Влияние верховной власти на творчество А.С.Пушкина презентация

Содержание

Содержание Введение Детство и лицейские годы Петербург Южная и Северная ссылки Дуэль Вольнолюбивая лирика Анализ стихотворений “Анчар”, “Арион” Заключение

Слайд 1Влияние верховной власти на творчество А.С.Пушкина



















Выполнили:ученицы 9А класса
Авдиенко Дарья,

Алексеева Христина
Проверила:
учительница литературы
Егорова Е.А



Слайд 2Содержание
Введение
Детство и лицейские годы
Петербург
Южная и Северная ссылки
Дуэль
Вольнолюбивая лирика
Анализ стихотворений “Анчар”, “Арион”
Заключение




Слайд 4Введение
У истоков русской литературы XIX – XX веков стоит гений Пушкин.

Бессмертные произведения великого поэта обогатили человечество, явились шагом вперед в художественном его развитии. В Пушкине сказались талантливость, сила, вдохновение великого народа. Но как правительство того времени помогало этому величайшему поэту развить свое творчество? Как оно оценило его? Почему Пушкин погиб на дуэли, а не продолжал творить? Эти вопросы до сих пор беспокоят ценителей творчества поэта.




Слайд 5
Поэт всегда вольно или невольно соприкасался с государственной властью. Из этого,

как показала история, не получается ничего хорошего для поэта и ничего полезного для власти. Однако надежда на просвещенного правителя никогда не покидала людей искусства. Поэтому Александр Пушкин обращается к Николаю Первому, только что взошедшему на престол, со своеобразной интерпретацией “Фелицы”, адресованной в свое время Г. Державиным Екатерине Второй. Поэт дает советы царю, напоминает, слегка поучает, немного льстит, самую малость просит... Уже не веря в просвещенную монархию, поэт надеется хотя бы на “незлобную”.


Слайд 6Детство и лицейские годы поэта
Поэт еще в детстве гордился тем,

что в крупнейших событиях исторического прошлого России участвовал и “род Пушкина мятежный ”. Лицейское учение Пушкина проходило в годы больших исторических событий. «Жизнь наша лицейская,- вспоминал Пущин, лучший друг Пушкина,- сливается с политической эпохою народной жизнью русской; приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве... »Прерывая занятия, лицеисты выбегали провожать войска, проходившие через Царское Село, « завидуя тому, кто умирать шел мимо нас». Встречи с офицерами в 1815 году ознакомили лицеистов с политическими новостями и запрещенной литературой.

Слайд 7Ко времени выхода Пушкина из Лицея политическая обстановка в стране стала

еще более накаляться. Все отчетливее начали проявляться агрессивно- реакционные установки Священного союза. Вместо ожидаемого многими освобождения крестьян в стране начали заводиться пресловутые военные поселения – еще одна, наряду со Священным союзом, так сказать, для «домашнего употребления», идея Александра I, решившего заменить рекрутские наборы, на долгий срок отрывавшие крестьянина от его семьи, постоянной военной службой по месту жительства.

Слайд 8Петербург
В 1815 году Пушкин сближается П.Я.Чаадаевым, будущем членом тайного общества. Разговоры

с Чаадаевым расширяли его политический кругозор и растили в нем будущего декабриста. После этих разговоров Пушкин пробует свои силы в области политической сатиры. Если раньше Пушкин писал жизнерадостные стихи, то сейчас стихотворения наполнялись вольнолюбивыми и патриотическими нотками.

Слайд 9
В начале 1817 года состоялся выпуск лицеистов. По окончании лицея Пушкин

был зачислен на службу в коллегию иностранных дел. С 1816 года начинают возникать тайные политические общества, ставившие своей целью распространение свободомыслия и борьбу с правительством Александра l. В последние лицейские годы и особенно сразу после окончания Лицея Пушкин начал находиться в окружении пылких молодых умов, настроенных весьма решительно против абсолютизма и крепостничества.


Слайд 10
После выхода из Лицея Пушкин особенно сблизился с Николаем Тургеневым, часто

бывал у него. Это тот самый Тургенев, о котором поэт впоследствии вспоминал в «Евгении Онегине», рисуя первые сходки будущих декабристов: “Одну Россию в мире видя, Преследуя свой идеал, Хромой Тургенев им внимал И, плети рабства ненавидя, Предвидел в сей толпе дворян Освободителей крестьян”.


Слайд 12Одна огненная страсть владела Николаем Тургеневым – ненависть к крепостничеству, об

этом он неустанно и горячо говорил, где только можно. Он считал, что глупо мечтать о политической свободе, о парламенте, пока не уничтожено крепостное право: «Непозволительно мечтать о политической свободе там, где миллионы несчастных не знают даже простой человеческой свободы». «Хромой Тургенев» присматривался к юному поэту, замечал, как восторженно загорались его глаза, едва разговор переходил на «опасные темы», подначивал: «Все ахи да охи, молодой человек, в ваших стихах. Не стыдно ли вам оплакивать самого себя и несчастную свою любовь, когда Россия стонет от Петербурга до Камчатки».

Слайд 13Зимой 1817-1818 года Пушкин сближается с кружком «либералистов» братьев Тургеневых. В

эту пору он знакомится с поэтом Ф.Глинкой, Н.И.Кривцовым, И.Якушкиным, Никитою Муравьевым, С.Н.Муравьевым-Апостолом, М.Луниным и другими участниками тайных политических обществ. Членом тайного общества был друг Пушкина- Пущин. Пылко, страстно, по велению своей благородной чистой натуры, воспринял поэт, выйдя из Лицея, идеи политической свободы, эти идеи дороги Пушкину. Это его поэзия, его лирика(«Вольность», «Деревня»). «Хочу воспеть Свободу миру, на тронах поразить порок», - вот, что воспринималось в пушкинской вольнолюбивой лирике как главное, вот, что вдохновляло русских революционеров и декабристов. А в стихотворении «К Чаадаеву» (1818) и прямо говорилось о «грядущих обломках самовластья» .

Слайд 14 Южная и Северная ссылки
До правительства дошли вольнолюбивые стихи Пушкина и резкие

эпиграммы на царя. И вот уже Александр I упрекает директора лицея Энгельгардта в том, что бывший царскосельский воспитанник «наводнил Россию возмутительными стихами», и приказывает генерал-губернатору Милорадовичу арестовать поэта.
Александр I колебался, куда сослать Пушкина- в Сибирь или Соловецкий монастырь. Друзья приложили немало усилий, чтобы облегчить участь поэта.

Слайд 15
6 мая 1820 года Пушкин выехал из Петербурга и в середине

месяца прибыл в Екатеринослав (ныне г.Днепропетровск). Там поэту генерал Инзов предоставил полную свободу. Вскоре Пушкин заболел. Проезжавшая из Петербурга семья Раевского пригласила поэта сопровождать их.
В начале июня поэт отправился на Кавказ и оттуда в Крым. Природа Кавказа и Крыма возбудила поэтическую фантазию. Из- под пера поэта выходят “Погасло дневное светило”, “Кавказский пленник”, “Бахчисарайский фонтан”, “Цыгане”, “Кинжал”, “Узник”. В кишиневской ссылке поэт интересуется вопросами философии, политики, истории. Он изучает Руссо, французских и английских историков. Стихи и письма Пушкина кишиневского периода полны откликов и намеков, связанных с освободительным движением и политическими событиями начала 20-х годов.



Слайд 16
Два с лишним года ,проведенные Пушкиным в Молдавии, были не только

годами разнообразной, богатой приключениями жизни, но и временем интенсивного творческого труда, глубоких волнений и раздумий поэта, вызванных напряженной политической обстановкой этих лет.


Слайд 18
8 августа 1824 года Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную

усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно сколько времени. Пушкину запретили самовольно покидать Михайловское. Здесь он находился в полном одиночестве, вдалеке от друзей, от культуры. В глухой северной деревне поэт почувствовал себя неуютно и подавленно.
Мрачное состояние духа Пушкина в Михайловском еще более углубилась из-за ссоры с отцом, который взялся надзирать за опальным поэтом. Но вскоре Сергей Львович уехал.

