Слайд 1ТЕМА: ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ
1. Сущность и функции прибыли. Виды прибыли её
формирование и использование.
2. Система показателей оценки прибыли и рентабельности.
3. Методические подходы к анализу и прогнозированию прибыли.
Слайд 2
1. Сущность и функции прибыли. Виды прибыли её формирование и использование.
Слайд 3 Прибыль является основной целью деятельности коммерческого предприятия.
Функции прибыли:
Прибыль –
главная цель предпринимательской деятельности.
Прибыль – база экономического развития предприятия.
Прибыль – критерий эффективности деятельности предприятия.
Прибыль – основной внутренний источник формирования финансовых ресурсов, пополнения оборотных средств, расширения основного капитала.
Прибыль – главный источник возрастания рыночной стоимости предприятия.
Прибыль – важнейший источник удовлетворения социальных потребностей общества и предприятия.
Прибыль является основным защитным механизмом от угрозы банкротства предприятия
Слайд 4
Различают прибыль:
Бухгалтерская прибыль = Доходы - Явные расходы
Экономическая прибыль = Доходы
– Явные расходы – Неявные расходы
Слайд 5
Источниками экономической прибыли является реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции, инновационная
деятельность, монопольная ситуация, не страхуемые риски (изменение рыночной конъюнктуры, налогового законодательства, риск, связанный с освоением новых товарных территориальных рынков, риск, обусловленный наличием инфляционных процессов в национальной экономике).
Источниками бухгалтерской прибыли являются реализация продукции, прочая реализация, внереализационные операции.
Слайд 6ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ Форма №2
Доходы и расходы по
обычным видам деятельности
Выручка от продажи
Себестоимость проданных товаров -
Валовая прибыль (с.1-с.2)
Коммерческие расходы -
Управленческие расходы -
Прибыль (убыток) от продаж (с.3-с.4 – с.5)
Прочие доходы и расходы
Проценты к получению +
Проценты к уплате -
Доходы от участия в других организациях +
Прочие операционные доходы +
Прочие операционные расходы -
Внереализационные доходы +
Внереализационные расходы _
Прибыль (убыток) до налогообложения (с.6 +с.7-с.8+с.9+с.10-с.11+с.12-с.13)
Текущий налог на прибыль -
Чистая прибыль (убыток) (с.14 – с.15)
Слайд 7
В соответствии с формой №2 «Отчет о прибылях и убытках» различают
прибыль:
А) Валовая прибыль = Выручка – Себестоимость; (в торговле валовая прибыль равна доходу от основной деятельности)
Б) Прибыль от продаж = Валовая прибыль – Коммерческие расходы – Управленческие расходы
В) Прибыль до налогообложения = Прибыль от продаж + Прочие доходы (операционные, внереализационные, чрезвычайные) – Прочие расходы.
Г) Чистая прибыль = Прибыль до налогообложения – Текущий налог на прибыль и другие обязательные платежи
Слайд 8
Налогооблагаемая прибыль может быть больше суммы прибыли до налогообложения в случае,
если предприятие допустило перерасход по нормируемым статьям затрат (% за кредит сверх учетной ставки ЦБ, отчисления в фонд подготовки кадров сверх 0,2% от выручки, представительские расходы сверх 2% от выручки).
Если предприятие пользуется льготами, то налогооблагаемая прибыль меньше прибыли до налогообложения.
Слайд 9
Сумма прибыли к распределению - это прибыль до налогообложения (бухгалтерская прибыль).
Прибыль
к распределению распределяется на две части – 1. сумма налоговых платежей в бюджеты всех уровней (24 %); 2.чистая прибыль (остающаяся в распоряжении предприятии) ;
Слайд 10
В соответствии с 25 главой второй части налогового кодекса (статья 247),
прибылью в целях налогообложения (до налогообложения) признается полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с данной главой.
В соответствии с 248 статьей, налоговая ставка на прибыль - 24%, в т.ч. 7,5% - федеральный бюджет, 14,5% - бюджеты субъектов РФ, 2% - местные бюджеты.
Законодательные органы вправе снижать для отдельных налогоплательщиков налоговую ставку в части суммы налогов, начисляемых субъектам федерации, но не ниже 10,5 %.
Слайд 11РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИБЫЛИ ДО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Слайд 12ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИБЫЛИ ПОСЛЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИ (ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ)
Слайд 13СХЕМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧИСТОЙ ПРИБЫЛИ
Слайд 14Непроизводительные расходы и потери, отражаемые на счете 99 «Прибыли и убытки»
Слайд 15
2. Система показателей оценки прибыли и рентабельности.
Слайд 16
Прибыль – это абсолютный показатель, измеряемый суммой.
Рентабельность – оценивается относительными
показателями и измеряется системой различных показателей.
Слайд 17
Система показателей рентабельности:
Рентабельность выручки = П/В*100
Ресурсорентабельность = П/Рес.*100 (где Рес.
– ОФ, Обор Ср, Труд. Рес.).
Фондорентабельность = П/ОФ*100
Рентабельность Обор. Ср = П/Обор Ср*100
Рентабельность трудовых ресурсов = П/ Численность работников
Ренабельность фонда ЗП = П/ ФЗП*100
Затраторентабельность = П/З*100 (в т.ч. по различным видам затрат: затраты основных фондов, оборотных средств, трудовых ресурсов)
Рентабельность активов = П/Активы*100
Рентабельность капитала = П/К = П/В*В/К = П/В* В/А* А/К
И Т.Д.
Слайд 20
3. Методические подходы к анализу и прогнозированию прибыли.
Слайд 21
Целью анализа прибыли является поиск резервов её увеличения и подготовка основы
для прогноза прибыли на будущий период.
Этапы анализа:
Сравнение фактических показателей с прогнозными показателями
Оценка динамики – сравнение фактических показателей с показателями предыдущего периода
Факторный анализ
Разработка мероприятий по устранению недостатков
Слайд 22
На формирование прибыли и рентабельности оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
Внешние факторы:
Инфляция,
Изменения в законодательных и нормативных актах в области ценообразования, налогообложения, кредитования, в области оплаты труда работников,
Изменение структуры спроса населения в связи с государственной политикой доходов.
Слайд 23
Прибыль прогнозируется раздельно по видам, а именно:
· прибыль от продажи продукции
и товаров;
· прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера;
· прибыль от реализации основных средств;
· прибыль от реализации другого имущества и имущественных прав;
· прибыль от оплаты выполненных работ и оказанных услуг и т.д.;
· прибыль (убыток) от внереализационных операций.
Слайд 24Целью прогнозирования прибыли является выбор и обоснование оптимального варианта ее образования
и использования
Методические подходы к прогнозированию прибыли:
Метод экстраполяции (через среднегодовой индекс роста, К эл, уравнение регрессии).
При наличии прогнозных показателей по доходам и расходам прогноз прибыли = прогн.доходы – прогн.расходы
Экономико – математические методы;
Прогнозирование отдельно по каждому источнику образования и виду прибыли;
Слайд 25
Существует также метод поассортиментного планирования прибыли. При этом методе прибыль
суммируется по всем ассортиментным позициям. К полученному результату прибавляется прибыль в остатках готовой продукции, не реализованных на начало планируемого периода.