Динамика материальной точки. (Лекция 1) презентация

Содержание

План лекции 1. Введение. Предмет и задачи динамики. 2. Дифференциальные уравнения движения материальной точки. 3. Решение прямой задачи динамики. 4. Рекомендации к решению обратной (и смешанной) задачи. 5. Примеры Заключение

Слайд 1ЛЕКЦИИ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ МЕХАНИКЕ. ДИНАМИКА
Новосибирский Государственный Архитектурно-Строительный Университет (Сибстрин)
Кафедра теоретической механики
ЛЕКЦИЯ

1.
ДИНАМИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ

Слайд 2План лекции
1. Введение. Предмет и задачи динамики.
2. Дифференциальные уравнения движения материальной

точки.

3. Решение прямой задачи динамики.

4. Рекомендации к решению обратной (и смешанной) задачи.
5. Примеры
Заключение


Слайд 3Цель лекции
Познакомиться с основными законами динамики материальной точки и методами решения

задач динамики точки.

Слайд 4Вспомним, что мы уже изучили:
Теоретическая механика – изучает движение тел при

их взаимодействии.
Единственная мера взаимодействия – сила.
Три раздела курса – статика, кинематика, динамика.
Статика – изучает частный случай движения – равновесие. Основной результат:

Если эти уравнения не выполняются – тело будет двигаться!
Кинематика – изучает движение тел без учета сил – т.е. закон движения тела, траекторию, скорость, ускорение отдельных точек , связи между ними.


Слайд 5Предмет и задачи динамики
Динамика – изучает движение тел под действием

сил.
Силы будем считать зависящими от времени, от положения точек, от скоростей точек.
Две основные задачи динамики:
По заданному закону движения определить силы (эта задача уже решена была в кинематике!)
По заданным силам определить закон движения (для ее решения еще нужно задать массу и дополнитель-ные условия, например, положение и скорости точек в начальный момент времени).

Замечание. Есть еще одна задача – “смешанная”. В ней заданы часть сил и часть закона движения. Требуется найти остальное (например: задана линия движения точки и активные силы, найти силы реакции и закон движения по линии)


Слайд 6Предмет и задачи динамики
При решении этих задач мы будем опираться

на статику и кинематику. А именно:
применять принцип отвердевания
пользоваться способами приведения сил
применять методы задания движения тел
использовать связи между скоростями и ускорениями отдельных точек.
Также как и в статике и в кинематике, начнем изучать динамику с движения точки.
Напомним: Материальная точка – тело конечной массы, размерами которого пренебрегаем.

Слайд 7 Если на материальную точку не действуют
никакие силы, то эта точка или

находится в
покое, или движется прямолинейно и
равномерно.

Законы Галилея-Ньютона

I Закон Ньютона (закон инерции Галилея)


Слайд 8Законы Ньютона
II Закон Ньютона
Сила, действующая на материальную точку,
сообщает ей ускорение, которое

в инерциальной
системе отсчета пропорционально величине
силы и имеет направление силы.

Основное уравнение динамики:


Слайд 9Законы Ньютона
Силы, с которыми действуют друг на друга две материальные точки,

всегда равны по модулю, лежат на одной прямой и направлены в противоположные стороны.


III Закон Ньютона


Слайд 10Принцип независимости действия сил
Если на материальную точку действуют несколько сил, то

ускорение точки складывается из тех ускорений, которые имела бы точка под действием каждой из этих сил в отдельности.

Слайд 11Дифференциальные уравнения движения материальной точки


Слайд 12Дифференциальные уравнения движения материальной точки
Естественная форма записи:
Спроектируем (1) на оси естественного

трехгранника r, n, b:


Слайд 13Решение первой (прямой) задачи динамики
Условие задачи:
Движение точки задано. Требуется найти силу,

под действием которой происходит движение.

Решение задачи:
Сводится к подстановке закона движения в уравнения (1), (3) или (4).


Слайд 14Пример
Точка массой m движется в плоскости х,у по закону х=2sin((π/6)t),

у=2cos((π/6)t). Найти силу, под действием которой происходит это движение.

