Слайд 21
План лекции:
5.1. Сущность и методы управления финансами.
5.2. Государственные и муниципальные органы
управления финансами.
5.3. Органы управления финансами на
микроэкономическом уровне.
Слайд 32
Литература:
Финансы : учебник / С.В. Барулин. — 2-е изд.,
стер.
— М.: КНОРУС, 2015. — 640 с.
2. Финансы: Учебник / А. С. Нешитой,
Я. М. Воскобойников. — 10-е изд. — М.:
Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°»,
2012. — 528 с.
3. Финансы: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. /
Под ред. В. В. Ковалева. – М.: ТК Велби, Изд-во
Проспект, 2009. – 640 с.
4. Подъяблонская Л. М. Финансы: Учебник. – М., 2011
Слайд 43
Таблица 1 – Содержание термина «управление финансами» в различных источниках
Слайд 54
Управление финансами – это целенаправленное
воздействие субъектов управления на систему
финансов и финансовые
отношения при помощи
специальных методов для достижения целей
финансовой политики.
Слайд 65
Субъектами управления финансами выступают:
на макроэкономическом уровне – органы государственной
власти и
органы местного самоуправления;
самостоятельные государственные и муниципальные
некоммерческие финансово-кредитные учреждения
(государственные и муниципальные внебюджетные
фонды);
-на микроэкономическом уровне – органы управления
предприятиями, организациями, учреждениями, как
коммерческими, так и некоммерческими; некоммерческие
саморегулируемые организации в финансовой сфере.
Объектами управления финансами являются группы
финансовых отношений и сферы финансовой
деятельности.
Слайд 76
К методам управления финансами относятся:
1) планирование и прогнозирование;
2) оперативное управление финансовой
деятельностью;
3) регулирование финансовой деятельности;
4) финансовый анализ;
5) финансовый контроль.
Слайд 87
Финансовое планирование - это деятельность
связанная с обоснованием потребностей в финансовых
ресурсах, источников
и условий их формирования,
мероприятий по их использованию для реализации
целей финансовой политики объекта управления.
Слайд 98
Под оперативным управлением понимается:
«комплекс мер, вырабатываемых на основе оперативного
анализа складывающейся текущей
финансовой ситуации
и преследующих цель получения максимального эффекта
при минимуме затрат с помощью перераспределения
финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного
управления заключается в рациональном использовании
финансовых ресурсов с целью улучшения хозяйственной
деятельности»[1].
[1] Финансы: Учебник / А. С. Нешитой, Я. М. Воскобойников. — 10-е изд. — М.:
Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2012.
Слайд 109
Под государственным регулированием финансово-
хозяйственной деятельности следует понимать процесс
нормативно-правового регламентирования условий
формирования финансовых
отношений между всеми
субъектами финансовой деятельности и осуществления
ими основных видов финансовых операций.
Слайд 1110
Под финансовым анализом понимают оценку
финансового состояния и результатов финансовой
деятельности хозяйствующего субъекта
с целью
выявления резервов повышения его финансовой
устойчивости, платежеспособности, ликвидности,
доходности и рыночной стоимости.
Слайд 1211
Финансовый контроль представляет совокупность
мероприятий, направленных на соблюдение требований
действующего законодательства при формировании,
распределении
и использовании централизованных и
децентрализованных фондов денежных средств.
Слайд 1312
Систему органов управления финансами общей
компетенции возглавляют:
1) глава государства – Президент Российской
Федерации;
2) представительный и законодательный орган Российской
Федерации - Федеральное собрание Российской
Федерации, состоящее из двух палат –
Совета Федерации и Государственной Думы;
3) орган, осуществляющий исполнительную власть
в Российской Федерации - Правительство Российской
Федерации.
Слайд 1413
Рис. 1. Организационная структура Министерства финансов РФ по состоянию на 01.11
2015
(без подведомственных организаций и территориальных представительств)
Слайд 1514.1
Министерство финансов РФ (Минфин России) является
Федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по
выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере:
- бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской
деятельности;
- кредитной кооперации;
- микрофинансовой деятельности;
- финансовых рынков;
- государственного долга;
- аудиторской деятельности;
- бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;
- производства, переработки и обращения драгоценных
металлов и драгоценных камней;
- таможенных платежей;
Слайд 1614.2
- формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
- организации и
проведения лотерей, азартных игр;
производства и реализации защищенной от подделок полиграфической продукции;
- финансового обеспечения государственной службы;
государственного регулирования деятельности негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний, специализированных депозитариев и актуариев по негосударственному пенсионному
обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию; бюро кредитных историй;
- оказания государственной поддержки субъектам РФ и муниципальным образованиям за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Слайд 1715.1
К основным полномочиям Министерства финансов РФ
относятся:
- внесение в Правительство РФ проекты
федеральных
законов и иных нормативных актов по вопросам,
относящимся к сфере ведения Минфина РФ;
- принятие нормативных документов, регламентирующих:
порядок формирования отчетности об исполнении
федерального бюджета, бюджетов государственных
внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы
РФ и консолидированного бюджета РФ; порядок ведения
сводной бюджетной росписи федерального бюджета;
порядок ведения Единого государственного реестра
юридических лиц; порядок ведения Единого
государственного реестра индивидуальных
предпринимателей; порядок ведения Единого
государственного реестра налогоплательщиков;
Слайд 1815.2
- установление форм налоговых деклараций, расчетов по
налогам и порядок заполнения налоговых
деклараций;
- установление порядка ведения государственной долговой
книги РФ и передачи Министерству финансов РФ
информации из государственной долговой книги субъекта
РФ и муниципальной долговой книги;
- формирование отчетов об итогах эмиссии
государственных ценных бумаг РФ;
- установление федеральных стандартов бухгалтерского
учета;
- установление порядка определения цен на драгоценные
металлы, драгоценные камни и изделия из них,
приобретаемые в Государственный фонд драгоценных
металлов и драгоценных камней РФ, а также
отпускаемые из него;
Слайд 1915.3
- подготовка нормативных актов по вопросам регулирования
в сфере формирования и инвестирования
средств
пенсионных накоплений;
- разработка федеральных стандартов аудиторской
деятельности;
- составление проекта федерального бюджета;
- утверждение и ведение сводной бюджетной росписи
федерального бюджета;
- определение порядка применения бюджетной
классификации РФ;
- представление в Правительство РФ отчетности об
исполнении федерального бюджета и консолидированного
бюджета РФ;
- управление в установленном порядке средствами
Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
Слайд 2015.4
- методическое руководство в области бюджетного
планирования, направленного на повышение
результативности бюджетных расходов;
-
методологическое обеспечение кассового обслуживания
органами федерального казначейства бюджетов субъектов
РФ и местных бюджетов;
- управление в установленном порядке государственным
долгом РФ;
- ведение государственной долговой книги РФ и учет
информации о долговых обязательствах, отраженных в
соответствующих долговых книгах субъектов РФ и
муниципальных образований;
- выполнение функций эмитента государственных ценных
бумаг РФ;
Слайд 2115.5
- обеспечение предоставления бюджетных ссуд и
бюджетных кредитов в пределах лимита средств,
утвержденного
федеральным законом о федеральном
бюджете на очередной финансовой год, и в порядке,
установленном Правительством РФ;
- в установленном порядке ведение переговоров и
подписание от имени Правительства РФ многосторонних
соглашений с должниками и кредиторами в рамках
Парижского клуба;
- организацию формирования и использования ценностей
Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней РФ;
- сбор, обработку и анализ информации о состоянии
государственных и муниципальных финансов;
- организацию перечисления межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и
муниципальных образований.
Слайд 2216
Федеральное казначейство осуществляет функции по:
1) обеспечению исполнения федерального бюджета;
2) кассовому обслуживанию
исполнения бюджетов
бюджетной системы РФ;
3) предварительному и текущему контролю за ведением
операций со средствами федерального бюджета
главными распорядителями, распорядителями и
получателями средств федерального бюджета.
Слайд 2317
Федеральная налоговая служба разрабатывает:
1) основные направления государственной налоговой
политики;
2) вносит
предложения по совершенствованию налогового
законодательства РФ;
3) осуществляет контроль за правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов
и иных обязательных платежей
Слайд 2418
Федеральная служба финансово-бюджетного
надзора осуществляет функции по:
1) контролю и надзору в
финансово-бюджетной сфере;
2) валютному контролю
Слайд 2519
Федеральная таможенная служба осуществляет:
1) функции по выработке государственной политики и
нормативному правовому
регулированию, контролю
и надзору в области таможенного дела;
2) функции агента валютного контроля;
3) специальные функции по борьбе с контрабандой,
иными преступлениями и административным
правонарушениями.
Слайд 2620
Основные задачи Счетной палаты РФ:
- организация и осуществление контроля за целевым
и
эффективным использованием средств федерального
бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
- аудит реализуемости и результативности достижения
стратегических целей социально-экономического развития РФ;
- определение эффективности и соответствия правовым
актам РФ порядка формирования, управления и
распоряжения федеральными и иными ресурсами;
- оценка эффективности предоставления налоговых и иных
льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств
федерального бюджета;
- определение достоверности бюджетной отчетности главных
администраторов средств федерального бюджета и бюджетов
государственных внебюджетных фондов РФ и годового отчета
об исполнении федерального бюджета, бюджетов
государственных внебюджетных фондов РФ.
Слайд 2721
Главное контрольное управление при Управлении
делами Президента РФ, задачами которого являются:
1) обеспечение
ведомственного финансового контроля в
сфере своей деятельности;
2) обеспечение Управляющего делами Президента РФ
информацией, относящейся к вопросам экономической
безопасности, необходимой для принятия
соответствующих решений;
3) обеспечение внутреннего финансового аудита
администраторов доходов федерального бюджета.
Слайд 2822
Федеральная служба по финансовому мониторингу
(Росфинмониторинг) осуществляет функции по:
противодействию легализации (отмыванию) доходов,
полученных
преступным путем, и финансированию
терроризма;
по выработке государственной политики, нормативно-
правовому регулированию в этой сфере;
по координации соответствующей деятельности других
федеральных органов исполнительной власти,
а также функции национального центра по оценке угроз
национальной безопасности, возникающих в результате
легализации (отмывания) доходов, полученных
преступным путем, финансирования терроризма и
распространения оружия массового уничтожения, по
выработке мер противодействия этим угрозам.
Слайд 2923
Основными задачами финансового отдела являются:
- управление движением финансовых ресурсов предприятия;
- регулирование
финансовых отношений;
- обеспечение финансовой устойчивости предприятия;
- определение финансовой стратегии предприятия;
- осуществление инвестиционной политики предприятия;
- анализ и контроль финансово-хозяйственной деятельности
предприятия.
Слайд 3024
К основным функциям финансового отдела относятся:
- реализация финансовой стратегии и финансовой
политики предприятия;
- организация финансовой деятельности предприятия с целью эффективного использования финансовых ресурсов;
- разработка прогнозов экономического развития предприятия и участие в формировании ключевых показателей его деятельности;
- участие в разработке бизнес-планов, составление перспективных и текущих финансовых планов и бюджетов предприятия и оперативный контроль их выполнения;
- предоставление необходимой финансовой и аналитической информации внутренним и внешним пользователям;
- комплексный экономический и финансовый анализ деятельности предприятия, разработка мероприятий по повышению эффективности управления финансами,
- снижению финансовых рисков и увеличению прибыльности предприятия;
- контроль над соблюдением финансовой дисциплины, своевременным и полным выполнением договорных обязательств, расходами и поступлением доходов.