, но пока без системной увязки всех технологий и процессов, реализуемых в цифровом производстве
Слайд 13Информационная модель производства
Основной целью построения информационной модели производства является установление количественных
и логических связей между переменными, характеризующими состояние контролируемых показателей деятельности предприятия и его участков. Под этими переменными понимаются параметры изделия (конструкторские данные), контролируемые параметры технологических процессов, производственные данные (информация, связанная с обработкой, сборкой, транспортированием, хранением изделий).
Разработка информационной модели машиностроительного предприятия заключается в тщательном исследовании реальных информационных потоков в производстве, алгоритмов переработки информации и объектов автоматизации с целью совершенствования информационной системы, выбора технических средств механизации и разработки принципов автоматизированной системы управления предприятием
Слайд 15Цифровой макет предприятия
Цифровой макет предприятия определяет информационные связи между элементами производственной
системы предприятия при выполнении производственной программы, которые используются при структурном моделировании технологической, транспортной и других подсистем. На рисунке приведен пример цифрового макета предприятия, на котором стрелочками обозначены логистические связи элементов технологической и транспортной подсистем, возникающие при производстве конкретного изделия.
Слайд 17Комната виртуальной реальности с использованием технологий Capturing Motion
Слайд 18Вставка сборок оборудования производственных участков в строительную часть корпуса
Слайд 19Этапы жизненного цикла изделия и их компьютерная поддержка
Слайд 20Лекция 2
Компьютеризация подготовки производства
Слайд 21Эволюция бизнеса цифрового производства
Уровень цифрового проникновения
Высокий
Низкий
1970
Производство
Проектирование
Автоматизация
проектирования и производства
1980
1990
2000
2010
2020
Снабжение
Производство
Проектирование
Автоматизированное конструирование
и производство
Маркетинг
Снабжение
Производство
Проектирование
Электронное создание продукта
Логистика
Сервисное сопровождение
Маркетинг
Снабжение
Производство
Проектирование
Цифровые двойники и совместное проектирование
Продажи
Логистика
Сервисное сопровождение
Маркетинг
Снабжение
Производство
Проектирование
Совместное управление жизненным циклом и цифровой облачный бизнес
Слайд 22Задачи САПР ТПП
создание всего технологического процесса или отдельных операций и переходов;
поиск
и выбор режущего и вспомогательного инструмента, оборудования, стандартной и универсальной оснастки из соответствующих библиотек;
генерацию по электронному маршруту маршрутных карт движения изделий (заготовок, полуфабрикатов, деталей);
процедуры электронного согласования моделей, чертежей, эскизов, документов и маршрутов;
процедуры проведения изменений;
получение сводной информации по используемым материалам для изготовления изделий;
проектирование чертежей оснастки;
разработку управляющих программ станков ЧПУ основного и вспомогательного производства.
Слайд 23Назначение САПР ТПП
В целом задача автоматизации подготовки производства заключается в том,
чтобы обеспечить создание цифровых образов изделий, их прототипов, чертежей и документации, формирование программ для станков с ЧПУ, автоматизированных и автоматических технологических линий, раскроя листового металла, подбора заготовок, а также данных для расчёта трудозатрат на изготовление деталей.
Виртуальный образ детали, созданный с помощью информационных технологий и программных инструментов, должен быть автоматически описан в файлах-спецификациях и воплощаться в чертежи. В свою очередь цифровые чертежи и трёхмерные цифровые описания деталей должны служить исходными данными для программ управления оборудованием и различных экономико-производственных расчётов.
Слайд 24Этапы реализации САПР ТПП
внедрить в технических подразделениях предприятия единую технологию проектирования
и подготовки производства;
внедрить технологию управления инженерными данными, конфигурациями изделий в единой базе данных предприятия;
осуществить подключение пользователей автоматизированных подразделений к локальной или корпоративной вычислительной сети;
внедрить систему электронного технического документооборота и управления потоком работ в процессах конструкторско-технической подготовки производства;
обеспечить обучение или переподготовку персонала;
произвести техническое перевооружение автоматизируемых подразделений;
Слайд 26Основные российские фирмы по САПР
Слайд 27Управление ресурсами предприятия (ERP)
Система класса ERP - это корпоративная информационная система
для автоматизации планирования, учета, контроля и анализа всех основных бизнес-процессов и решения бизнес задач в масштабе предприятия. ERP-система помогает интегрировать все отделы и функции компании в единую систему, при этом все департаменты работают с единой базой данных и им проще обмениваться между собой разного рода информацией.
ERP система включает в себя различные функциональные модули: бухгалтерский и налоговый учет, управление складом, транспортировками, кадровый учет, управление взаимоотношениями с клиентами. Различные программные модули позволяют заменить устаревшие разрозненные информационные системы по управлению логистикой, финансами, складом, проектами. Вся информация хранится в единой базе данных, откуда она может быть в любое время получена по запросу
Слайд 29Бюджетное и стратегическое планирование
Формулирует стратегические цели и долгосрочные пути развития компании
в виде мероприятий (проектов) по отношению к внешней (поставщики, клиенты) и внутренней (маркетинг, закупки, производство, продажи) среде.
Распределяет ответственность структурных подразделений компании за инвестиции, прибыль, доходы и расходы, позволяет точно спланировать финансовый результат и проконтролировать отклонение в его достижении по итогам периода. Определить, какие ресурсы, в каких объёмах и для чего расходуют подразделения компании. Связывает производимые расходы с достижением стратегических целей компании, например: объём продаж, прибыль, свободный денежный поток, стоимость компании.
Слайд 30Логистика
С позиции менеджмента организации логистику можно рассматривать как стратегическое управление материальными
потоками в процессе снабжения: закупки, перевозки, продажи и хранения материалов, деталей и готового инвентаря (техники и проч.). Понятие включает в себя также управление соответствующими потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.
Слайд 31Управление персоналом
Подсистема управления и учета персонала осуществляет: организацию найма персонала, организацию
собеседования, оценки отбора и приема персонала, учет приема, перемещений, поощрений и увольнения работников, профессиональную ориентацию и организацию рационального использования персонала, управление занятостью, делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.
Слайд 32Управление производством
Планирование выпуска продукции в соответствии с планами продаж, проектами, заказами.
Формирование производственных планов цехов по всей технологической цепочке создания продукции.
Планирование потребностей в материалах, сырье, комплектующих, рабочей силе, оборудовании.
Расчет плановых затрат на производство продукции и ее рентабельности.
Оперативное планирование производства и диспетчирование.
Производственный учет - учет движения материалов и покупных комплектующих, деталей и сборочных единиц в производстве.
Учет фактических затрат на производство продукции и калькуляция ее фактической себестоимости.
План/факт анализ производственной деятельности предприятия.
Слайд 33Положительные стороны внедрения ERP системы на предприятии
сокращение уровня страховых запасов;
своевременность
пополнения материально-технических ресурсов;
повышение оборачиваемости оборотных средств;
сокращение неликвидных запасов и числа неплановых закупок;
повышение объемов производства и повышение эффективности
эффективный контроль расхода материалов;
повышение эффективности ценообразования;
снижение трудозатрат на формирование бухгалтерской отчетности
Слайд 34Отличие систем ERP от MRP 2
Поддержка различных типов производств (сборочного, обрабатывающего
и др.) и видов деятельности предприятий и организаций
Поддержка планирования ресурсов по различным направлениям деятельности предприятия (а не только производства продукции).
ERP-системы ориентированы на управление "виртуальным предприятием" (отражающим взаимодействие производства, поставщиков, партнеров и потребителей).
В ERP-системах больше внимания уделено финансовым подсистемам.
Повышенные требования к инфраструктуре
Повышены требования к интегрируемости ERP-систем с приложениями, уже используемыми предприятием
Слайд 35Наиболее распространенные в России системы класса ERP
SAP R/3 (24% в мире
и 50% в России)
Oracle Applications (14% в мире и 7% в России)
Dynamics Ax компании Microsoft (11% в мире и 4% в России)
1С: Предприятие 8 (20% в России)
Галактика (5% в России)
T-Flex PLM
Парус
Cognos
Слайд 36Система управления взаимоотношениями с клиентами (CRM)
CRM - прикладное программное обеспечение для
организаций, предназначенное для автоматизации стратегий взаимодействия с заказчиками (клиентами), в частности, для повышения уровня продаж, оптимизации маркетинга и улучшения обслуживания клиентов путём сохранения информации о клиентах и истории взаимоотношений с ними, установления и улучшения бизнес-процессов и последующего анализа результатов
Основной целью внедрения, как правило, ставится увеличение степени удовлетворённости клиентов за счёт анализа накопленной информации о клиентском поведении, регулирования тарифной политики, настройки инструментов маркетинга
Основные продуценты Salesforce.com (14 %), SAP (12,9 %) и Oracle (11,1 %)[
Слайд 37Классификация и функциональность
Управление продажами (SFA — Sales Force Automation)
Управление маркетингом
Управление клиентским обслуживанием
и колл-центрами
Стандартная функциональность CRM-системы включает в себя базу данных по продуктам, услугам и ценам компании, информацию о состоянии рынка и конкурентах; систему планирования деятельности; модули управления контактами, управления оперативными взаимодействиями с клиентами, управления заключенными сделками и потенциальными сделками; содержит инструменты для проведения телемаркетинга, генерации отчетов; обеспечивает автоматическую подготовку коммерческих предложений, позволяет проводить анализ и сегментацию целевой аудитории, создавать списки потенциальных клиентов и распределять их между торговыми представителями, планировать проведение маркетинговых кампаний и исследований и анализировать их результаты.
Слайд 38Классификация по уровням обработки информации
Операционный CRM — регистрация и оперативный
доступ к первичной информации по событиям, компаниям, проектам, контактам
Аналитический CRM — отчётность и анализ информации в различных разрезах (анализ результатов маркетинговых мероприятий, анализ эффективности продаж в разрезе продуктов, сегментов клиентов, регионов и др.).
Коллаборативный CRM — уровень организации тесного взаимодействия с конечными потребителями, клиентами, вплоть до влияния клиента на внутренние процессы компании (опросы, для изменения качеств продукта или порядка обслуживания, веб-страницы для отслеживания клиентами состояния заказа, уведомление по SMS о событиях, связанных с заказом или лицевым счётом).
Слайд 39Лекция 3
Концепция построения системы управления жизненным циклом изделия на примере системы
T-Flex PLM +
Слайд 40Традиционный подход к автоматизации
Офисный (канцелярский) документооборот (Workflow)
Управление взаимоотношениями
с клиентами (CRM)
Управление проектами
(PM)
Технический
документооборот (PDM)
Конструкторско-технологическая подготовка
производства (CAD+CAPP)
Оперативно-календарное планирование (MES)
Управление ТО и ремонтом оборудования
Учётная (складская) система
Собственные
информационные системы
Пользователи и доступ
Файлы
Почта
Архив документов
Отчёты
Поиск
Бизнес-процессы
Администрирование
Пользователи и доступ
Файлы
Почта
Архив документов
Отчёты
Поиск
Бизнес-процессы
Администрирование
Пользователи и доступ
Файлы
Почта
Архив документов
Отчёты
Администрирование
Пользователи и доступ
Файлы
Почта
Архив документов
Отчёты
Поиск
Бизнес-процессы
Администрирование
Пользователи и доступ
Файлы
Почта
Архив документов
Отчёты
Поиск
Бизнес-процессы
Администрирование
Файлы
Архив документов
Отчёты
Пользователи и доступ
Файлы
Почта
Архив документов
Отчёты
Поиск
Бизнес-процессы
Администрирование
Пользователи и доступ
Файлы
Отчёты
Поиск
Бизнес-процессы
Администрирование
Пользователи и доступ
Файлы
Почта
Архив документов
Отчёты
Поиск
Бизнес-процессы
Администрирование
Слайд 41Традиционный подход к автоматизации
Управление взаимоотношениями
с клиентами (CRM)
Управление проектами (PM)
Оперативно-календарное планирование (MES)
Управление
ТО и ремонтом оборудования
Учётная (складская) система
Собственные
информационные системы
Пользователи и доступ
Файлы
Почта
Архив документов
Отчёты
Поиск
Бизнес-процессы
Администрирование
Пользователи и доступ
Файлы
Почта
Архив документов
Отчёты
Администрирование
Файлы
Архив документов
Отчёты
Пользователи и доступ
Файлы
Почта
Архив документов
Отчёты
Поиск
Бизнес-процессы
Администрирование
Пользователи и доступ
Файлы
Отчёты
Поиск
Бизнес-процессы
Администрирование
Пользователи и доступ
Файлы
Почта
Архив документов
Отчёты
Поиск
Бизнес-процессы
Администрирование
Офисный (канцелярский) документооборот (Workflow)
Технический
документооборот (PDM)
Конструкторско-технологическая подготовка
производства (CAD+CAPP)
Пользователи и доступ
Файлы
Почта
Архив документов
Отчёты
Поиск
Бизнес-процессы
Администрирование
Слайд 43Структурированное хранилище –
архив предприятия
Слайд 45Примеры пользователей
Газо-дизельная автономная электростанция
ЗАО НПП «Интерэнерго»
Редуктор конический
ООО «Армтехстрой»
Конвейер
ОАО «НПО «СИБСЕЛЬМАШ»
Блок привода
ОАО
«Анжеромаш»
Консольно-поворотный механизм
ОАО "Сибэлектротерм", г. Новосибирск
Интерферометр
ФГУП ЦКБ «Точприбор», г. Новосибирск
Слайд 46T-FLEX CAD
AutoCAD
Autodesk Inventor
Solid Works
Pro/E
NX (Unigraphics)
…
Интеграция с CAD системами
Слайд 48Состав изделия в системе T-FLEX DOCs
Слайд 51Ведение корпоративных справочников
Слайд 55Технологическая подготовка производства
Слайд 57Подготовка программ для станков с ЧПУ
Слайд 59Эксплуатация и послепродажное обслуживание
Слайд 61Офисный и канцелярский документооборот
Слайд 62Организационно-распорядительный документооборот и оперативное управление
Слайд 64Управление взаимоотношениями с клиентами (CRM)
Слайд 66Оперативное управление проектами
Процесс управления проектами представляется руководителю в простом
и наглядном виде
диаграммы Ганта
Слайд 67Оперативное управление проектами
Отслеживание процесса реализации проекта на диаграмме Ганта
Слайд 68Управление подготовкой производства
Слайд 70Оперативно-календарное планирование
Слайд 71Оперативно-календарное планирование
Слайд 73Техническое Обслуживание и Ремонт
Назначение
Управление процессами обслуживания оборудования и других сложных промышленных
объектов на всем периоде эксплуатации
Решаемые задачи
Разработка нормативной документации по ТОиР
Формирование планов ТОиР
Управление процессом ТОиР
Формирование планово-отчётной документации по ТОиР
Слайд 76Складской учёт и управление закупками
Слайд 79Создание собственных информационных систем, справочников, интерфейсов.
Слайд 80Организация работы отдела маркетинга