Беленчук Анна Александровна,
заместитель начальника
Отдела анализа и развития бюджетной системы Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
Беленчук Анна Александровна,
заместитель начальника
Отдела анализа и развития бюджетной системы Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России
Бюджетный процесс в России в условиях глобализации
Международные документы в сфере открытости бюджетного процесса
Кодекс надлежащей практики по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере МВФ
Четкость функций и обязанностей
следует определять сектор органов государственного управления от остальной части государственного сектора и от остальной экономики, а также следует четко определять и обнародовать функции в области политики и управления в рамках государственного сектора
должна существовать четкая и открытая правовая, нормативная и административная система для управления бюджетно-налоговой сферой
Открытость бюджетных процессов
подготовка бюджета должна осуществляться в соответствии с установленным графиком и направляться четко определенными целями макроэкономической и налогово-бюджетной политики
должны существовать четкие процедуры исполнения и мониторинга бюджета и бюджетной отчетности
Доступность информации для общественности
общественности следует предоставлять исчерпывающую информацию о прошлой, текущей и прогнозируемой на будущее деятельности в бюджетно-налоговой сфере и об основных фискальных рисках
форма представления налогово-бюджетной информации должна облегчать анализ политики и способствовать подотчетности
должно быть принято обязательство о своевременной публикации налогово-бюджетной информации
Гарантии достоверности
налогово-бюджетные данные должны отвечать принятым стандартам качества данных
деятельность в бюджетно-налоговой сфере должна подлежать действенному внутреннему контролю и обеспечиваться защитными механизмами
налогово-бюджетная информация должна подвергаться внешней проверке
Основные положения Кодекса МВФ
Руководство МВФ по обеспечению прозрачности в бюджетно-налоговой сфере
Оценка открытости в рамках специальных докладов МВФ
Оптимальная практика по обеспечению прозрачности бюджета ОЭСР
Страны, претендующие на международную финансовую помощь, также обязаны повысить открытость бюджетного процесса
Показатель OBI оценивается раз в 2 года Международным бюджетным партнерством
Показатель OBI России в 2010 г. составил 60 баллов из 100, что немного выше, чем средний балл для других стран Центральной и Восточной Европы. Россия занимает 21 место из 94 в рейтинге оценок показателя OBI
Оценка России указывает на то, что правительство предоставляет общественности некоторую информацию о бюджете и финансовой деятельности правительства страны в течение бюджетного года. Однако, этой информации не достаточно чтобы иметь подотчетное правительство и отслеживать, как оно управляет денежными средствами государства
Оценка России непрерывно повышалась с 2006 по 2010 годы. В течение данного периода, Россия начала публиковать более полный Проект бюджета исполнительной власти
Оценки за полноту информации рассчитываются из средних баллов, полученных по подгруппе вопросов из исследования «Индекса открытости бюджета 2010». Средний балл между 0-20 (недостаточно информации) – Е; 21-40 (минимальный объем) – D; 41-60 (средний объем)
– С; 61-80 (значительный объем) – В; 81 – 100 (обширный объем) – А.
Эффективность законодательной власти и высшего органа финансового контроля (ВОФК) рассчитывается из средних оценок, полученных по подгруппе вопросов из исследования «Индекса открытости бюджета 2010 г.». Средняя оценка между 0- 33 классифицируется как слабая, 34-66 как высокая.
России следует:
Публиковать Полугодовой отчет;
Составлять и публиковать Гражданский бюджет;
Повысить степень полноты «Проекта бюджета
исполнительной власти» и «Годового отчета»;
Предоставлять общественности возможности для
участия в слушаниях законодательных
органов по бюджету;
Связать цели, результаты с информацией о
бюджетных данных.
* полный состав информации см. в дополнительных материалах
Франция
Австралия
Органический закон о финансовом законодательстве (закон LOLF)
Информационная система Chorus для исполнения бюджета и разработки соответствующих отчетов для публикации
Публикация новых бюджетных положений в информационной системе Farandole
Канада
Федеральный закон об ответственности (Federal Accountability Act)
Публикация данных, в частности бюджета, отчета об исполнении бюджета, аудиторских отчетов по результатам внутреннего контроля (аудита), на веб-сайте Министерства финансов (www.budget.gc.ca)
Великобритания
Комплексные законы о свободе информации (ЗСИ)
Государственная программа прозрачности
Публичная информация публикуется на централизованном информационном ресурсе (data.gov.uk)
Австрия
Публикация отчетов от исполнении бюджета на сайте министерства финансов Австрии (english.bmf.gv.at)
Публикация информации о статусе реализации бюджетной реформы на веб-сайте
Принцип корпоративного управления ОЭСР
Единый портал бюджетной системы Российской Федерации
Гражданский бюджет
– это документ, в котором кратко описывается бюджет, представленный на рассмотрение и утвержденный законодательным органом, а также отчет об его исполнении для ознакомления общественности с его основными параметрами.
Главные особенности гражданского бюджета – простота изложения и наглядность
Публикуется в сети Интернет, печатных СМИ, брошюрах для университетов, проведения круглых столов
Общественные и парламентские слушания
Обеспечивают «живую» обратную связь по вопросам проекта бюджета и отчета о его исполнении (участвуют общественные эксперты)
Правовое регулирование обеспечения открытости бюджета
Включение отдельного раздела в проект программы Правительства о повышении эффективности бюджетных расходов
в течение месяца
в течение месяца
Информация о результатах в отчете об исполнении бюджета должна быть связана с планируемыми результатами соответствующего Проекта бюджета
Отчет об исполнении бюджета
* полный состав информации см. в дополнительных материалах
Сектора экономики – могут
приносить определенный
дополнительный доход, но могут
быть и абсолютно убыточными
Правительство с целью удовлетво-
рения потребностей населения
и обеспечения устойчивого роста
распределяет деньги между секторами
Хозяйствующие субъекты (предприятия и
рабочие) – приносят доход в казну
государства в виде выплачиваемых налогов
Поступления и расходы федерального бюджета
Основные показатели бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований
Аналитическая информация по расходам и результатам деятельности:
Социальная помощь и социальное обеспечение
Здравоохранение
Образование
Культура, спорт, туризм
Информационные технологии
Объекты водоснабжения, энергетическая и транспортная инфраструктура, жилищно – коммунальное хозяйство
другие отрасли
Аналитическая информация по поступлениям
Основные показатели государственного долга Российской Федерации
Межбюджетные отношения
Поступления и расходы федерального бюджета
Аналитическая информация по поступлениям:
- налоговым поступлениям (по основным видам налогов);
- неналоговым поступлениям (доходы от государственного имущества, штрафы, пени, взыскания, поступления от продажи государственного имущества)
Аналитическая информация по расходам (соотношение объема текущих расходов, расходов на инвестиции, динамика объема расходов по годам) по каждой сфере:
По социальной сфере:
Данные по объему расходов на пенсионное обеспечение, выплату стипендий, детских пособий
Динамика средних и минимальных размеров пенсионных выплат, детских пособий;
По системе здравоохранения:
Данные по объему расходов на предоставление бесплатной медицинской помощи, строительство и реконструкцию объектов здравоохранения;
Краткое описание основных результатов и итоги инвестиционных проектов;
В области образования:
Объем расходов на строительство и реконструкцию школ, детских садов и т.д., подготовка специалистов с высшим образованием, дошкольное воспитание и обучение;
Краткое описание основных результатов и итоги инвестиционных проектов;
Основные социально-демографические показатели (население, рождаемость, уровень безработицы, среднемесячная заработная плата и т.д.)
Аналитическая информация по основным направлениям расходов бюджетных средств (соотношение объема текущих расходов и расходов на инвестиции, динамика объема расходов по годам) по сферам (образование, здравоохранение, транспорт и т.д.)
Основные параметры бюджета субъекта (соотношение доходов, расходов, источников финансирования дефицита бюджета)
Для возможности сравнения регионов должна быть разработана единая методика формирования показателей для всех субъектов РФ
Основные показатели государственного долга РФ
Основные параметры государственного долга и динамика по годам (предельный объем внутреннего и внешнего долга, предельный объем предоставления гарантий, динамика фактического размера государственного долга)
Межбюджетные отношения
Финансовая помощь регионам: почему, сколько и на что федеральный бюджет выделяет деньги регионам
Портал www.openbudget.ru
ОФК 2
УФК - 2
ОФК n
ОФК 1
ОФК 2
Внутренние источники
Внешние источники
Другие
Субъекты
Единое хранилище данных
системы КПЭ
Оперативные данные
Аналитический контур системы КПЭ
Интернет, внешний портал
«Презентационный» контур, внутренний портал
Выгрузка
данных по регламенту
Проверка, очистка и хранение данных
Детальный анализ, конструктор отчетов, доступ ко всей информации ХД
Детальный анализ, конструктор отчетов, доступ ко всей информации ХД
Публикация интерактивных отчетов, возможность создания собственных отчетов, публикация на мобильных устройствах
Публикация избранных отчетов, публикация архивов с данными
Аналитики, руководители среднего звена
Руководители высшего звена
Общественность
Межбюджетные отношения
Доходы бюджета
Государственные программы
Расходы бюджета
Государственный долг
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния
Показатели исполнения бюджета
Что такое бюджет?
Глоссарий
График подготовки бюджета
Нормативно-правовая база
Макроэкономические показатели:
ВВП
Индекс потребительских цен
Экспорт/импорт товаров
Инвестиции в основной капитал
Оборот розничной торговли
Объем платных услуг населению
Основные параметры бюджетов стран мира:
Сравнение доходов/расходов на душу населения
Ключевые показатели развития стран мира. Сравнение России с другими странами мира по:
уровню ВВП
уровню инфляции
среднегодовому курсу рубль/доллар
уровню экспорта/импорта
Макроэкономические показатели:
ВВП
индекс потребительских цен
экспорт/импорт товаров
инвестиции в основной капитал
оборот розничной торговли
объем платных услуг населению
Основные параметры бюджетов стран мира:
сравнение доходов/расходов на душу населения
Ключевые показатели развития стран мира. Сравнение России с другими странами мира по:
уровню ВВП
уровню инфляции
среднегодовому курсу рубль/доллар
уровню экспорта/импорта
Доходы бюджета
Динамика изменения доходов бюджета в номинальном и реальном выражении
Структура доходов консолидированного бюджета РФ (нефтегазовые и не нефтегазовые доходы)
Поступления налогов и сборов в бюджетную систему РФ по видам экономической деятельности
Изменение ставок по основным налогам в динамике
Налоговая нагрузка по основным видам экономической деятельности
Сопоставление российских ставок по основным налогам с показателями других стран
Расходы в разрезе основных приоритетов
Содержание разделов портала (Часть 3)
Государственный долг
Валютная структура государственного долга
Бюджетные показатели и государственный долг
соотношение доходов бюджета и государственного долга
динамика внутреннего и внешнего государственного долга (объем государственного долга, % к ВВП)
динамика и структура объемов государственного долга по видам долговых обязательств
График погашения государственного долга по годам
Государственные облигации
Сопоставление долговой нагрузки с показателями других стран
Содержание разделов портала (Часть 4)
Текущее состояние исполнения государственных программ
финансирование и результаты выполнения государственных программ
Адресная инвестиционная программа
динамика расходов на инвестиционные объекты
возможность просмотра информации по каждому объекту на интерактивной карте и выбор из списка
информация о государственных контрактах
Расходы в разрезе ГРБС
Динамика основных показателей бюджета
плановые и фактические значения доходов и расходов федерального бюджета
Резервный фонд и Фонд национального благосостояния
Динамика объема средств Резервного фонда
Динамика объема средств Фонда национального благосостояния
Сферу и направление расходов
Указав точку на карте (субъект / муниципальное образование / улицу)
Выбрать государственное (муниципальное) учреждение
Ввести в поисковой строке ключевое слово
Информация о расходах с
возможностью детализации до
отдельного бюджетополучателя
и государственного контракта
«Гражданское жюри» (Citizens Juri)
Конференция по достижению консенсуса (Consensus Conferences)
США, Германия, Великобритания, Канада, Австралия, Бразилия, Индия, Южная Корея
Европейский вариант
Предоставление гражданам доступа к участию в принятии решений государственными органами
Приглашается до 70 человек, которые имеют возможность обсуждать проблему между собой и с экспертами. Срок проведения конференции - 1-2 дня
Результат: голосование по заранее определенным вопросам
Проведение слушаний обеспечивают специальные Агентства, деятельность которых финансируется государством.
Регулируются специальным законом, который определяет их независимость от органов власти
Общественные слушания –
это подготовленное и проведенное в соответствии с ранее принятым положением собрание граждан, на которое приглашены органы власти и СМИ и на котором приведены факты и высказаны мнения по обсуждаемой проблеме.
Цель
Выработка компромиссных, взаимоприемлемых решений;
Влияние на мнение граждан;
Влияние на решение органов власти.
Результат
Протокол общественных слушаний:
отражает как согласие сторон, так и разногласия;
рекомендации органам власти по решению проблемы
Публикуется в сети Интернет и СМИ
Формы общественного участия:
Общественные слушания - наиболее структурированная и формализованная консультативная форма непосредственного участия граждан в бюджетном процессе
II этап.
Публичные обсуждения
III этап.
Итоговые слушания
обсуждение отчета об
исполнении бюджета
или проекта закона о бюд-
жете представителями
ГРБС с представителями
Общественности
формирование протоко-
лов обсуждения (подписы-
вают общественные
эксперты) и направление
в Правительство
Главные распорядители
бюджетных средств
формирование на основа-
нии протоколов вопросов
для итоговых слушаний
итоговые слушания с
докладами представителей
органов власти
и общественности
оформление протокола
с предложениями предста-
вителей общественности
(носят рекомендательный
характер )
Аппарат Правительства,
финансовый орган
Парламентские слушания –
организационная форма обсуждения парламентом особо значимых вопросов внешней и внутренней политики государства с привлечением должностных лиц, экспертов и общественности
Открытые
представители общественности и журналисты
Закрытые
депутаты парламента и должностные лица государства конфиденциальная информация либо гостайна)
Все федеральные ведомства США должны обеспечивать граждан свободным доступом ко всей имеющейся информации, кроме той информации, которая касается национальной обороны, правоохранительных органов, финансовых и личных документов.
Нарушение Закона о свободе информации преследуется в судебном порядке.
Меры, призванные увеличить эффективность Закона о свободе информации:
1) в каждом государственном органе должно быть назначено должностное лицо, ответственное за раскрытие информации;
2) уполномоченное лицо обязано конкретизировать перечни информации, которую предоставляет его орган, а какая закрыта;
3) назначенное должностное лицо составляет план по совершенствованию работы по раскрытию информации на следующий год, план утверждается главой государственного органа.
Указ о совершенствовании раскрытия информации государственными органами. (2005)
важность полного раскрытия соответствующей действительности информации государства для развития демократических институтов.
основной принцип работы госорганов по раскрытию информации – ориентированность на результат.
Цель: формирование информированного гражданского общества, необходимого для функционирования демократических институтов, противостояния коррупции, обеспечения подотчетности чиновников
* полный состав информации см. в дополнительных материалах
Статья 36. Принцип прозрачности (открытости) Бюджетного кодекса Российской Федерации
Федеральный закон 83-ФЗ в части размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
Федеральный закон 94-ФЗ в части размещения информации о государственных (муниципальных) закупках
Методические рекомендации по предоставлению бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении в понятной и компактной форме
Федеральный закон 223-ФЗ в части размещения информации о закупках отдельных видов юридических лиц
Планируется: Дополнить Программу разделом, содержащим мероприятия в части обеспечения открытости и прозрачности в сфере управления общественными финансами
Цель: определить цели и задачи деятельности Правительства и публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами, обеспечить подотчетность и финансовый аудит деятельности публично-правовых образований.
Основные положения:
дополнение Бюджетного кодекса главой о бюджетной открытости,
обязательность публикации открытой бюджетной информации, соответствующей принципам открытых государственных данных
определение перечня обязательной к публикации информации
определение порядка публикации информации
формирование Гражданского бюджета (3 раза в год)
формирование отчета о влиянии принятых бюджетных решений на жизнь следующих поколений
участие общества в управлении государственными (муниципальными финансами), проведение общественных слушаний
общественный контроль результатов деятельности публично-правовых образований (обратная связь)
Открытость бюджета – один из главных приоритетов бюджетной политики [2]
BOOST как современный инструмент оценки эффективности бюджетных расходов
BOOST (продолжение)
BOOST (продолжение)
BOOST (продолжение)
BOOST (продолжение)
BOOST (продолжение)
Развитие аналогичного подхода в России
Развитие технологий повышения открытости бюджета в регионах
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть