Функции: понятие, описание. Структура программы. Передача параметров и возврат значений презентация

Содержание

Слайд 1Лекция 8
Функции: понятие, описание.
Структура программы.
Передача параметров и возврат значений.


Слайд 2Основные понятия и определения
Нисходящее программирование – процесс разработки программ, при котором

сложная программа разбивается на ряд более простых подпрограмм, которые в свою очередь также могут быть разбиты на ряд еще более простых подпрограмм. Этот процесс продолжается до получения элементарных подпрограмм, реализация которых не представляет большой сложности.

Восходящее программирование – процесс разработки программ, при котором сложная программа реализуется посредством интеграции более простых подпрограмм, начиная с элементарных подпрограмм. Этот процесс продолжается до тех пор, пока не будет получена основная программа.

Слайд 3Основные понятия и определения
Функция – это синтаксически выделенный именованный программный модуль,

выполняющий определенное действие или группу действий.

Каждая функция имеет свой интерфейс и реализацию.

Слайд 4Основные понятия и определения
Интерфейс функции – заголовок функции,

в котором указывается название функции, список ее параметров и тип возвращаемого значения.

Реализация функции – тело функции, содержащее внутренние (локальные) данные функции и программный код, выполняющий действия согласно переданным в функцию параметрам и возвращающий значение, соответствующего интерфейсу функции типа.

Слайд 5Виды функций
С точки зрения программиста функции бывают:

библиотечные –

функции описанные в библиотеках языка С (как стандартных, так и не стандартных);

пользовательские – функции реализованные программистом в процессе разработки программы.

Слайд 6Описание функций
Описание функции на языке С осуществляется в любом месте программы вне

описания других функций и состоит из трех элементов:

прототип функции;
заголовок функции;
тело функции.

Слайд 7Прототип функции
Прототип функции – необязательная часть описания функции, предназначенная для объявления

некоторой функции, интерфейс которой соответствует данному прототипу.

Объявление прототипа имеет следующий вид:
возвращаемый тип имя(список типов формальных параметров);

Слайд 8Параметры функции
Параметры функции – значения, передаваемые в функцию при

ее вызове. Выделяют понятия: формальные и фактические параметры.

Формальные параметры – переменные, описываемые при объявлении функции в ее прототипе и заголовке и используемые в программном коде тела функции.

Фактические параметры – переменные, выражения, константные значения или вызовы других функций, указываемые при непосредственном вызове функции внутри другой функции.

Слайд 9Прототип функции

Примеры прототипов:

int func(int, double, double);

void func(int, char *);

double func(void);


Слайд 10Заголовок функции
Заголовок функции – описание интерфейсной части функции,

которая содержит: тип возвращаемого значения, имя функции и список формальных параметров функции.

Синтаксис объявления заголовка функции:
возвращаемый тип имя(список формальных параметров)

Слайд 11Заголовок функции
Каждый элемент (формальный параметр) имеет следующий формат объявления:

тип имя

Примеры заголовков

функций:
int func(int i, double x, double y)
void func(int ind, char *string)
double func(void)

Слайд 12Тело функции
Тело функции – часть-реализация, содержащая программный код,

выполняемый при вызове функции. Тело функции всегда следует сразу после заголовка функции (разделять их нельзя) и заключено в фигурные скобки.

Слайд 13Пример
Реализация функции вычисления факториала числа.

double factorial(unsigned);
...
double factorial(unsigned num)
{
double fact =

1.0;
for(unsigned i=1;i<=num;i++)
fact *= (double)i;
return fact;
}

Слайд 14Пример
Вызов функции вычисления факториала представлен в следующем фрагменте программы:

unsigned n =

8;
double vals[2] = {0.0};
...
//Константа 5 – фактический параметр
vals[0] = factorial(5);

//Переменная n – фактический параметр
vals[1] = factorial(n);
...

Слайд 15Пример
Подсчет количества положительных элементов в целочисленном массиве.

unsigned positive(int [], unsigned);
...
unsigned positive(int

arr[], unsigned num)
{
unsigned count = 0;
for(unsigned i=0;i if(arr[i] > 0) count++;
return count;
}

Слайд 16Пример
Вызов функции подсчета положительных элементов в целочисленном массиве представлен в

следующем фрагменте программы:

unsigned n = 10;
int array[n];
...
unsigned cnt = positive(array,n);
...

Слайд 17Структура программы
1: подключение библиотек.

2: объявление глобальных пользовательских типов
данных

и переменных.

3: объявление прототипов пользовательских
функций.

4: реализация функции main.

5: реализация (описание заголовков и тел)
пользовательских функций.

Слайд 18Пример
Разработать программу, которая в диалоговом режиме запрашивает

у пользователя два вещественных числа и вычисляет отношение максимального числа к минимальному числу. Определение максимума и минимума двух чисел, а также деления двух чисел в соответствии с заданием необходимо реализовать в виде отдельных функций.

Слайд 19Пример
#include
#include
void division(double,double);
int main(int argc, char *argv[])
{
do{
char

str[80];
printf("Введите два числа для/
вычислений\nили пустую/
строку для выхода\n>:");
gets(str);
if(strcmp(str,"") == 0) break;
double x,y;
sscanf(str,"%lf %lf",&x,&y);
division(x,y);
}while(1);
return 0;
}

double max(double x, double y)
{
return (x>y)?x:y;
}
double min(double x, double y)
{
return (x}
void division(double x, double y)
{
double res = max(x,y)/min(x,y);
printf("Результат: %lf\n",res);
}


Слайд 20Функциональная схема программы


Слайд 21Пример


Слайд 22Возвращаемое значение функции
Для реализации возврата значения и завершения выполнения функции

используется оператор завершения функции, который относится к группе операторов управления, не рассматривался ранее. Синтаксис использования оператора завершения функции:
return выражение;

Если функция не возвращает никакого значения (в заголовке указан тип void), то оператор возврата указывается без какого-либо выражения:
return;

Слайд 23Пример
Функция, определяющую количество корней квадратного уравнения (целочисленное значение),

заданного коэффициентами a, b и c (формальные параметры функции):

int NumberOfRoots(double a, double b, double c)
{
double descr = b*b – 4.0*a*c;
if(descr < 0) return 0;
else if(descr > 0) return 2;
else return 1;
}

Слайд 24Пример


Слайд 25Возврат значений сложных типов
Возврат значений сложных типов (структур и

объединений) возможен только в стандарте С99.

В более ранних версиях языка возврат в качестве значений структур или объединений невозможен.

Возвращать в качестве значений массивы в языке С нельзя. Для этого можно использовать возврат указателя на массив.

Слайд 26Параметры функции
Параметры функции могут быть константными: их невозможно изменить.

Для описания такого параметра перед его типом указывается ключевое слово const.

Пример:
int Length(const char *str)
{
int len = 0;
for(char *ptr = str;*ptr!=0;ptr++) len++;
return len;
}

Слайд 27Передача параметров по значению и по ссылке

В языках программирования высокого уровня

реализованы два механизма передачи параметров:

по значению;
по ссылке.

Слайд 28Передача по значению
Механизм передачи параметра по значению заключается в следующем: в

вызываемую функцию передается значение фактического параметра.

void Inc(int a) { a++; }
int main (int argc, char *argv[])
{
int val = 0;
printf(“Значение: %d\n”,val);
Inc(val);
printf(“Значение: %d\n”,val);
return 0;
}

Слайд 29Передача по ссылке
В языке С механизм передачи параметра по ссылке реализован

посредством указателей.

void Inc(int *a) { (*a)++; }
int main (int argc, char *argv[])
{
int val = 0;
printf(“Значение: %d\n”,val);
Inc(&val);
printf(“Значение: %d\n”,val);
return 0;
}

Слайд 30Передача по ссылке
Механизм передачи параметров по ссылке используется для

реализации возможностей:

изменение значения переменной, описанной внутри вызывающей функции, вызываемой функцией;

реализации функций, возвращающих несколько значений.

Слайд 31Пример
Реализация функции поиска максимального и минимального значения в

целочисленном массиве.

void GetMinMax(int arr[], int n, int *min, int *max)
{
*min = arr[0]; *max = arr[0];
for(int i=1;i if(arr[i] > *max) *max = arr[i];
if(arr[i] < *min) *min = arr[i];
}
}

Слайд 32Пример
Использование данной функции продемонстрировано в следующем фрагменте программы:

int main(int argc, char

*argv[])
{
int n;
... //Ввод переменной n
int array[n];
... //Ввод массива array
int maxel, minel;
GetMinMax(array,n,&minel,&maxel);
printf(“Минимум массива: %d\n”, minel);
printf(“Максимум массива: %d\n”, maxel);
...
}

Слайд 33Массивы как параметры функции
Так как в языке С имя массива является

указателем на массив, то массивы в языке С передаются только по ссылке.

void ProcArray(int arr[], int n)
{
for(int i=0;i}

int main(int argc, char *argv[])
{
int array[] = {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9};
int num = sizeof(array)/sizeof(int);
for(int i=0;i puts("");
ProcArray(array,num);
for(int i=0;i puts("");
return 0;
}

Слайд 34Массивы как параметры функции
Массив можно передавать в параметрах используя синтаксис указателя.

void

ProcArray(int *arr, int n)
{
for(int i=0;i}

int main(int argc, char *argv[])
{
int array[] = {0,1,2,3,4,5,6,7,8,9};
int num = sizeof(array)/sizeof(int);
for(int i=0;i puts("");
ProcArray(array,num);
for(int i=0;i puts("");
return 0;
}

Слайд 35Массивы как параметры функции
Массив в параметрах функции может быть объявлен как

константный. Значения элементов этого массива нельзя изменить внутри этой функции, обратившись к ним через имя этого массива. Но можно через дополнительный не константный указатель, установленный на массив с явным приведением типа.

void ProcArray(const int arr[], int n)
{
for(int i=0;i int *arrptr1 = arr; //Ошибка
int *arrptr2 = (int *)arr; //Корректно
for(int i=0;i}

Слайд 36Массивы как параметры функции
Передача в параметрах многомерных массивов (две и более

размерности) осуществляется иначе.

Неправильно:
void ProcArray(int arr[][], int n, int m)
{
for(int i=0;i for(int j=0;j arr[i][j]++;
}

Слайд 37Массивы как параметры функции
Правильный способ

void ProcArray(int n, int m, int arr[n][m])
{

for(int i=0;i for(int j=0;j arr[i][j]++;
}

Слайд 38Строки как параметры функции
Строки в языке С в качестве параметров передаются

с использованием синтаксиса указателя на символьный тип.

void ProcString(char *str)
{
for(int i=0;str[i]!=0;i++)
if(islower(str[i])) str[i] = 'A' + (str[i] - 'a');
else if(isupper(str[i])) str[i] = 'a' + (str[i] - 'A');
}

int main(int argc, char *argv[])
{
char string[] = "Hello World!";
puts(string); //Hello World!
ProcString(string);
puts(string); //hELLO wORLD!
return 0;
}

Слайд 39Строки как параметры функции
При передаче в качестве параметра массива строк необходимо

использовать способ передачи двумерных массивов. Или возможен следующий вариант:
void ProcString(char *str[], int n)
{
for(int i=0;i for(int j=0;str[i][j]!=0;j++)
if(islower(str[i][j])) str[i][j] = 'A' + (str[i][j] - 'a');
else if(isupper(str[i][j])) str[i][j] = 'a' + (str[i][j] - 'A');
}
}

int main(int argc, char *argv[])
{
char string[][20] = {"One","Two","Three","Four","Five"};
char *strs[] = {string[0],string[1],string[2],string[3],string[4]};
for(int i=0;i<5;i++) puts(string[i]);
ProcString(strs,5);
for(int i=0;i<5;i++) puts(string[i]);
return 0;
}

Слайд 40Передача параметров
В языке С, как и во

многих других языках программирования высокого уровня, используется механизм передачи параметров через стек. Т.е. сначала все параметры заносятся в стек, а затем вызывается функция. Существует два метода передачи параметров через стек:

в прямом порядке,
в обратном порядке.

Слайд 41Нижний уровень передачи параметров
В языке  С по умолчанию используется метод передачи

в обратном порядке. Если необходимо изменить направление передачи параметров или явно его указать, то перед именем функции указывают одно из ключевых слов:

_stdcall (или __stdcall) – передача параметров в прямом порядке;
_cdecl (или __cdecl) – передача параметров в обратном порядке.

Например:
int __cdecl Function(int ind, double x, double y);
char * __stdcall Function(char *strs[], int num);

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика