Слайд 1Белорусский государственный университет
Факультет журналистики
«ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»
Преподаватель Градюшко Александр Александрович
ШЕСТАЯ ЛЕКЦИЯ
25 апреля 2008
г.
Слайд 2Официальный сайт журфака БГУ
http://www.journ.bsu.by
Информация о факультете
Гостевая книга
Форум
Фотогалерея!!!
Электр. биб-ка
Конспекты лекций
Студенческая жизнь…
Слайд 3Тема 34
Информационные агентства
в системе СМИ
Слайд 4Информационные агентства
Специализированные информационные предприятия (организации, службы, центры), обслуживающие СМИ.
Их основная функция — снабжать оперативной политической, экономической, социальной, культурной информацией редакции газет, журналов, телевидения, радиовещания, а также другие учреждения, организации, частных лиц – подписчиков на их продукцию
Слайд 5Четыре мировых информационных агентства
ИТАР-ТАСС (www.itar-tass.com),
Reuters (Великобритания, www.reuters.com)
Associated Press (США, www.ap.org)
France Press
(Франция, www.afp.com)
Китайское агентство Xinhua (Синьхуа) –- www.china.com (на английском - english.china.com ).
Слайд 6Какими бывают агентства
I. По форме функционирования:
1. Интернет-представительства традиционных информационных агентств
2. Собственно сетевые информационные агентства
II. По специализации деятельности:
1. Общего профиля (универсальные) – Интерфакс (www.interfax.ru ), РИА «Новости» (www.rian.ru ), ИТАР-ТАСС. (www.itar-tass.com , www.tass.ru ),
2. Многопрофильные - Росбалт (www.rosbalt.ru )
3. Специализированные (тематические).
III. По распространению и масштабу деятельности:
1. МЕЖДУНАРОДНЫЕ
2. НАЦИОНАЛЬНЫЕ
3. РЕГИОНАЛЬНЫЕ
Слайд 7ВАЖНО ЗНАТЬ!!!
До появления интернета информагентства не имели возможности предоставить аудитории непосредственно
свой информационный продукт.
Сегодня информационные агентства минуют клиентов-посредников для распространения собственной информации и сами превращаются в полноценные СМИ
Роль информационных агентств как посредников в цепочке «событие» - «информационное агентство» - «СМИ» - «общество» изменилась!
Ресурсами информационных агентств в XXI веке может воспользоваться практически любой человек, располагающий компьютером
Слайд 81. БелТА
основано 23 декабря 1918 года
ул. Кирова, 26
БЕЛТА ежедневно готовит
и распространяет информацию и фотоинформацию о важнейших событиях в политической, социально-экономической, культурной, спортивной жизни Беларуси, действиях и решениях высшего государственного руководства и других структур власти
Слайд 9Чем занимается БелТА
БЕЛТА работает в режиме реального времени, ежедневно передает 120-140
информационных сообщений, 10-12 фототем почти 300 потребителям на территории Беларуси и за ее пределами.
Доступ – частично бесплатный
Новости (информационная лента)
Фотохроника
Анонсы
Вестники
Веб-дизайн
Газета «7 дней»
Журнал «Экономика Беларуси»
Слайд 102. БелаПАН
БелаПАН Online ПЛАТНЫЙ ДОСТУП!!!
Сводки новостей БелаПАН
Итоги дня БелаПАН
Сообщения о событиях
в Беларуси, собранные в итоговый выпуск. Рассылается в конце дня.
Семь дней в неделю.
Новости политики, экономики, финансовые новости, новости "Общество", новости культуры, спорта
Аналитические бюллетени
Мониторинг печатных СМИ
Анонсы событий
Интернет-газета "Белорусские новости"
Слайд 113. Интерфакс-Запад
Международная информационная группа «Интерфакс»
Общественно-политические, экономические, культурные, спортивные новости
Справочный Интернет-портал
Слайд 124. АФН
Агентство финансовых новостей.
Бесплатный
доступ!
Слайд 135. Экопресс
Новостное агентство, специализирующееся на экономической тематике (промышленность, банковская сфера
и т.п.).
Валютный , фондовый рынок
Слайд 146. Агентство Владимира Гревцова
Информационно-издательская компания
«Главный бухгалтер»
«Индивидуальный предприниматель»
Финансовая информация, экономические обозрения
Слайд 157. Минск-Новости
Новости
столицы
Официальная,
справочная
информация
(бесплатно)
Слайд 168. Прайм-ТАСС
(белорусское бюро)
Белорусское бюро агентства экономической информации "ПРАЙМ-ТАСС" начало работу в
сентябре 2003 г.
Агентство является одним из ведущих и наиболее цитируемых СМИ, обладающим репутацией достоверного и оперативного источника экономической информации.
Слайд 179. ЛБЛ-Ньюс
Экономическая
инфа
И еще…:
Информационное
агентство
Белорусской
православной
церкви
Слайд 18Тема 35
Перспективное планирование деятельности редакции. Планирование номера газеты (выпуска теле- и
радиопередачи)
Слайд 19Планирование – это…
Под редакционным планом понимают конкретную программу действий на определенный
период, в которой указаны основные тематические направления, содержание материалов, сроки их подготовки к печати или выходу в эфир, организационно-массовые мероприятия, лица, ответственные за выполнение всего намеченного
Слайд 20Система редакционного планирования:
бизнес-план редакции
долговременный план развития газеты
перспективный план
месячный, недельный планы
план номера
(целевого номера, газетной кампании)
план организационно-массовой работы
рекламное медиапланирование
план внутри-редакционной работы
индивидуальный творческий план журналиста
Слайд 21Перспективный план
определяет основные направления деятельности редакции на период от нескольких месяцев
до года.
затрагивает предполагаемые изменения в проблематике, появление новых сотрудников, изменение состава редакции, модификацию дизайна.
невозможно предусмотреть точные названия материалов, даты выхода публикаций и др..
С течением времени каждое тематическое направление, намеченное в таком плане, конкретизируется.
Перспективные планы являются базой, на основе которой составляются текущие планы
Слайд 22Планирование!!!
Перспективный бизнес-план:
доходы, расходы, прибыль, убытки...
Перспективный план организационно-массовой работы:
выездные мероприятия, конкурсы, акции...
Перспективный план целевых номеров, газетных кампаний: определение наиболее значимых тем
Планирование маркетинга: прогнозы, пробный номер, социологические исследования, анкетирование, маркетинговые кампании…
Слайд 23ПЛАНИРОВАНИЕ!!!
- учитывает ли перспективный план редакции структуру и особенности каждого сегмента
своей аудитории?
- какие направления деятельности (темы, проблемы) выделяет план в качестве приоритетных?
- какие стороны деятельности редакции реформируются в процессе реализации перспективного плана (управленческая, дизайнерская, собственно творческая и т.д.)?
- есть ли у разных позиций плана конкретные исполнители и заложен ли в нем механизм проверки результатов их деятельности?
Слайд 24Планирование номера
При составлении оперативного плана текущего номера газеты определяются:
точные
формулировки тем;
заголовки материалов;
объемы текстов в знаках (строках);
жанровые особенности материалов;
иллюстрации
отделы и авторы, подготовившие публикации.
Планирование номера газеты обычно происходит на утренней (вечерней!!!) планерке. Во время нее ответственный секретарь представляет проект текущего (следующего) номера.
Слайд 25Планирование номера
Планерка часто начинается с выбора «гвоздевого» материала, определяющего основу номера
(«гвоздевой» фотографии на первой полосе). В качестве «гвоздевого» может выступать не только критический материал. Публикация должна быть яркая, проблемная, поднимающая актуальные вопросы. Хорошо, когда «гвоздевые» материалы обладают примерно одинаковым размером и с одинаковой периодичностью помещаются на одном и том же месте.
Слайд 26При формировании номера важно учитывать:
широту географии публикаций;
разнообразие тем;
разнообразие жанров;
объем материалов (крупные/мелкие)
соотношение
информационных/проблемных материалов;
сбалансированность положительных и критических выступлений;
представленность различных отделов;
соотношение материалов, написанных штатными и внештатными авторами
Слайд 27Как делается газета-1
К началу рабочего дня все руководители подразделений должны более
или менее знать, что необходимо поставить в завтрашний номер. С этим они и приходят на утреннюю планерку, где планируется номер.
Вначале обсуждается номер сегодняшний - что в нем было хорошо, а что плохо, на каком участке газета вырвалась вперед, на каком отстала. Выступает дежурный.
Слайд 28Как делается газета-2
На планерке заявляются и обсуждаются темы, определяется, сколько места
(в строках) надо дать тому или иному материалу, чем и как эти материалы можно проиллюстрировать, не пересекаются ли материалы разных отделов, в какой степени готовности находятся такие-то тексты и сколько времени понадобится, чтобы написать те, которые пока еще "в чернильнице", что выйдет на первую полосу.
Слайд 29Как делается газета-3
После окончания летучки все расходятся по отделам и начинается
подробная работа. Отслеживание дневной информации, дописывание текстов, которые пока находятся в стадии «болванок», написание новых, редактирование, сдача готовых текстов в секретариат, где они проходят корректуру, верстаются, превращаются в нечто, похожее на готовые газетные полосы, отправляются снова в отделы, где еще раз читаются и при необходимости правятся. В общем - долгий и нудный процесс.
Слайд 30Как делается газета-4
Чем ближе к моменту сдачи номера, тем нервней. Кажется,
в таких условиях уже нельзя сделать ничего вразумительного, но - вот странно - постепенно все образуется. Дописываются тексты, появляются фотки, находится "исчезнувший" журналист и приносит ценную информацию...
Номер, конечно, часто опаздывает. Выпускающий редактор бегает с выпученными глазами. Ну натурально, полный бедлам... А что делать? Все давным-давно уже к этому привыкли и понимают, что по-другому делать ежедневную и интересную газету и не удастся.
А назавтра все начинается с самого начала: утренняя планерка, разбор полетов, написание текстов, редактирование, верстка, беготня... И все это для того, чтобы создать информационный продукт, который живет лишь один день.
Слайд 31Сетка вещания на ТВ (блоки программ):
информационные;
публицистические;
музыкальные;
развлекательные;
познавательные;
образовательные
Слайд 32Технология планирования и производства информационной радиопрограммы
работа с лентами информагентств;
формирование новостного блока
в реальном времени;
выступления и интервью в прямом эфире;
телефонные интервью и комментарии в записи;
корреспондентские материалы (репортажи с места события в прямом эфире, записи интервью, репортажей, выступлений)
Слайд 33Тема 35
Планирование работы журналиста. Индивидуальный творческий план
Слайд 34ПЛАНИРОВАНИЕ!!!
Если вы хотите, чтобы Бог рассмеялся,
расскажите ему о своих планах.
Вуди Аллен,
американский
кинорежиссер и сценарист.
Слайд 35Планирование работы журналиста
Работа журналиста заключается не только в том, чтобы сообщать
об уже свершившихся новостях, но и в том, чтобы быть готовым к наступлению тех или иных событий на информационном поле, о которых известно заранее. Это существенно облегчает жизнь и позволяет лучше подготовиться к рассказу о событии к тому моменту, как оно наступит.
Практически любое СМИ составляет календари предстоящих событий по интересующей их тематике - чтобы можно было планировать следующие выпуски изданий, своевременно организовать сбор материала и подготовку текстов к тому или иному событию. Информационные агентства составляют подобные календари для внутреннего пользования и для своих подписчиков (анонсы главных событий следующего дня)
Слайд 36Личный творческий план
При создании личного творческого плана журналисту необходимо
учитывать:
чтобы темы и идеи соответствовали целям и задачам издания;
были согласованы с общей концепцией газеты, а также с направлением работы отдела.
При формулировке тем важны их актуальность, конкретность, точность, обоснованность.
Представляя личный творческий план на утверждение заведующему отделом или главному редактору, нужно быть готовым к тому, что далеко не все темы будут сразу одобрены.
Слайд 37Вопросы, которые возникают у журналиста:
- как выкапывать факты, не лежащие на
поверхности?
- как находить источники информации?
- как создавать сеть информаторов, предоставляющих нужные факты, или указывающих, где их можно добыть?
- как быстро переключаться с одного задания на другое?
- как научиться одновременно работать над несколькими темами?
Слайд 38Самый главный вопрос:
- в какой степени запланированные мероприятия, рубрики, циклы публикаций
(передач) нацелены на удовлетворение читательских (зрительских, слушательских) информационных потребностей?
Слайд 39Планирование работы журналиста на ТВ и радио
Вместо индивидуального творческого
плана составляется сценарная заявка, где указывается:
тема и идея сюжета;
его формат;
целевая аудитория;
ориентировочный хронометраж;
место в сетке вещания;
бюджет.
Под сценарием понимают литературную запись изобразительного и звукового решения будущего сюжета. В сценарном плане присутствуют как литературные, так и экранные черты.
Слайд 40ОЧЕНЬ ВАЖНО!..
- быть самому разносторонне информированным человеком;
- постоянно изучать информационные потребности
самых разных частей общества;
- вырабатывать активную реакцию на любой источник общественно-значимой информации (от неожиданного увеличения расходов за коммунальные услуги до перспектив поиска внеземных цивилизаций).
Слайд 41Тема 37
Популярные белорусские журналисты: ориентиры творческого поиска
Слайд 42Популярные белорусские журналисты: ориентиры творческого поиска
ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ!!!
-- провести
контент-анализ центральных печатных, аудиовизуальных, сетевых СМИ Беларуси:
-- проследить за творчеством известных журналистов (темы, жанры, способы разработки тем, подачи материала);
-- рассказать о творчестве не менее 3-5ведущих журналистов
Слайд 43Популярные белорусские журналисты: ориентиры творческого поиска
Печатные СМИ: «СБ - Беларусь сегодня»,
«Рэспублiка», «Народная газета», «Звязда», «Белорусская нива», «Знамя юности», «Вечерний Минск, «Экспресс-новости», «Переходный возраст», «Беларуская думка», «БелГазета», «Белорусы и рынок» и др.
Аудиовизуальные СМИ: «Первый», «Лад», «ОНТ», «СТВ», FM-радиостанции
Интернет-СМИ: www.naviny.bywww.naviny.by, www.ej.by
Слайд 44Лекция закончена!!!
Спасибо за внимание!