Слайд 1История политических и правовых учений
Часть 2
Слайд 2Правовая и политическая мысль Англии и США в XVII-XVIII вв.
1. Проблемы государства
и права в работах Адама Смита (Англия)
2. Характеристика политико–правовых учений США Нового Времени.
Слайд 3Адам Смит (1723-1790)
Уделял внимание законам общества. Все законы, существующие в обществе он
разделял на законы природы и человеческие
Мораль является институтом, регулирующим человеческие взаимоотношения
Правовые нормы регулируют правоотношения, возникающие в сфере конституционных (гражданских) прав граждан
Слайд 4
«Трудно заставить человека понять что-либо, если его заработок обеспечивается непониманием этого.»
Государство должно защитить общество от посягательств извне и от несправедливости других членов общества, проведение мероприятий, направленных на поддержание достойного уровня жизни граждан.
Слайд 5США
Радикальное течение защищало интересы федералистов, основными его представителями были А. Гамильтон,
Дж. Мэдисон и Дж. Вашингтон.
Общими политико-правовыми идеями для всех течений были: приоритет республиканской форме правления, разделение властей, демократия, протестантизм.
Слайд 6Правовая и политическая мысль Германии конца XVIII—XIX вв.
1. Иммануил Кант о проблемах
государства и права.
2. Политико – правовая концепция Гегеля.
Слайд 7Правовая доктрина Канта
Мораль и право едины по своему источнику и цели.
Источником является разум индивида, а целью — установление всеобщей свободы;
отличие морали от права заключено в способе принуждения.
Мораль основывается на принуждении человека внутренними, а право - внешними условиями.
Право является совокупностью условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.
Слайд 8 Учение Георга Гегеля (1770—1831)
Внутреннее устройство государства по Гегелю:
Монархия, как идеальной формы правления;
применение принципа разделения властей.
Власть должна быть разделена на законодательную, правительственную и королевскую ветви.
Судебная власть представлена как часть правительственной или королевской, а сама королевская власть являлась основой первых 2 властей.
Структуры государственных органов: монарх, правительство, двухпалатный парламент.
Королю принадлежит последнее слово при принятии закона.
Правительство выступает как совещательная инстанция.
Парламент является лишь выразителем интересов сословий
Слайд 9Либеральное течение Англии XIX в.
1. Проблемы государства и права в работах Иеремии
Бентама
2. Политико-правовая концепция Джона Милля
Слайд 10Бентам
Каждый человек стремится получить от жизни как можно больше счастья и
как можно меньше страданий;
степень полезности того или иного явления для большего числа людей - критерий его полезности в целом;
понятие, дающее представление о способе достижения пользы большому количеству людей, есть нравственность;
цель развития всего человечества — достижение счастья как можно большим количеством людей.
Слайд 11Джон Милль 1806—1873
Основным постулатом - утверждение, что всеобщей целью человечества является
индивидуальная свобода.
Сферы индивидуальной свободы: свобода совести, представляемая как совокупность свободы мысли, мнений и т.д.;
свобода выбора цели жизни;
свобода объединений для достижения каких-либо целей.
Слайд 12Либерализм во Франции.
1. Политико-правовые воззрения Бенджамена Констана.
2. Проблемы государства и права
в работах Алексиса де Токвиля.
Слайд 13Бенджамен Констан (1767-1830)
Предложил новый подход к определению понятия "свобода".
Понятие "свобода" заключено
в наличии у гражданина права- подчиняться одним только законам, высказывать свое мнение, выбирать профессию, свободно распоряжаться частной собственностью, объединяться с другими для достижения своих целей, участвовать в делах управления государством.
Законы не должны иметь обратной силы, противоречить нормам морали.
Слайд 14Алексис де Токвиль (1805-1859)
Концепция демократии.
Демократия обладает преимуществами перед иными формами правления:
представляет собой верховенство большинства, способствует достижению счастья большинством граждан, является гарантом обеспечения политической свободы.
Слайд 15Средства предотвращения перерождения демократии в деспотию:
Учреждение представительного правления, улучшение законодательства, учреждение
независимого суда присяжных, деление государства на самостоятельные территории, активизация политической жизни населения, установление свободы печати
Слайд 17Политико-правовые идеи представителей утопического социализма.
1. Политико-правовые идеи Анри де Сен-Симона.
2. Политико-правовые взгляды в
произведениях Шарля Фурье.
Слайд 18Анри де Сен-Симон (1760—1825)
Предложил классификацию общественных сословий: паразиты (дворяне, чиновники, военные);
промышленники (фабриканты, рабочие).
промышленники призваны сыграть основную роль в достижении обществом позитивного периода.
Толчком этому должны были послужить реформы государственного строя: достижения блага класса промышленников; на научную основу поставлен план управления; обеспечение всем возможности трудиться; установление всеобщей обязанности труда на всеобщее благо.
Слайд 19Сен-Симон
Все реформы общества, должны отказаться от революционных методов преобразования общественного строя,
мирно урегулировать все социальные конфликты, проводить просветительскую работу с населением.
Слайд 20Шарль Фурье (1772-1837)
Пытался найти универсальные законы развития общества.
Анализируя историческое развитие человечества,
выделил такие этапы его развития как: детство, юность, зрелость, старость.
Выдвинул идею о поступательном развитии истории
Заявлял о скором переходе человечества к обществу с идеальными порядками.
Слайд 21Политико-правовые доктрина Роберта Оуэна (1771 - 1858)
В основу своего учения
положил исследование характера человека.
Характер человека - результат взаимодействия природной организации индивида и окружающей его природной среды.
Оуэн критикует сложившийся капиталистический строй.
Являясь элементом внешней системы, формирующим личность, обладает следующими негативными признаками: представляет "наихудшую систему" для достижения блага народов мира;
Слайд 22Политико-правовые взгляды представителей
реформистского и научного социализма.
1. Политико-правовая концепция Луи Блана.
2. Воззрения Фердинанда Лассаля
на проблемы государства и права.
3. Идей "научного социализма" в работах Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Слайд 23 Луи Блан (1811—1882)
Основа всех бедствий рабочего класса — институт свободной конкуренции.
Улучшения жизни общества можно достигнуть при помощи социальной и политической реформ.
Смысл реформ: создание при помощи государства общественных мастерских в самых важных промышленных отраслях;
Социальная сфера, выплаты участникам объединения, расширение производства, контроль государства за деятельностью данных объединений
Слайд 24Фердинанд Лассаль (1825—1864)
Государство — механизм, защищающий интересы всего общества от индивидуализма
и эгоизма отдельного человека,
задачи государства — обеспечение свободы общества,
просвещение и установление справедливого порядка.
Наличие денежной системы превратило государство в защитника интересов лишь буржуа.
Для достижения уровня идеального государства следует объединить все классы для дальнейшего улучшения положения рабочего класса
Слайд 25Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895)
Предлагали использовать метод исторического материализма, то есть
изучать законы развития общества, обусловленные материальной стороной жизни индивида.
В основу своего учения Маркс и Энгельс положили понятие о соотношении экономического базиса и политической надстройки.
Базисом ученые предлагали считать систему экономических отношений в обществе, находящуюся вне сферы воздействия человека.
Слайд 28Политико-правовые доктрины представителей анархизма
1. Взгляды на государство и право Уильяма Годвина.
2. Сущность государства
и права в политико-правовой концепции Пьера Прудона.
3. Государственно – правовая доктрина Макса Штирнера.
4. Политико – правовые взгляды Жоржа Сореля.
Слайд 29Уильям Годвин (1756-1836)
Свою концепцию соотношения государства, права и общества строил на
принципе противопоставления их друг другу: причина возникновения общества — естественное стремление к совместному проживанию индивидов
Причина возникновения государства - желание элиты обезопасить себя от других людей
Государство основано на силе, а общество — на началах справедливости, поэтому государство есть зло, а общество — добро
Слайд 30Пьер Прудон (1809—1865)
Под анархией Прудон понимал такое состояние общества, в котором
упразднены все формы угнетения человека, которые существуют в виде институтов государства и права и политическая конституция заменена социальной.
Слайд 31Прудон
Меры, направленные на переход к идеальному обществу:
организация общества в виде
федерации свободных ассоциаций, сочетающих индивидуальную и коллективную свободу;
замена политического порядка внутри общества экономическим;
замена права собственности правом владения;
переход на систему взаимных обязательственных отношений между людьми
Слайд 32Макс Штирнер
Жорж Сорель
Штирнер: каждый человек является "единственным", "эгоистом".
Цель эгоиста — "удовлетворение самого себя", то есть своих желаний и интересов;
враг "эгоиста" — государство и иные "фантомы" в виде права, религии и т.д.
Сорель: анархо-синдикализм.
Идеалом общества считал организацию, основанную на свободном труде и добровольном объединении людей в синдикаты.
функции управления обществом должны быть сосредоточены в руках советов рабочих депутатов.
Слайд 33Политико-правовые идеи представителей
социологического позитивизма
1. Политико-правовая концепция Огюста Конта.
2. Учение Герберта Спенсера о государстве
и праве.
3. Социально-политическая концепция Людвига Гумпловича.
4. Государство и право в работах Рудольфа фон Иеринга.
5. Учение Евгения Эрлиха о "Живом праве".
6. Социологическое учение Роско Паунда.
Слайд 34Огюст Конт (1798-1857)
По предложенному "Плану реорганизации социальной жизни", предполагалось разделить все общество
на следующие группы:
женщин, являющихся олицетворением нравственности и воплощением чувств;
священников-позитивистов, в чьи задачи входило образование, воспитание, исправление преступников;
патрициат, который должен был, заниматься экономикой, развитием промышленности;
пролетариат, который занят производительным трудом.
Слайд 35Конт
Право для всех едино - это необходимость исполнять свой долг, а
замена норм законов возможна только нормами позитивистской религии.
В сфере международных отношений Конт выступал за мир, критиковал колониализм, протестовал против агрессивных войн.
Слайд 36 Герберт Спенсер (1820-1903)
Выделял следующие типы обшеств: воинственный; промышленный.
Обществу с воинствующим типом
организации были присущи функции защиты своих членов от внутренней и внешней опасности.
Отличительными чертами воинствующего типа были построение общества на началах натурального хозяйства, самодостаточности и независимости от иных государств,
Для промышленного типа присущи следующие черты:
построение общества на началах равенства;
поощрение проявления инициативы и предприимчивости;
определение государством только запретов для своих граждан.
Слайд 37Спенсер
дает классификацию прав личности, включая в нее личные права, в число
которых входят свобода совести, право на свободное передвижение и безопасность, право собственности и т. д.
К политическим правам относит избирательное право, иные права, направленные на обеспечение личных прав.
Слайд 38Людвиг Гумплович (1838—1909)
Свои работы посвятил исследованию вопросов государства.
Называл борьбу за существование одной
из основных причин возникновения государства.
Этот фактор оказывает решающее влияние на ход истории.
Методом борьбы выступает объединение слабых для борьбы с сильными.
Слайд 39Рудольф фон Иеринг (1818—1892)
В течение своей научной деятельности рассматривал государство и право.
Подверг
право двойному исследованию:
анатомическому, то есть изучающему понятие права, его составные части и их отношения друг к другу;
физиологическому, то есть изучающему функции права.
Слайд 40Иеринг
Функции права заключены в принуждении человека следовать предписаниям государства.
В государственнической концепции
утверждает, что государство есть организация социального принуждения, что все идеи о правовом государстве беспочвенны.
Слайд 41Евгений Эрлих (1862-1922)
Свою правовую концепцию строил, исходя из положения, что право существует
"не в законодательстве, не в юриспруденции, не в судебной практике, а в самом обществе".
Право - порядок, существующий в родах, семьях, а также в нормах и предписаниях различных ассоциаций.
Для познания сущности права предлагал изучать нормы, на которых строятся взаимоотношения внутри общественных союзов, правила, регулирующие способы разрешения конфликтов.
"Живое право " существует в виде права союзов, права юристов, права государства.
Слайд 42Роско Паунд (1870-1964)
Определял право как "инструмент социального контроля", тем самым придавая юриспруденции
социологический оттенок.
Сам социальный контроль - совокупность его составляющих, то есть правопорядка, нормативного начала правовых предписаний, идеального правового начала.
Ранее функции социального контроля выполняли мораль и религия, но на этапе Нового времени их заменило право.
Право он разделял на "право в книгах", "право в действии".
Слайд 43Политико-правовые концепции представителей солидаризма
1. Идеи солидаризма Леона Дюги.
2. Социальные функции государства в политической
концепции Леона Буржуа.
Слайд 44 Леон Дюги (1859—1928)
Основоположник теории солидаризма
общество состоит из изначально неравноправных классов;
каждый
из классов выполняет свою конкретную деятельность, приносящую пользу всему обществу;
нельзя делать то, что уменьшает солидарность классов, и нужно делать то, что эту солидарность укрепляет.
Слайд 45Леон Буржуа (1851-1925)
Теоретик концепции солидаризма, выделял вид солидарности:
Естественную, справедливую
законы
естественной солидарности, направлен в интересах справедливости:
введение прогрессивного подоходного налога; обязательное страхование рабочих от несчастных случаев на производстве; установление продолжительности рабочего дня; создание кооперативных обществ и т.д.
Слайд 46Политико-правовые идеи представителей неолиберализма и кейнсианства.
Идеи неолибералов о государстве и праве.
Фридрих Фон Хайек.
Государство и право в восприятии Джона Кейнса и последователей кейнсианства.
Слайд 47Неолиберализм
- одно из экономико-политических течений, сторонники которого отстаивали принцип саморегулирования экономики,
свободной от регламентации.
3 школы: чикагская школа, представитель М. Фридман;
фрайбургская школа, представитель В. Ойкен;
лондонская школа, представитель Ф. фон Хайек.
Слайд 48Рыночная теория Фридриха фон Хайека 1899—1992
рынок есть саморегулирующаяся система отношений индивидов;
каждый
индивид, вступая в отношения с другим индивидом, преследует свои интересы;
обладание информацией является фактором, помогающим индивиду скорее удовлетворить возникший интерес;
индивидуальное предпринимательство является единственной системой, позволяющей обеспечить наиболее оптимальное использование знаний, рассеянных в общественном организме.
Слайд 49Джон Кейнс (1883—1946)
Выступая с идеями, противоположными неолиберальным
Кейнс первым предложил теоретическое обоснование
экономической политики, сочетающей рыночные и государственные начала.
Слайд 50Джон Кейнс
Средства, способные вывести страну из экономического кризиса:
установление запрета на нерегулируемое
государством предпринимательство;
государственный контроль;
направление государственных средств на финансирование производства;
привлечение государства к решению социальных проблем.
Слайд 51Политико-правовые идей представителей нормативизма.
1. Идеи нормативизма Ганса Кельзена.
2. Лингвистическая теория права Герберта Харта.
Слайд 52Ганс Кельзен (1881-1973)
Предпринял попытку разработать "чистое учение о праве", рассматривая закон и
право как самостоятельные явления, не подверженные влиянию извне.
Право в трудах Кельзена представлено как определенная совокупность общеобязательных норм, направленных на регулирование деятельности человека.
Слайд 53Вид политического режима
Разделял демократические государства и недемократические государства.
Отнесение государства к
тому или иному виду зависело от уровня обеспечения внутри государства свободы совести и убеждений, выбора, слова, науки.
Слайд 54Лингвистическая теория права Герберта Харта
Акцентировала внимание ученых на языке права.
Только государство
наделено полномочиями по созданию правовых норм.
Все нормы, изданные от имени государства, Харт разделял на первичные и вторичные.
Первичные правовые нормы обязательны для выполнения, и отступление от них влечет за собой применение санкций.
Вторичные правовые нормы позволяют субъектам права самим выбирать способы удовлетворения своих интересов.
Слайд 55Фашистские и национал - социалистические учения
1. Политические устремления Бенито Муссолини.
2. Идеи нацизма в
произведениях Освальда Шпенглера.
3. Идеи национал – социализма в работах Альфреда Розенберга.
4. Учение Адольфа Гитлера о Фашистском государстве.
5. Геополитическая концепция Карла Хаусхофера.
Слайд 56В 1920-е — 1940-е гг. популярность в Европе приобрели фашистские и
сходные с ними учения.
Бенито Муссолини (1883—1945) — один из основоположников фашизма политико-правового течения, идеи которого были реакцией общества на события Первой мировой войны, на экономический спад, на социальную необеспеченность общества.
Основной характеристикой данного направления стало отрицание ценностей демократии и либерализма.
Согласно учению итальянских фашистов базисом фашизма является героизм, методом фашизма является деятельность, а не теоретизирование, задачей фашистов является достижение социального, а не "экономического" счастья.
Слайд 57Фашистское государство
Воспринималось как "абсолют, обладающий волей и индивидуальностью".
Права индивидов должны
быть подчинены интересам государства, поскольку фашистское государство не подавляет личность, а просто "лишает гражданина всех бесполезных и вредных свобод.
Основу фашистского государства составляют дисциплина, глубокое чувство долга, самопожертвование индивида.
Слайд 58Освальд Шпенглер (1880-1936)
Идеолог культа насилия, впоследствии его работы были использованы Гитлером для
обоснования теории расового превосходства арийской нации.
Идеальный человек представлялся "хищным зверем, храбрым, хитрым и жестоким", следовательно, он имеет полное право на применение насилия для достижения своих целей,
нация идеальных людей, проводя идею мирового господства, также может ради достижения расового превосходства истреблять несогласные с ее политикой народы,
врагами идеальной нации выступали те, кто вносит в общество дух анархии и либерализма.
Отличительными чертами любого лидера являются обладание абсолютной властью над своими подчиненными, несение абсолютной ответственности перед вышестоящим лидером.
Слайд 59Альфред Розенберг (1893-1946)
Предлагая теоретическое обоснование идей немецкого фашизма, утверждал, что понятие "нация"
имеет большее значение, чем "личность" и "государство".
Ход развития нации представлен как постоянная борьба рас за выживание, причем высшей расой в данной борьбе являются арийцы, которые обязаны исключить какие-либо контакты с представителями низших рас, должны стремиться к мировому господству с целью сохранения чистоты и мощи своего вида;
представляют единственную расу, способную создать культуру, в то время как иные расы используют результаты творения высшей расы.
Слайд 60Адольф Гитлер (1889-1945)
Утверждал, что в природе существуют нации высшего и низшего видов.
При смешении их первые подвергаются риску деградации и исчезновения.
В целях избежания подобного представители высшей нации (арийцы) обязаны избегать контактов с неполноценными существами и поддерживать чистоту крови.
Слайд 61Проблемы государства и права в работах
представителей социолого-правовых концепций.
1. Общество "Третьей волны" в
работах Элвина Тоффлера.
2. Карл Ллевеллин и концепция правового реализма.
3. Проблемы государства и права в разработках Джэрома Фрэнка.
Слайд 62Элвин Тоффлер
Рассматривая право как одну из форм социального контроля, выделял три
основных вида факторов социальной власти насилие, богатство, знание.
При этом именно последний фактор — знание — является самым главным.
Власть, основанная на знании, дает индивиду все, а скорость, с какой это знание приобретается, становится важным экономическим императивом.
Общество вообще откажется от законодательства, предпочитая разрешать конфликты при участии третейских судов и иных самостоятельных видов судопроизводства, основанных на здравом смысле.
Подчеркивал индивидуальность и неповторимость каждого конфликта а, следовательно, и того решения, которое примет судья при рассмотрении дела.
Слайд 63Карл Ллевеллин
Является основателем концепции правового реализма
Отказ от применения норм, содержащихся
в законах; применение норм "реального права", содержащихся в решениях суда
Применение идей представителей психологической и социологической школ права
Противопоставляя нормативному праву, право реальное
Судья при рассмотрении судебного дела обязан руководствоваться не только нормой права, но и своей интуицией, так как "любая норма права нуждается в пересмотре"
Слайд 64Джэром Фрэнк
Любой судья руководствуется, прежде всего, интуицией, своим жизненным опытом
и зачастую игнорирует нормы "бумажного права".
Любой нормативный акт, является недостижимым идеалом, обладающим стабильностью, справедливостью, силой.
Следовательно, судья не только, может игнорировать нормы закона, но и обязан действовать, прежде всего исходя из своего опыта применительно к конкретной ситуации.
Слайд 65Политико-правовые концепции представителей
школы психоанализа
1. Зигмунд Фрейд и основные понятия психоанализа в политике.
2. Аналитическая
психология и политико-правовые концепции КарлаЮнга.
3. "Радикальный гуманизм" Эриха Фромма.
Слайд 66Зигмунд Фрейд (1856—1939)
Явился основоположником школы психоанализа, методы в дальнейшем стали использоваться не
только в психологии, но и в иных сферах общественной жизни.
Слайд 67Фрейд применял положения психоанализа для объяснения протекающих в обществе процессов.
Основой объединения
индивидов в коллективы являются инстинкт разрушения и сексуальный инстинкт;
Основой государства предстает многоразовое воспроизведение отношений ребенка и отца.
Последствия внешних военных конфликтов Фрейд видел в возникновении чувства враждебности побежденных к победителям, что являлось угрозой для последних.
Слайд 68Карл Юнг (1875—1961)
В сфере политико-правовых исследований стал известен как ученый, показавший правовую
реальность с новой точки зрения.
Основным понятием стало "архетип" то есть элемент, вобравший в себя весь опыт человека и влияющий на процесс отождествления индивида с себе подобными.
Под влиянием того или иного архетипа возникли все сферы общественных отношений - государство, культура, религия и т.д.
При этом для каждого народа был присущ свой особый архетип, что проявилось в многообразии культур.
Слайд 69Лидер, выбранный "массовыми людьми",
Обязан доказывать последним, что он — супергерой.
Но,
не обладая геройскими качествами для сохранения доверия толпы, лидер принимает меры по сохранению данной ему власти путем установления тоталитарного режима и тиранического правления
Слайд 70Эрих Фромм (1900-1980)
как основатель учения "радикального гуманизма" попытался объединить идеи Маркса и
Фрейда
Поиск и объяснение связей, возникающих между бессознательным человека и социальными институтами
Слайд 71мир страдает "синдромом распада".
Признаками данного явления в обществе стали нарциссизм, инцест,
садомазохизм, деструктивность, конформизм.
Нарциссизм проявляется в обществе в виде расизма, нацизма и иных стремлений одного класса возвыситься за счет умаления положения другого.
Инцестуальные влечения Фромм видел в тенденции индивида замещать личность матери понятием государства, вождя или иного общественного института.
Садомазохизм проявляется в желании человека, с одной стороны, обладать властью, но, с другой стороны, — подчиняться этой власти.
Слайд 72
Конформизм предполагает отсутствие у современного среднестатистического человека индивидуальности. Стремление "быть как
все" ведет к социальной мимикрии;
Мерами, способными избавить человечество от "синдрома распада" Фромм считал:
Организацию условий для полной реализации личности в обществе, проведение акций, направленных на формирование более совершенных общественных институтов на основе использования методов психоанализа.