Слайд 1Введение в ISO/IEC 15288
Процессы жизненного цикла системы
Почетный проф. Д-р. Гарольд “Бад”
Лоусон
(Harold “Bud” Lawson)
Lawson Konsult AB, Syntell AB
Слайд 2План семинара
1. Важные системные концепции и принципы
2. Предпосылки и история ISO/IEC
15288
3. Стандарт и его процессы
Процессы заключения соглашения
Организационные процессы обеспечения проектов
Проектные процессы
Технические процессы
Процесс адаптации
4. Управление жизненным циклом
Замысел
Разработка
Производство
Использование
Поддержка
Прекращение использования
5. Освоение стандарта
6. Обзор тематической литературы
Слайд 3Определение системы a la 15288
В настоящем Стандарте рассматриваются рукотворные системы, создаваемые
и используемые для поставки продукции и/или оказания услуг в определенной среде в интересах пользователей и иных заинтересованных сторон. Эти системы могут включать одно либо несколько из нижеперечисленного: оборудование, программные средства, данные, людей, практики (например, практики оказания услуг пользователям), инструкции (например, инструкции по эксплуатации), здания и сооружения, материалы и природные объекты. На практике их считают продукцией или услугами.
Восприятие и определение конкретной системы, ее архитектура и элементы зависят от интересов и ответственности наблюдателя. Рассматриваемое одним лицом как целевая система может быть элементом того, что рассматривается как целевая система другим лицом. Более того, целевая система одного лица может рассматриваться как часть среды эксплуатации целевой системы другого лица.
Слайд 4Энергоатом
Газпромбанк Атомстройэкспорт
ТВЭЛ
Р
О
С
А
Т
О
М
Атомэнергопром
(владеет)
TENEX
Российская
Федерация
Единая энергосистема (ЕЭС)
Операторы
Заинтересованные стороны
Обеспечивающие системы
Пользователи и
заинтересованные стороны
Целевая система
Общество
Производственная система
Системы в среде
эксплуатации
Система ремонта
Слайд 5Важные системные концепции и принципы
Др. Гарольд “Бад” Лоусон
Lawson Konsult
AB, Syntell AB
Слайд 6 ”Обучаясь в границах непознаваемого”*
тайна
…..
познанность
* Flood, R.L., Переосмысляя пятую дисциплину, 1999
Для любых систем, кроме самых простых, полное знание практически невозможно
Требуется путешествие по системной местности
Для повышения возможностей важно научиться
думать и действовать в терминах систем.
Слайд 7Фундаментальная концепция систем
Мы полагаем, что сущность системы состоит в
целокупности, в соединении
различных частей и
формируемых ими отношений для создания нового целого,
обладающего собственной структурой, поведением,
и жизненным циклом.
Джон Бодмэн и Брайэн Сосер (John Boardman and Brian Sauser)
Структура системы – это статическая характеристика, описывающая составляющие элементы системы и их взаимоотношения.
Поведение – это динамическая характеристика, описывающая следствия, производимые работой системы.
Слайд 8Цели науки и инженерии
ПРОЕКТ ITER
Слайд 9Системное мышление и
системная инженерия
Стало ясно, что работа всех специальностей может
быть отнесена к тем или иным аспектам системы.
Мышление в терминах систем тесно связано с
наблюдением динамического поведения
работающих систем и, таким образом,
коррелирует с левой (научной) стороной.
Действие в терминах систем включает
создание (инженерию) структур одной или
более систем, представляющих интерес, и, таким
образом, тесно связано с правой
(инженерной) стороной.
Слайд 10Системный «набор для выживания» основывается на:
Четких определениях концептов
Схеме связности системы как
мыслительной модели
Четких принципах
Слайд 11Универсальная мыслительная модель
(Схема связности системы)
Всегда помните об этой модели.
Система ситуации
Реагирующая
система
Системные активы
Контролирующий элемент
Слайд 13Четкие принципы (истины)
Все системы состоят из двух или более элементов, составляющих
целокупность.
Системы состоят из структурных элементов или элементов поведения
Определённые элементы и взаимосвязи могут быть абстрактными, физическими или представлять из себя деятельность человека
Системы организованы как иерархии или как сети
В рамках групп описаний, границы систем определяются через целевую систему в узком смысле, целевую систему в широком смысле, среду и широкую среду
Системы ситуации являются результатом (проблем или возможностей) или определённых задач или конечных состояний
Реагирующие системы создаются и используются для обращения с системами ситуаций
Устойчивые активы системы вводятся в действие в реагирующих системах
Один из элементов реагирующей системы должен обеспечивать контроль
Слайд 14Системные активы в организации
ПРЕДПРИЯТИЕ
НАЗНАЧЕНИЕ,
ЦЕЛИ
и
МИССИИ
Портфель
систем
АКТИВЫ
ОРГАНИЗАЦИЯ
Системный
фокус
Достигает
Слайд 15Структура системы: Потребность, Услуги, Результат
Целевая
СИСТЕМА
ПОТРЕБНОСТЬ
РЕЗУЛЬТАТ
УСЛУГИ
ЭЛЕМЕНТ
СИСТЕМЫ
ЭЛЕМЕНТ
СИСТЕМЫ
ЭЛЕМЕНТ
СИСТЕМЫ
УСЛУГИ
УСЛУГИ
УСЛУГИ
E3
E2
E3
E1
E1
E2
предоставляют
экземпляры
Слайд 16Элемент системы – взаимосвязанное поведение
ЭЛЕМЕНТ
СИСТЕМЫ
СИСТЕМЫ
СИСТЕМЫ
ЭЛЕМЕНТ
ЭЛЕМЕНТ
Включает/Выключает
отслеживается
Выключает
Слайд 17Декомпозиция системы
Когда останавливается разбиение?
Система
Элемент
Элемент
Элемент
Элемент
Элемент
Элемент
Элемент
Элемент
Элемент
Система
Система
Слайд 18Активы системы организации/предприятия
Слайд 19Типы элементов системы
Оборудование – механическое, электронное
Программные средства – системные программные средства,
аппаратные «прошивки», прикладные, утилиты
Люди – операторы
Процессы – бизнес, политические, управления системой
Процедуры – рабочие инструкции
Оборудование и сооружения – контейнеры, здания, приборы, инструменты
Как насчет естественных элементов, таких как воздух, газ, нефть,
минералы?
Как насчет законов, нормативов, патентов, договоров и соглашений?
Слайд 20Обобщенные стадии жизненного цикла
Производство
Определение
Использование
Сконфигурировано
Экземпляр продукции и(или) услуг
Эксплуатируемый экземпляр
Оказание услуги и получение
результата
Слайд 21Система снабжения
Экземпляры
Помощь в эксплуатации/ремонте
Поставщик
Заказчик
Поставщик
Поставщик
Поставщик
Заказчик
Описания
Система снабжения, направленная на добавление стоимости
Производство
Определение
Использование
Сконфигурировано
Экземпляр продукции
и(или) услуг
Эксплуатируемая единица
Оказание услуги и получение результата
Слайд 22Модель управления изменениями
Обратная и прямая связи
Управление
изменениями
Знание
Описания системы
и Эксплуатационные характеристики
Используется при принятии
решений
Контроль
изменений в
Используется при изменениях
Собирает
Собирает
Слайд 23Два типа изменений
Структурные изменения – достигаются за счет изменения описания системы
Создание
или отказ от использования целой системы, добавление или удаление элементов системы, добавление или удаление функций элементов системы, и/или изменение взаимосвязей между элементами системы
Эксплуатационные изменения – достигаются за счет изменения эксплуатационных “характеристик”
Эксплуатировать и поддерживать многочисленные экземпляры целевой системы, предоставлять/потреблять больше или меньше ресурсов в виде сырья, финансовой поддержки или персонала
Изменения режима эксплуатации
Слайд 24Георгий Петрович Щедровицкий (1929-1994)
Важный вклад в системное мышление
Представил обоснование того, почему
традиционный научный метод (поиск истины) не применим к сложным системам, для которых нет истины. На самом деле, на основе множественности групп описаний могут появляться парадоксы. Это требует новых способов мышления.
Указал на существование Системного движения, основанного на методологии, а не на общей теории систем. Движение объединяет различных специалистов (инженеров, военных, педагогов, учёных, филофов, математиков и управленцев).
Представил методологический подход к системно-структурным исследованиям и развитию.
Методологическая работа не является «чистым» исследованием. Она включает также критику и схематизацию, программирование и формулирование проблемы, построения и планирование, онтологический анализ и стандартизацию как осознанно определённые формы и стадии работы.
Чётко определил разницу между системным анализом, оканчивающимся онтологической структурой, и системным проектированием, фокусирующимся на спецификации независимых от материальных условий цели или продукта.
Этот ранний вклад прямо соответствует в системной терминологии методу описания «мышления» и «действия»
Слайд 25Заложить основания для мировой торговли системными продуктами и услугами
Требования к Стандарту
процессов жизненного цикла систем, 1995.
Главная цель ISO/IEC 15288
Слайд 26ISO/IEC 15288
содействует объединению специальностей по отношению к системам
Для этого станадарт
предоставляет парадигму для структуры систем, общую терминологию и всеохватывающие процессы управления жизненным циклом.
Стандарт помогает в системном мышлении, но его недостаточно
Слайд 27Предмет системной инженерии
Руководство INCOSE по системной инженерии
Структура основана на ISO/IEC 15288
Слайд 28Предпосылки и история ISO/IEC 15288
Др. Гарольд “Бад” Лоусон
Lawson Konsult
AB, Syntell AB
Слайд 29Легенда
Системная инженерия
Инженерия ПО
MilStd-499A
1974
DoDStd-2167/A
1985/1988
Mil-Std-499
1969
IEEE 1220
1995
Замена
На основе
IEEE 1220
(Updates)
1994
(Trial Use)
IEEE 1220
EIA / IS 632
1994
ISO/IEC
15288
2002
ANSI/EIA 632
(Update 2003)
1998
EIA/IS 731
1998
ANSI/EIA
632
DERA (UK)
SE Ref. model
1997
Наследие стандартов по системной инженерии
SE-CMM
1998
Слайд 30Взаимосвязи ISO/IEC JTC1
Международная организация
стандартизации (ISO)
Международная электротехническая
комиссия (IEC)
Совместный технический комитет 1
ISO/IEC JTC
1
Информационные технологии
Стандарт ISO/IEC 12207
Процессы жизненного цикла ПО
Стандарт ISO/IEC 15288
Управление жизненным циклом систем
ISO/IEC 19760 Руководство
по ISO/IEC 15288
Рабочая группа 7
Процессы управления жизненным циклом
Подкомитет 7
ISO/IEC JTC 1 SC 7
Программная и системная инженерия
Спец.
рабочая
группа
Практики
системной
инженерии
Слайд 31Активные участники разработки первой версии ISO/IEC 15288
Австралия
Бразилия
Канада
Чехия
Франция
Германия
Италия
Япония
Корея
Россия *
Швеция
Испания
ЮАР
Великобритания
США
*Представляемая Андреем Костогрызовым
Пленарное заседание
SC7 в Москве, 17-25 мая 2007 г.
Слайд 32Исходные задачи и цели (Зачем?)
Назначение стандарта – определить обобщенный высокоуровневый подход,
состоящий из процессов, необходимых для при приобретения, поставки, разработки, [эксплуатации] и технического обслуживания систем.
Цели:
Повысить взаимодействие между компонентами систем.
Установить подход для систем.
Повысить качество соответственных процедур, таких как разработка, эксплуатация и техническое обслуживание.
Источник: Проектные требования – Процессы жизненного цикла
ISO/IEC JTC1/SC7 N1385, June 19th, 1995
Слайд 33Измеримые требования (Что?)
Определить жизненный цикл системы, интегрирующий жизненный цикл ПО.
Определить архитектуру
системы, интегрирующую различные компоненты.
Определить процессы и соответствующие дела и требованиям к результатам (например, продуктам).
Определить, какие дела необходимо выполнить, но не как они должны быть выполнены.
Обеспечить независимость стандарта от технологии.
Предоставить интерфейсы с другими связанными стандартами.
Обеспечить культурную независимость стандарта (поддержка культурных требований)
Предоставить [возможности для] совершенствования процессов.
Источник: Проектные требования – Процессы жизненного цикла ISO/IEC JTC1/SC7 N1385, June 19th, 1995
Слайд 34Потребители (Кто?)
Стандарт содействует внедрению непротиворечивой и унифицированной терминологии в различных инженерных
дисциплинах.
Стандарт устанавливает необходимые для производства качественных систем интерфейсы между различными инженерными дисциплинами и улучшает коммуникативные возможности между ними.
Инженеры по информационным технологиям
Системные инженеры (и интеграторы)
Инженеры по оборудованию
Программные инженеры
Заказчики системных продуктов и услуг
Поставщики системных продуктов и услуг
Источник: Проектные требования – Процессы жизненного цикла
ISO/IEC JTC1/SC7 N1385, June 19th, 1995
Слайд 35Ожидаемое использование (Где?)
Ожидается, что стандарт будет использоваться при закупке, поставке, разработке,
эксплуатации, техническом обслуживании систем, использующих программные средства.
Ожидается, что стандарт будет использоваться для обеспечения качества и улучшения процессов.
Стандарт будет использоваться при заключении двухсторонних соглашений или внутри организаций.
Source: Проектные требования – Процессы жизненного цикла
ISO/IEC JTC1/SC7 N1385, June 19th, 1995
Слайд 36Контрольные точки ISO/IEC 15288
Июнь ‘94: Группа по исследованию взаимосвязи ПО и
систем
Март ‘95: US ANSI Предложение новой рабочей единицы
Апрель ‘96: ISO/IEC JTC1 Утверждение проекта
Май ‘96: Начало работ
Июль ‘99: Комитетская Редакция 1
Февраль ‘00: Комитетская Редакция 2
Июль ‘00: Комитетская Редакция 3
Июль ‘01: Окончательная комитетская редакция (FCD)
Апрель ‘02: Окончательная редакция Международного стандарта (FDIS)
Июнь ‘02: Утвержденный Международный стандарт (IS)
Ноябрь ‘02: Публикация стандарта
‘05: Публикация текста стандарта на русском языке
‘08: Публикация гармонизированных 15288 и 12207
Слайд 38ISO/IEC 15288: Ознакомление со стандартом
Др. Гарольд “Бад” Лоусон
Lawson Konsult
AB, Syntell AB
Слайд 39Предоставляет концепции и терминологию
Целевая система
Элементы системы
Рекурсивное разбиение
Обеспечивающие системы
Процессы и мероприятия
Стадии
Описания жизненного
цикла
Слайд 40Описание жизненного цикла
с пересмотрами выделения ресурсов
Пересмотры выделения ресурсов
Стадия замысла
Стадия
ТЭО
Стадия
разработки
Стадия
производства
Стадия
прекращения
использования
Стадия использования
Слайд 41Пределы целевой системы
Наборы обеспечивающих систем
Системы
испытаний
Системы
разработки
Системы
разворачивания
Производственные
системы
Системы
обеспечения
Системы
Вывода из
эксплуатации
Целевая
система
Системы
проектирования
Стадия
замысла
Стадия
разработки
Стадия
производства
Стадия
использования
Стадия
поддержки
Стадия
прекращения
использования
Стадия ТЭО
Слайд 42Процессы для системных деятелей: Версия 2002
Процессы предприятия
Проектные процессы
Технические процессы
Управление
предприятием
Управление
инвестициями
Управление
жизненным циклом
Управление
ресурсами
Управление
качеством
Процессы соглашения
приобретение
поставка
Планирование
Оценка
Контроль
Принятие
решений
Управление
рисками
Управление
конфигурацией
Управление
информацией
Вывод из эксплуатации
Техническое обслуживание
Эксплуатация
Валидация
Ввод в эксплуатацию
Верификация
Интеграция
Реализация
Архитектурное проектирование
Анализ
требований
Определение требований
заинтересованных сторон
Слайд 43Версия
2008
Процессы жизненного цикла систем
Процессы согласования
Проектные процессы
Технические процессы
Приобретение
(ст. 6.1.1)
Поставка (ст. 6.1.2)
Организационные
процессы обеспечения проектов
Описывание жизненного цикла
(ст. 6.2.1)
Управление инфраструктурой (ст. 6.2.2)
Управление портфелем проектов
(ст. 6.2.3)
Управление персоналом (ст. 6.2.4)
Управление качеством (ст. 6.2.5)
Планирование проектов (ст. 6.3.1)
Оценка и контроль проектов (ст. 6.3.2)
Принятие решений (ст. 6.3.3)
Управление рисками (ст. 6.3.4)
Управление информацией (ст. 6.3.6)
Измерения
(ст. 6.3.7)
Управление конфигурацией (ст. 6.3.5)
Определение требований заинтересованных лиц (ст. 6.4.1)
Анализ
требований (ст. 6.4.2)
Архитектурное проектирование (ст. 6.4.3)
Реализация
(ст. 6.4.4)
Интеграция
(ст. 6.4.5)
Верификация
(ст. 6.4.6)
Ввод в эксплуатацию
(ст. 6.4.7)
Валидация
(ст. 6.4.8)
Эксплуатация
(ст. 6.4.9)
Техническое обслуживание
(ст. 6.4.10)
Вывод из эксплуатации
(ст. 6.4.11)
Слайд 44Описания процессов
Все процессы в данном стандарте описываются с использованием следующих описателей:
⎯ Наименование указывает на предмет процесса в целом
⎯ Назначение указывает на цели осуществления процесса
⎯ Результаты указывают на наблюдаемые результаты, ожидаемые от успешного осуществления процесса
⎯ Мероприятия представляют связный набор дел процесса
⎯ Дела – это требования, рекомендации или допустимые действия, призванные поддержать достижение результатов.
Слайд 45Некоторые важные изменения в редакции 2008 г.
Первый этап гармонизации 15288 и
12207 (согласование)
Основные изменения в 12207
Новое руководство по управлению жизненным циклом – Технический отчет 24748
Как и в 12207 процессные мероприятия сейчас разделены на дела
Удаление понятия Предприятие из 15288
Вместо использовано Организация, как в ISO 9000 и 12207
К сожалению, отход от намерения акцентироваться на ”Предприятиях”
Категория Предприятие заменена на Организационное обеспечение проектов
Ряд улучшений процессов в данной категории, в частности, управление жизненными циклами и портфели проектов
Категория Проекта представлена в терминах Управления проектом и Поддержки проекта (хорошо – следовало бы сделать это гораздо раньше)
Новый процесс поддержки проекта - Измерения
Использование назначений и результатов процесса в типовом наборе процессов описывается в Процессе оценки, как в 15504-2.
Описаны связи с Архитектурным описанием по 42010
Слайд 46Организационные процессы
обеспечения проектов
Описывание жизненного цикла
определить, сопровождать и обеспечивать доступность для
применения организацией положений, практик жизненного цикла, описаний жизненного цикла и инструкций в пределах предмета настоящего Стандарта.
Управление инфраструктурой
предоставить обеспечивающую инфраструктуру и услуги проектам для поддержки организационных и проектных задач на протяжении жизненного цикла.
Управление портфелем проектов
открывать и поддерживать необходимые, достаточные и уместные проекты для достижения стратегических задач организации.
Управление персоналом
обеспечить удовлетворение потребности организации в персонале и поддерживать его компетентность, соответствующую деловым потребностям.
Управление качеством
обеспечить соответствие продукции, услуг и освоенных процессов жизненного цикла задачам организации, [связанным с обеспечением] качества и удовлетворением клиентов
Слайд 47Процессы согласования
Приобретение
получить продукцию или услугу в соответствии с требованиями заказчика.
Поставка
предоставить заказчику
продукцию или оказать заказчику услугу, соответствующую требованиям, содержащимся в соглашении.
Слайд 48Проектные процессы
Планирование проекта
порождать результативные и исполнимые планы проектов и взаимодействовать по
их поводу.
Оценка и контроль проекта
определить состояние проекта и направить исполнение плана проекта для обеспечения соблюдения проектом планов и графиков, предусмотренных бюджетов, а также решения технических задач.
Слайд 49Проектные «поддерживающие» процессы
Принятие решений
выбрать в случае существования альтернатив наиболее благоприятное направление
действий в проекте.
Управление рисками
непрерывно выявлять, анализировать риски, принимать по их поводу меры и осуществлять их мониторинг.
Управление конфигурацией
создать и поддерживать целостность всех выявленных конечных сущностей проекта или практики и обеспечить их доступность соответствующим сторонам.
Управление информацией
поставлять относящиеся к делу, своевременные, полные, надёжные и, если требуется, конфиденциальные сведения указанным сторонам в течение и, если требуется, после завершения жизненного цикла системы.
Измерение
собирать, анализировать и докладывать данные, относящиеся к разрабатываемой продукции и практиках, освоенных в организации, для поддержки результативного управления практиками и для объективной демонстрации качества продукции
Слайд 50Технические процессы
Определение требований заинтересованных сторон
определить требования к системе, которая в
состоянии оказать услуги, требуемые пользователями и другими заинтересованными сторонами в определенной среде.
Анализ требований
переработать основанную на требованиях заинтересованных сторон группу описаний желательных функций в техническую группу описаний требуемого продукта, который может предоставить эти функции.
Архитектурное проектирование
синтезировать [проектное] решение, удовлетворяющее системным требованиям.
Слайд 51Технические процессы (продолжение)
Реализация
воплотить специфицированный элемент.
Интеграция
собрать систему, соответствующую архитектурному
проекту.
Верификация
подтвердить, что система соответствует специфицированным требованиям проекта
Ввод в эксплуатацию
создать в среде эксплуатации возможность обеспечения службы [системы], специфицированной требованиями заинтересованных сторон
Слайд 52Технические процессы (продолжение)
Валидация
предоставить объективное доказательство того, что функции системы при ее
эксплуатации соответствуют требованиям заинтересованных сторон, достигая предназначенного ее применения в предусмотренной среде эксплуатации
Эксплуатация
эксплуатировать систему для предоставления её функций
Техническое обслуживание
поддерживать наличие у системы возможности службы
Вывод из эксплуатации
прекратить существование системного объекта
Слайд 53Процесс адаптации
Адаптация
адаптировать практики из настоящего Стандарта к конкретным обстоятельствам или факторам,
которые:
Имеют место в окружении организации, применяющей настоящий Стандарт по соглашению
Оказывают влияние на проект, который требуется для исполнения соглашения, ссылающегося на настоящий Стандарт;
Отражают потребность организации, возникающую при поставке продукции или услуг.
Слайд 54Некоторые
потенциальные
Группы описаний
процессной системы
Слайд 55Процессы
соглашения
Технические
процессы
Управляет стадиями жизненного цикла
системы
Создает, поддерживает и мониторит проекты
Проект
(использует
проектные
процессы)
Результаты, используемые для
оценки продвижения
Оценивает качество
и продвижение
Комплект поставки по соглашению
установливают требования
Предприятие
(использует
процессы
предприятия)
Выбирает и управляет техническими процессами
Слайд 56Концепция эксплуатации
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧРЕЖДАЕТ ПРОЕКТ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ТОВАРОВ/УГЛУГ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ СТОРОНАМ
ОРГАНИАЗЦИЯ ИСПОЛЬЗУЕТ
ПРОЦЕССЫ ПРЕДПРИЯТИЯ
ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗУЕТ ПРОЕКТНЫЕ ПРОЦЕССЫ ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗУЕТ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ДЛЯ
ПРИМЕР: САМОЛЕТ
ПРИМЕР: ПОЛЕТ НА САМОЛЕТЕ
ЗАКАЗЧИК, ПОКУПАТЕЛЬ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ, …
Спасибо д-ру Раджу Сингу (Raghu Singh)
Слайд 57
ОРГАНИАЗЦИЯ B
(ПОСТАВЩИК)
Выделяет
ресурся,
управляет
ПРЕДПРИЯТИЕ
ПРОЕКТ
(BA)
Уполномочивает,
обеспечивает,
мониторит
ОКРУЖЕНИЕ: МЕТОДЫ, ТЕХНОЛОГИИ, ИСТРУМЕНТАРИЙ И ПЕРСОНАЛ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ
ВЫПОЛНЕНИЕ СОГЛАШЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ
ПРЕДПРИЯТИЯ, ТЕХНИЧЕСКИЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ
СРЕДА
Создает
Используется для
ведения проектных
и системных
дел
СОГЛАШЕНИЕ
ОРГАНИАЗЦИЯ A
(ПОКУПАТЕЛЬ)
Выделяет
Ресурсы,
управляет
ПРЕДПРИЯТИЕ
ПРОЕКТ
(AB)
Уполномочивает,
обеспечивает,
мониторит
СРЕДА
Создает
Используется как
источник требований
к покупке и системе
Мониторит продукты
и услуги по соглашению
Предоставляет продукты
и услуги по соглашению
Договаривается и
разрабатывает
источник
проектных
требований
(СИСТЕМА)
ПРОДУКТЫ/УСЛУГИ
Поставлена
по соглашению
Концепция эксплуатации
Договаривается и
разрабатывает
источник
проектных
требований
Слайд 58Управление
жизненным циклом
Др. Гарольд “Бад” Лоусон
Lawson Konsult AB, Syntell AB
Слайд 59Факторы, влияющие на управление ЖЦ систем
Срок службы системы
Системы с коротким сроком
службы
«Стабильные» системы с длительным сроком службы
Ситуации/реагирующие системы – ориентированные на задание
Типы продуктов/услуг с добавленной стоимостью
Производственная организация
Организации оптовой и розничной торговли
Коммерческие организации, оказывающие услуги
Государственные организации, оказывающие услуги
Консалтинговые организации
Организации, оказывающие услуги в сфере информационных технологий
Проекты и Программы
Система систем
Слайд 60Проекты и программы это тоже системы
Элементы системы проекта включают предоставляемые ресурсы
(человеческие, финансовые и оборудования, здания и сооружения), процессы, которые применяются при выполнении проекта, средства измерения результатов проекта и т.п.