Слайд 19
Первоначально пушкинское творчество в Михайловском проникнуто глубокой печалью. Но весной 1825

года и особенно летом настроение Пушкина меняется. Немалая роль в духовном возрождении Пушкина принадлежит его друзьям- И.И.Пущину, посетившему поэта зимой 1835 года, А.А.Дельвигу, побывавшему у него в апреле.

Слайд 20
«К морю»(1824). Одним из первых лирических произведений, написанных в Михайловском, было

стихотворение «К морю». Море для него- символ свободы, символ безбрежной вольной стихии, родственной его духу. Образ моря прекрасен и величествен. Море полно скрытой силы – оно подчиняется только своему закону.
Стихия не терпит никакого внешнего принуждения, и в этом ей сродни вольный дух человека(«Моей души предел желанный!»)
Свойства человеческой личности непосредственно связываются с качествами «свободной стихии». Человеку тоже присущи и «гордая краса», и «своенравные порывы», и мощь мысли и чувства.

Слайд 21Дуэль
Последние годы жизни поэта прошли в тяжелых условиях, в обстановке все

обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту со стороны влиятельных кругов придворной и чиновничьей петербургской аристократии. В 1834 году Николай назначил Пушкина камер-юнкером своего двора. «Жалуя» поэту придворное звание, дававшееся молодым людям, царь не только рассчитывал унизить Пушкина, но и подорвать его общественное влияние. Николаю хотелось также видеть при дворе привлекшую его внимание жену поэта. Назначение свое Пушкин справедливо воспринял как оскорбление и о своем возмущении говорил не стесняясь. Узнав вскоре, что его письма к жене перлюстрируются и читаются царем, возмущенный Пушкин подал в отставку. Царь за это лишил поэта права заниматься в архивах, под давлением испуганного Жуковского Пушкину пришлось взять отставку обратно.


Слайд 22В этой тяжелой обстановке творческая работа поэта не могла быть интенсивной.

Все более ухудшались материальные дела Пушкина. Увеличилась семья. Постепенно поэт вошел в большие долги частным лицам и особенно правительству. Разрешая выдачу денег Пушкину взаймы, Николай I рассчитывал закабалить поэта, сделать его полностью зависимым, привязать ко двору. Между тем Пушкину все ненавистнее становилось высшее петербургское общество, где любила бывать Наталья Николаевна. Он часто мечтал вырваться из придворной кабалы на свободу, порвать опутывавшие его тенета, но все его попытки потерпели неудачу.



Слайд 23Зимой 1836 года враги Пушкина присылают ему оскорбительный анонимный пасквиль. Пушкин

был взбешен. От дуэли его отговорили друзья, при этом он заявил им: “Я принадлежу стране и хочу, чтобы имя мое было незапятнанным везде, где оно известно”. Приемный сын голландского посла в России барона Геккерена француз Дантес нагло ухаживал за женой Пушкина. Впоследствии его женитьба на сестре Натальи Е.Н.Гончаровой и привела Пушкина к дуэли.

Слайд 25
Дуэль состоялась 27 января 1837 года в присутствии лицейского товарища Пушкина

Данзаса, секунданта поэта. Пушкин решил покончить со своими врагами одним ударом, но сам получил смертельное ранение. Ночь и следующий день прошли в страшных мучениях для него , он понимал, что умирает. В постели Пушкин сообщил доктору Далю, который дежурил около него: “Нет, мне здесь не житье, да, видно, уж так и надо”.



Слайд 26Пушкин успел попрощаться с семьей, сделать необходимые распоряжения. 29 января 1837

года в 2:45 дня Пушкин скончался. Его трагическая смерть потрясла всю Россию. Широкое общественное возбуждение, вызванное убийством Пушкина, по свидетельству современника, объясняли не только гибелью великого поэта, но главным образом тем, что «Пушкин был чуть не единственной опорой, единственным представителем народной вольности…». Со дня восстания декабристов на улицах Петербурга не было столько народа. Горе и негодование России выразил Лермонтов своим стихотворением «Смерть поэта», немедленно поплатившийся за это ссылкой.