Слайд 15Решение второй (обратной) задачи динамики
Известна сила, действующая на материальную точку. Требуется

найти закон движения точки.

Слайд 16
Общее решение системы (6)
Постоянные С1, …. , С6 находятся из

дополнительных (например,начальных условий)

В качестве начальных условий следует зафиксировать положение и скорость материальной точки в начальный момент времени.




Слайд 17При t = 0

Подчиняя (7) условиям (8), находим С1, …. ,

С6 и определяем закон движения материальной точки




Слайд 18Пример
Самолет летит на высоте 400м со скоростью 200 м/с. Найти

закон движения груза, сброшенного с самолета. Сопротивлением воздуха пренебречь.

Считаем груз материальной точкой


Слайд 19Начальные условия
При t = 0

Закон движения груза:


Слайд 20Прямолинейное движение материальной точки
Точка будет совершать прямолинейное движение, если действующая на

неё сила будет параллельна начальной скорости.

Слайд 21I
Сила зависит от времени


Слайд 22II
Сила зависит от положения точки


Слайд 24III
Сила зависит от скорости точки


Слайд 25III
Другой способ решения:


Слайд 27Рекомендации к решению обратной (и смешанной) задачи динамики точки
Выбрать систему координат

(удачно!)
Изобразить все силы (активные и реакции связей), действующие на точку.
Написать второй закон Ньютона в векторном виде, спроецировать его на оси координат и получить ДУ.
Написать НУ(точнее дополнительные условия)
Решить ДУ с использованием НУ.
Замечания:
Полезен нулевой пункт: Прежде чем решать – подумай!
Уместна пословица: Заставь дурака богу молиться – он и лоб пробьет!

Слайд 28Пример (фантастический проект).
Для перевозки грузов из Н в L прорыт

гладкий канал. Определить закон движения груза. Доедет ли груз до L? Если да, то, за какое время ? С какой скоростью приедет в L? Считаем, что в Н скорость груза равна нулю.
Решение.
1. Начало отсчета поместим в Н,
а ось x направим в сторону L.
2. На груз будет действовать сила
притяжения Земли
и нормальная реакция гладкого канала .




Слайд 29Пример (фантастический проект).

3.




Т.к. масса сокращается, то для любых грузов

движение одно и то же!!!
4. НУ:
5.


















Слайд 30Пример (фантастический проект).



Проанализируем решение.

груз до L доедет (!), причем

за время , определяемое равенством .Т.е. , или
. Отметим что время не зависит от расстояния (что до L, что до Омска время прибытия груза одно и то же!) . Скорость, с которой груз доедет, будет равна

Причем, если груз не забрать в L, то он поедет обратно в Н.





















Слайд 31Заключение
1. Сформулированы основные задачи динамики точки – прямая, обратная и смешанная.
2.

Приведены законы Галилея-Ньютона.
3. Выведены ДУ движения точки в прямоугольной декартовой и естественной системах отсчета.

4. Даны рекомендации к решению обратной и смешанной задачи.
5. Приведены примеры решения задач.


Слайд 32Вопросы для самоконтроля
Что изучается в динамике?
Какие основные задачи динамики?
В чем суть

закона инерции Галилея?
Какие системы отсчета называют инерциальными, а какие неинерциальными?
Как связаны между собой две инерциальные системы отсчета?
Почему систему отсчета, связанную с Землей в большинстве случаев приближенно принимают за инерциальную?
Сформулируйте условия, при которых справедлив второй закон Ньютона?
В чем состоит принцип суперпозиции действия сил на точку?


Слайд 33Вопросы для самоконтроля
9. Почему масса точки является мерой ее инерции?
10. Как

применять второй закон Ньютона, если движение точки несвободно?
11. Для чего нужны дифференциальные уравнения движения точки?
12. Сформулируйте прямую и обратную задачи динамики точки? Все ли задачи динамики точки сводятся к этим двум?
13. Перечислите основные этапы решения обратной задачи динамики точки?
14. Для чего необходимо задавать начальные (дополнительные) условия при решении обратной задачи динамики точки? Сколько таких условий требуется задавать?

Слайд 34Тема следующей лекции
Колебательное движение точки


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика