Слайд 1СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
Презентацию подготовили
Студентки группа №237332/0003
Пушкарева Е.К.
Ганина О.А.
10.10.2017
Слайд 2Введение
Для обеспечения согласованного функционирования разных частей экономики осуществляют финансовое регулирование, под
которым понимается такое распределение финансовых ресурсов, которое приводит к изменению темпов роста отдельных структурных подразделений, перестройке производства в соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых ресурсов.
Слайд 3Определение
Государственное финансовое регулирование экономики характеризуется как процесс целенаправленного и
последовательного применения государством форм и методов финансового воздействия на субъектов хозяйствования для оказания влияния на макроэкономическое равновесие и поступательное развитие экономики на каждом конкретном этапе ее функционирования.
Слайд 4Цели регулирования
Целью финансового регулирования является установление пропорций распределения и накопления, обеспечивающих
удовлетворение потребностей на микро и макро уровне.
проведение стабилизационных мероприятий
обеспечение общих условий жизнедеятельности и правовой реализации экономических решений
осуществление социально - ориентированного перераспределения ресурсов
Цели государственного вмешательства
Слайд 5Предпосылки
Предпосылками осуществления государственного финансового регулирования экономики являются следующие исходные основания:
1. Учет
действия объективных экономических законов развития общества. Поскольку процесс финансового регулирования протекает по субъективно намеченному направлению финансовой политики и механизму ее воплощения в хозяйственную практику, мероприятия этой политики и механизма будут тем более действенными и отвечающими требованиям практики, чем полнее в них учтены интересы субъектов хозяйствования, отраженные в экономических законах и соответствующих им экономических категориях.
2. Наличие в стране отлаженной законодательной системы, четко и оперативно реагирующей на отступление от норм и правил поведения в хозяйственной деятельности.
25.10.2017
Слайд 6Предпосылки
3. Наличие демократической системы выражения взглядов и представляющих их демократических институтов
для возможности свободного изъявления интересов всех слоев населения, социальных, национальных, профессиональных групп.
4. Разработка научно обоснованной стратегической программы развития общества, выражающей коренные интересы всех его членов. Программа определяется как цельное, долгосрочное направление, которое обеспечивает нормативные акты государства и нижестоящих структур, а также допускается корректировка тактического характера по непредвиденным обстоятельствам.
Слайд 7Условия осуществления регулирования
Результативность, то есть реальный итог государственного финансового регулирования, достигается
при соблюдении определенных условий его осуществления. К таким условиям относятся следующие:
1. Структурная перестройка экономики с постепенным развитием возможно большего набора производств по технологическим переделам: от добычи природных ресурсов до изготовления товаров и изделий конечного потребительского назначения в соответствии со спросом населения; имеется в виду достижение ресурсно-технологического равновесия, поддержание высокотехнологичных и жизненно важных производств (топливно-энергетического, агропромышленного комплексов, транспорта, связи);
2. Демонополизация хозяйственных процессов и структур на всех уровнях управления и в формах собственности;
Слайд 8Условия возникновения
3. Развитие конкуренции, предпринимательства на основе создания подлинного равноправия всех
форм собственности всех субъектов хозяйствования, открывающих простор рыночной инициативе, свободе коммерческой деятельности, равных возможностей в выборе видов деятельности, за исключением оговоренных в законе;
4. Возможность свободного беспрепятственного перемещения подвижных факторов производства (капиталов в разной форме, рабочей силы, технологий, информации, прав собственности и т.д.) между отраслями, производствами, территориями, как в границах государства, так и в рамках единого интеграционного пространства нескольких стран, объединяющихся в экономические союзы по развитию сотрудничества, исходящего из преимуществ международной кооперации и разделения труда.
Слайд 9Методы государственного регулирования
Весь процесс финансового регулирования экономики характеризуется многообразием объективных и
субъективных факторов, условий функционирования экономики, использованием разных категорий, их элементов. Поэтому важно разграничить по этим основаниям систему государственного регулирования, классифицировать на виды, формы и методы.
Слайд 10Виды
Формы регулирования обозначают процессы, протекающие в перечисленных видах: например, в бюджетном
виде формами являются финансирование (субвенции, субсидии, трансферты), в налоговом - прямое и косвенное налогообложение, в валютно-финансовом - внешнее инвестирование, внешние займы, внешний долг.
Слайд 11Формы финансового регулирования
Формы финансового регулирования экономики
Самофинансирование базируется на использовании
собственных финансовых ресурсов субъектов хозяйствования, а при их недостатке используются кредитные ресурсы или заемные в форме выпуска ценных бумаг
Кредитование — способ финансового обеспечения воспроизводственного процесса за счет ссуд банка, предоставляемых на условиях срочности, платности и возвратности
Государственное финансирование производится на безвозвратной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов
Слайд 12Методы государственного регулирования
Современная рыночная экономика регулируется с помощью экономических (косвенных) и
административных (прямых) методов. При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка.
Слайд 13Методы регулирования
Методы государственного финансового регулирования экономики
Административные
Экономические
Запрещение
Разрешение
Принуждение
Финансовая политика
Денежно-кредитная политика
Слайд 14Нормативно-правовое обеспечение
Нормативно-правовые акты, определяющие различные методы финансового регулирования экономики, можно разделить
на следующие группы:
1) правовые акты о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, в том числе в экономической сфере, а также о статусе региональных органов, осуществляющих организацию и управление экономической деятельностью в регионе (Конституция РФ, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» выделяет полномочия Правительства в сфере экономики, бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики и др.);
2) тематическое законодательство, регулирующее отдельные направления в сфере экономики (законы «О промышленной политике», «О промышленной деятельности», которые определяют промышленные и экономические основы, цели, элементы и принципы реализации промышленной политики, а также постановления Законодательного собрания «О выдаче кредитов» и «О предоставлении поручительства банкам» и др.)
Слайд 15Нормативно-правовое обеспечение
Принятие нормативно-правовых актов, регулирующих экономическую сферу, преследует главную цель -
обеспечить экономический рост на основе сочетания целевого регулирования экономики органами власти с механизмами складывающегося рынка, привлечения инвестиций в производство и экономическую инфраструктуру, гибкой налоговой и ценовой политики, развития мелкого и среднего предпринимательства, межрегиональной интеграции и взаимодействия с федеральным центром.
Слайд 16Заключение
Таким образом, государственное финансовое регулирование —
объективная необходимость развития экономики. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ, поэтому обеспечение экономического роста во многом определяется качеством государственного воздействия на все стороны экономического развития страны.
Слайд 17Список использованных источников
Дохина Р.Р. «Основные тенденции государственного регулирования на современном этапе
развития рыночных отношений в России», 2009;
Гарант: Законодательство с комментариями www.garant.ru
Артемов А. Модернизация государственного управления экономикой /«Экономист» - 2008,№2
Князев Ю. Регулирующая деятельность современного государства в сфере экономики / «Общество и экономика», 2008