Шаг перехода от понятия задания к проекту недолог.
Другой формой системной конфигурации является
программа, которая формируется для достижения
долгосрочных предназначений, целей и заданий
Слайд 61Система систем
Растет число очень сложных систем, чью принадлежность
конкретному владельцу очень сложно
определить
Этот феномен называется системой систем или SoS.
Инженерия системы систем решает вопросы планирования, анализа, организации и интеграции возможностей при смешивании существующих и новых систем в систему систем, чьи возможности значительно превосходят простую сумму возможностей ее составляющих.
Министерство обороны США
Слайд 62*
Slide
Процессы жизненного цикла системы – примерные этапы
Слайд 63Некоторые возможные описания жизненного цикла
Сравните с обобщенным:
-Определение
-Производство
-Использование
Слайд 64Т-образное описание жизненных циклов
Процессы
Процессы
Процессы
Процессы
Процессы
СТАДИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАДИЯ/СТАДИИ
ПРОИЗВОДСТВА
СТАДИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ/
ПРЕКРАЩЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЭЛЕМЕНТА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЭЛЕМЕНТА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЭЛЕМЕНТА
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ
СИСТЕМЫ
ОКАЗАННАЯ
УСЛУГА
Слайд 65Т-образная модель жизненных циклов ПО
Процессы
Процессы
Процессы
Процессы
Процессы
КОДОВЫЙ
МОДУЛЬ
КОДОВЫЙ
МОДУЛЬ
КОДОВЫЙ
МОДУЛЬ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ
СИСТЕМЫ
ОКАЗАННАЯ
УСЛУГА
СТАДИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
СТАДИЯ/СТАДИИ
ПРОИЗВОДСТВА
СТАДИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ/
ПРЕКРАЩЕНИЯ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Слайд 66Порядок выполнения стадии
Процессы
Процессы
Процессы
Процессы
Процессы
Итеративная разработка
Итеративная разработка
Реализация элемента
Реализация элемента
Реализация элемента
Интеграция целевой системы
Поэтапные или
последовательные
приобретения
Слайд 67Назначение требований и соответствие им
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ЦЕЛЕВОЙ
СИСТЕМЫ
Реализация элемента
Реализация элемента
Реализация элемента
Слайд 68Распределение ответственности и ролей в ходе жизненного цикла
Потребности
Концепции
Возможность
,
,
Инженерия
Решения
Практичность
,
Производство
Сборка
Верификация
,
,
Эксплуатация
Использование
Валидация
,
Повторное
Использование
Архивирование
Демонтаж
,
,
Установка
Поддержка
Логистика,
,
Стадии жизненного
цикла
Деятели
Вклад в
Организационные
роли
РАЗРАБОТКА
ПРОИЗВОДСТВО
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПОДДЕРЖКА
ПРЕКРАЩЕНИЕ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Инициаторы
Разработчики
Производственники
Пользователи
Обеспеченивающие
Ликвидаторы
ЗАМЫСЕЛ
Управление в течение жизни
Объединённая команда проекта
Непротиворечивость
Практичность
Жизнеспособность
Связность
Целостность
Реализуемость
Слайд 69Освоение ISO/IEC 15288
Др. Гарольд “Бад” Лоусон
Lawson Konsult AB, Syntell AB
Слайд 70Описания и процессы жизненного цикла
Описыввание жизненного цикла
Для ведения деятельности организации/предприятия нужно
небольшое количество типовых описаний жизненного цикла
Описания жизненного цикла – это системы, поэтому они должны управляться на протяжении своих жизненных циклов с помощью процессов управления жизненным циклом
Управление процессами
Также осуществляется с помощью процессов управления жизненным циклом
Адаптация применяется для приспособления процессов к различным типам систем
Описание жизненного цикла определяется в терминах стадий и их вклада.
Описываются отдельные стадии жизненного цикла, которые влияют на выполнение соглашения по поставке системного продукта или услуги.
Определяются измененные или новые процессы жизненного цикла.
Слайд 71Процесс описывания жизненного цикла
Данный процесс порождает отвечающие задачам организации и касающиеся
жизненного цикла положения, практики, описания и инструкции, которые определены, адаптированы, усовершенствованы и сопровождаются для удовлетворения потребностей отдельных проектов в контексте организации и могут применяться посредством результативных, испытанных методов и инструментов.
Результаты
В результате успешного выполнения процесса описывания жизненного цикла:
Приняты положения и инструкции по описыванию жизненного цикла и применению описаний жизненного цикла и практик.
Определены ответственность, подотчетность и полномочия по управлению жизненным циклом.
Определены, сопровождаются и совершенствуются практики жизненного цикла, описания и инструкции, применяемые в организации.
Реализуются приоритетные улучшения практик, описаний и инструкций.
Слайд 72Экземпляры описаний жизненного цикла
Система описаний жизненного цикла
(Матрица типов систем)
Выбор элемента
Система процессов
(Адаптированная
к типу системы)
Документация
Методы
Инструменты
Интеграция
Адаптация
ОПИСАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА И ЭКЗЕМПЛЯР ПРОЦЕССА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ
Слайд 73Реализация элементов системы
Стандарты по электронике, механическому оборудованию, химическим веществам, программным средствам,
человеческому фактору, безопасности продукции или информационной защите
Публикации, посвященные опыту “лучших практик” в какой-то области, могут использоваться как дополнение или вместо стандартов
По программным средствам - ISO/IEC 12207 (Процессы жизненного цикла программных средств) или Рациональный унифицированный процесс (Rational Unified Process)
Почему бы снова не использовать ISO/IEC 15288 для реализации элемента системы, который рассматривается на нижележащем уровне как целевая система?
Слайд 74Примеры реализации
Министерство снабжения обороны Швеции (FMV)
См. статью в материалах семинара
ProRail (железные
дороги) и Water Management (управление каналами) в Нидерландах
Guideline System Engineering for Public Works and Water Management (Руководство по системной инженерии для общественных работ и водоснабжения) - бесплатно на http://leidraadse.nl
Слайд 75FMV приняло комплект положений и подзаконных актов (Verksamhetsordning (VO))., направляющих его
работу и работу его подведомственных предприятий и организаций
Один из таких документов относится к «Производству», то есть к созданию FMV добавленной стоимости для его основного клиента – Шведских вооруженных сил SWAF.
По мере внедрения ISO/IEC15288 проявлялось все более глубокое понимание его использования.
Документ «Производство» также пересматривался и в настоящее время он содержит четкие формулировки политики и правила, по которым осуществляется производственная деятельность FMV.
Он содержит руководства по взаимодействию с клиентом, как управлять жизненным циклом системы, поставляемой клиенту как продукт или услуга, и как взаимодействовать с поставщиками целостных систем или их элементов.
ПРИМЕНЕНИЕ 15288 В FMV
Слайд 76FMV – ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КЛИЕНТОМ
Заказчик
Поставщик
Запрос цены
Запрос цены
Оферта
Заказ
Поставка +
счет
Платеж
Платеж
Поставка +
счет
Заказ
клиента
Запрос оферты
Подготовка
«на
контроле»
Оферта
Запросить
Оценить
Заказать
Рассмотреть
Оплатить
«Инициировать»
«Предложить»
«Выполнить»
«Поставить»
«Завершить»
Заказчик
Поставщик
План проекта
Слайд 77
Описание жизненного цикла годового производственного плана
Planerings
-
f
š
ruts
Š
ttningar
Planeringsdialog
och avv
Š
gning
Skapa
produktionsplan
1
2
3
Планирование
размещения
Обсуждение
планов и
вариантов
Создание
производственного
плана
1
2
3
Слайд 78
Описание жизненного цикла системного продукта
Разработка концепции
Оценка концепции
Определения и демонстрации
ТОиР
Закупка
ВЭ
P1
P2
P3
P4
P5
P6
Koncept
-
generering
Koncept
-
v
Š
rdering
Definition
och
demonstration
Anskaffning
Vidmakt
-
h
Œ
llande
Avveckling
P1
P2
P3
P4
P5
P6
Порождение
концепции
-
Оценка
концепции
Определение
и демон
страция
Прио
бретение
Обслу
живание
-
Прекращение
использования
Слайд 79
Описание жизненного цикла для проектов
K1
K2
K3
K4
K5
Planeringsskede
Offert
-
berednings
-
skede
Genom
-
f
š
rande
-
skede
Avslutnings
-
skede
K1
K2
K3
K4
K5
Стадия
планирования
Стадия
подготовки
оферты
Стадия
выполнения
Стадия
завершения
Слайд 80
Система производственных процессов FMV
Управления производством
Проектные
Соглашений
Технические
Участие в обсуждении планов
Планирование производства
Управление производством
Подготовка стратегий
производства
Выделение ресурсов проектам
Управление техническими продуктами
Техническая
разведка
Управление проектом
Управление рисками
Управление конфигурацией
Контроль и отслеживание соглашений с заказчиком
Контроль и отслеживание соглашений с поставщиком
Контроль и отслеживание международных соглашений
Международное сотрудничество в области качества
Продажи
Определение потребностей заинтересованных сторон
Анализ требований
Архитектурное проектирование
Реализация
Верификация
Ввод в эксплуатацию
Валидация
Поддержка эксплуатации
Анализ технического обслуживания
Вывод системы/продукта
Управление рисками и изменениями в безопасности и защите
Интеграция
Слайд 81Нидерландское руководство по системной нженерии для общественной инфраструктуры и каналов
Системная инженерия
в области инфраструктурных проектов находится в состоянии развития. Этот подход несомненно используется, однако стандартный подход пока недоступен. Данный документ разработан, чтобы удовлетворить постоянно растущие потребности в однозначном и чётком описании, ведущем к результативному и экономичному применению этой дисциплины.
Чтобы чётко понимать подходы, используемые всеми сторонами, необходимо рассмотреть текущее состояние дел. Это даст возможность увидеть, что понимают игроки на рынке водных каналов и общественной инфраструктуры под системной инженерией, чего ждать от Rijkswaterstaat and ProRail, и чего они, в свою очередь, ждут от подрядчиков.
Руководство состоит из двух частей:
• Управленческая
• Техническая
Слайд 82Мотивация к внедрению системной инженерии
Важным мотивом для к внедрению системной инженерии
для ProRail и Rijkswaterstaat стала потребность в методологии подготовки функциональных спецификаций для интегрированных контрактов.
Проекты, использующие данный интегрированный метод работы, в настоящее время являются наиболее значимой областью применения методологии системной инженерии.
Слайд 83Система и системный контекст (целевая система)
Система железнодорожных путей сообщения
Система автоматов по
продаже билетов
Система
ремонта
Система
управления движением
Система
железных дорог
Система
поездов
Энергетическая система
Система ж/д вокзалов
Система информации о поездках
Система питания и
Услуг
Персонал
Система посадки пассажиров
Система продажи билетов
Система воздушного транспорта
Система автомобильного транспорта
Система водного транспорта
Слайд 84Интегрированная V-модель
(разделение спецификаций и проекта)
Спецификации
требований
к системе
Спецификации
требований
к системе
Спецификации
требований
к подсистеме
Спецификации
требований
к компонентам
Спецификации
требований
к элементам
Проект
системы
Проект
подсистемы
Проект
компонента
Проект
элемента
Проект
системы
Готовая
система
Готовая
подсистема
Готовый
компонент
Готовый
элемент
Требования контрактующего органа
Запрос
заказчика
Потребности
заинтересованных
сторон
Запрос
клиента
Запрос
клиента
Разбиение
Интеграция
Валидация
Валидация
Валидация потребностей
Валидация/верификация требований
Валидация/верификация требований
Валидация/верификация требований
Валидация/верификация требований
Проверка проекта
Проверка проекта
Проверка проекта
Запрос
клиента
Слайд 85Жизненный цикл системы
Замысел
Разработка
Производство
Модернизация
Использование, эксплуатация и техническое обслуживание
Слайд 86RAMS – требования к
(надежности, работоспособности, ремонтопригодности
и безопасности)
Функциональные и рабочие требования
Безопасность
Функциональные
и эксплуатационные требования
Работо
способность
Отказ (надежность)
Ремонто
пригодность
Удовлетворены
Не
удовлетворены
Слайд 87Составление соглашений на основе спецификации требований
Базовое соглашение
Спецификации требований
Приложения
Единые административные
требования для
интегрированных
форм контрактов
Слайд 88Распределение ответственности
Спецификация требований
Контрактующее агентство
Подрядчик
Спецификации
требований
к системе
Проект
системы
Спецификации
требований
к подсистеме
Проект
подсистемы
Спецификации
требований
к компонентам
Проект
компонентов
Спецификации
требований
к элементам
Слайд 89Требования, отражающие ЧТО и КАК
Спецификации требований
Системные требования
Процессные требования
Слайд 90Обзор тематической литературы
Др. Гарольд “Бад” Лоусон
Lawson Konsult AB, Syntell
AB
Слайд 91Источники информации
www.15288.com - ресурс под управлением Стэна Мэги, бывшего руководителя SC7/WG7.
Содержит бесплатные презентации и публикует новости по теме
ISO (Международная организация стандартизации)
IEC (Международная электротехническая комиссия)
IEEE Компьютерное общество
Слайд 92Сопутствующие стандарты
Руководство
Руководство
Соответствие
Система
Предметная область
Специализация
Описания жизненных циклов
Внедрение
Сравнения
Адаптация
Технические
отчеты
Приложения к конкретном контексте
(Системы)
(Софт),
(Люди),
Слайд 93
Сопутствующие изменения руководящих документов
ISO/IEC TR 24748-1, Руководство по управлению жизненным циклом
Общее
руководство и определения понятий управления жизненным циклом
В т.ч.:
Стадии
Определения
Описания жизненных циклов
Source: Garry Roedler, Lockheed Martin Corporation
Слайд 94Системные стандарты IEEЕ
⎯ IEEE Std 1220™-2005, IEEE Стандарт по применению и
управлению процессом системной инженерии
⎯ IEEE Std 1228™-1994, IEEE Стандарт по планам безопасности программного обеспечения
⎯ IEEE Std 1233™, 1998 Edition (R2002), IEEE Руководство по разработке спецификаций к системным требованиям
⎯ IEEE Std 1362™-1998, IEEE Руководство по информационным технологиям — Определение системы — Документ концепции эксплуатации (ConOps)
⎯ IEEE Std 1471™-2000, IEEE Рекомендуемая практика по архитектурному описанию программоемких систем
Слайд 95Библиография некоторых тематических стандартов