Слайд 27Дуэль и смерть Пушкина, затравленного самодержавием и его холопами, была трагическим

завершением той длительной борьбы, которую вел гениальный поэт с реакционным дворянством.

Слайд 28Пожалуй, одно из чаще всего повторяющихся в пушкинских стихах слов –

это слово “свобода” (или равнозначные – “вольность”, “воля”).
«Вольность»(1817)
«К Чаадаеву»(1818)
«Деревня»(1819)
«Узник»(1821)
«Кинжал»(1821)
«К морю…»(1824)
«Арион»(1827)
«Во глубине сибирских руд..»(1821)
«Анчар»(1828)

Вольнолюбивая лирика


Слайд 29«Анчар»
«Анчар» - одно из самых мрачных стихотворений Пушкина, но и

оно несет в себе надежду на возможность света.
Стихотворение по сюжету напоминает балладу. Пушкин сопоставляет зло природы и зло владыки, который нарушает запрет приближения к древу, несущему смерть. Все живое избегает прикосновения к анчару, и в природе это зло обуздано одиночеством(« К нему и птица не летит, и тигр нейдет»). Анчар- «один во всей вселенной». Зло, существующее в природе как угроза, получает возможность осуществления. Зло рождает зло:
А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Слайд 30Неограниченная власть одного человека над другими оказывается гибельной не только для

«белого раба», но и для соседей князя.
В «портрете» анчара убираются все детали, способные приблизить его к поэту или читателю:
Природа Африки моей
Его в день гнева породила
И жилы мощные корней
Могучим ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору
Благоуханною смолою.


Слайд 31
Стрелы, яд для которых добыт рабом, в окончательном тексте наделены родственным

ему эпитетом «послушливые», в черновиках- «губительные», «догадливые», то есть опять- таки обладающие активными качествами.
В черновике князь назван «самодержавным владыкой», « царем», то есть восточный колорит стихотворения не скрывает русского адресата.

Слайд 33«Арион»
В основу стихотворения легла широко известная легенда о древнегреческом певце Арионе,

плывущем на корабле по морю. Корабельщики задумали его убить, чтобы завладеть принадлежащим ему имуществом. Арион попросил у них позволения спеть перед смертью песню. Потом он выбросился в море. Зачарованный его пением, дельфин вынес его на берег. Пушкин изменил легенду, согласно которой Арион и корабельщики-враги. В легенде и пловцы и Арион остаются живы. У Пушкина спасся только певец. Легенда о чудесном спасении певца Ариона рассказана реалистически. Морское плавание описано кратко и точно. Об этом свидетельствуют детали: «парус напрягали», «упирали в глубь мощны веслы». «грузный челн», в совокупности своей создающие выразительную картину.


Слайд 34
Однако внешний план совмещается с иносказательными. Пушкин придал мифологическому сюжету вполне

современное звучание. Стихотворение было написано 16 июля 1827 года, то есть спустя три дня после годовщины казни декабристов. Пушкин вновь вспомнил о своей вольнолюбивой молодости. Слова «беспечной веры полн. – Пловцам я пел…» очень точно характеризуют Пушкина, с восторгом разделявшего идеалы декабристов и воспевшего свободу. Так кончается первая часть стихотворения. Вторжение новой силы приводит к гибели кормщика и пловцов. Пушкин намекает на поражение декабристов от «грозы» самовластия. Уцелел лишь один «таинственный певец», который остается верен былым убеждениям.

Слайд 36Свобода как необходимое условие творчества поэта
В зрелой лирике Пушкина идет

осмысление свободы как необходимого условия жизни и творчества. Поэт отстаивает свое право писать, мыслить и жить вне зависимости от любых социальных заказов общества. Именно так понимает он дар свободы.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика