Слайд 1Практические подходы при проверке отдельных вопросов по коду 420
Москва, ноябрь 2016
Слайд 21. Проверка соблюдения Банком требований
п.1 ст.7.2 Федерального закона №115-ФЗ
Слайд 3Согласно требованиям Федерального закона, Банк обязан при осуществлении безналичных расчетов обеспечить
передачу в составе расчетных документов или иным способом следующей информации о клиенте плательщике:
Как показывает практика, в основном, банками нарушаются требования Федерального закона в части не указания по физическим лицам ИНН и адресов клиентов.
Слайд 4
В ходе проверки у Банка необходимо запросить:
Выписку по корсчету Банка в
Банке России за проверяемый период в формате EXCEL (расширенную с указанием сведений о плательщиках и получателях).
Сведения о случаях доведения всей имеющейся в распоряжении Банка информации о плательщике банку получателя иным способом (не в составе расчетных документов).
Слайд 5
При анализе выписки по корсчету следует отобрать платежи клиентов банка -
физических лиц. Для этого, необходимо настроить фильтры в EXCEL следующим образом:
Слайд 6
Результаты должны получиться следующие:
Слайд 7
В полученном массиве необходимо выбрать операции, в которых адрес клиента-физического лица
(в поле «Плательщик») не указан или указан не полностью (некорректно).
Количество операций в выписке может составлять более 100 тыс. строк, поэтому для автоматизации процесса выборки можно воспользоваться встроенной в EXCEL функцией «ДЛСТР», которая возвращает количество символов в заданной ячейке.
=ДЛСТР (указать имя ячейки, количество знаков в которой необходимо рассчитать)
Например. Если функцию «ДЛСТР» применить к ячейке, в которой указано значение «Иванов Иван Иванович//г.Москва», то на выходе мы получим количество знаков равное «30».
Слайд 8
Использовать функцию нужно следующим образом:
1. После поля «Плательщик» добавляем пустой столбец
2. Встаем на пустую ячейку первой операции и пишем функцию ДЛСТР (формат ячейки предварительно необходимо сделать «Общий»)
Слайд 9
3. Функцию нужно «протащить» по всему столбцу операций, в результате чего,
получим количество символов в поле «Плательщик»
Слайд 10
4. Далее полученные данные сортируем от меньшего значения к большему. В
результате чего, операции, в которых не указан адрес клиента, должны выстроиться первыми по очередности.
Слайд 11
Выявленные операции необходимо сверить со случаями передачи Банком информации иным способом
(не в составе расчетных документов).
Случаи ненаправления информации иным способом свидетельствуют о признаках нарушения Банком требований п.1 ст.7.2 Федерального закона №115-ФЗ в части неотражения в составе расчетного документа всех необходимых и имеющихся в распоряжении Банка сведений о клиенте-физическом лице.
Необходимо помнить, что требования настоящей статьи не распространяются на:
1) безналичные расчеты, осуществляемые кредитной организацией по банковским счетам на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей;
2) безналичные расчеты по банковским счетам, открытым в одной кредитной организации;
3) безналичные расчеты, осуществляемые с использованием платежных карт;
4) безналичные расчеты, осуществляемые между кредитными организациями либо между кредитной организацией и иностранным банком от своего имени и за свой счет;
5) переводы денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов, осуществляемые кредитными организациями на сумму, не превышающую 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.
Слайд 12
В целях подтверждения выявленных признаков нарушений необходимо собрать следующие документы:
копии платежных
поручений клиентов (с отметкой Банка о списании);
анкету клиента;
копию паспорта клиента;
копию договора на РКО.
В случае отсутствия нарушений, можно проверить предоставленные Банком данные (выписку по корсчету) с данными АС АКС.
В 2016 году в ходе проведенных ИПСЗКО проверок было выявлено более 3,5 тыс. (!!!) признаков нарушений требований п.1 ст.7.2 Федерального закона №115-ФЗ.
Слайд 132. Проверка соблюдения Банком требований
пп.3 п.1 ст.7 Федерального закона №115-ФЗ
Слайд 14
Согласно требованиям Федерального закона, Банк обязан обновлять информацию о клиентах, представителях
клиентов, выгодоприобретателях и бенефициарных владельцах не реже одного раза в год, а в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации - в течение семи рабочих дней, следующих за днем возникновения таких сомнений.
Как показывает практика, в связи с ведением банками анкет клиентов и на бумажном носителе и в электронном виде, выявить нарушения сроков обновления анкет достаточно проблематично.
Слайд 15
В ходе проверки у Банка необходимо запросить:
Пояснительную записку о форме, порядке
ведения и местах хранения анкет клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев. В случае ведения анкет в электронном виде, предоставить доступ в указанную базу данных.
Пояснительную записку о том, каким образом в Банке реализован контроль за сроками обновления идентификационных данных клиентов (в т.ч. продемонстрировать возможности АБС Банка, подключить рабочую группу к Отчету по обновлению анкет клиентов).
Книгу регистрации открытых счетов.
Оборотную ведомость.
Перечень клиентов, с указанием доп. офисов Банка, в которых клиенты находятся на обслуживании.
Слайд 16
В целях выявления случаев необновления Банком анкет клиентов более 1 года
необходимо:
1) сформировать встроенный в АБС Банка Отчет по обновлению анкет клиентов;
2) построить анкеты клиентов юридических и физических лиц.
После выявления клиентов, чьи анкеты не обновлены в АБС Банка более 1 года, необходимо убедиться в отсутствии у Банка анкет на бумажных носителях.
Слайд 17
Для этого, необходимо заявкой запросить у Банка организовать доступ членов рабочей
группы в помещения Банка с предоставлением документов по клиентам, а именно:
оригиналов юридических дел и досье клиентов;
анкет клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев (за весь период обслуживания). Анкеты, хранящиеся в электронном виде, необходимо распечатать и заверить, анкеты, хранящиеся на бумажном носителе – предоставить;
переписку с клиентами на тему проведения идентификации;
и других документов клиентов, предоставленных в целях идентификации.
Слайд 18
При нахождении в подразделении Банка весь процесс сбора документов и, особенно,
распечатывания данных из АБС Банка, необходимо тщательно контролировать (для исключения случаев корректировки анкет сотрудниками Банка).
В результате такой проверки можно выявить признаки нарушения Банком Федерального закона №115-ФЗ и Положения Банка России №499-П.
Такие же методы проверки по выходу в подразделения Банка можно использовать при проверке программы обучения сотрудников по ПОД/ФТ и проверке порядка хранения Банком ключей шифрования.
Слайд 19
3. Проверка соблюдения Банком порядка заполнения отдельных полей сообщений, направленных в
уполномоченный орган, со сведениями о результатах проверки наличия среди клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию денежных средств или иного имущества
Слайд 20
В соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2013 №3063-У информация о
результатах проверки наличия среди своих клиентов, в том числе в филиалах банка, организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направляется кредитной организацией в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.
В ходе проверки банка, имеющего филиалы, следует обращать внимание на то, направлялись ли кредитной организацией сообщения о проверках, проведенных в филиалах.
Слайд 21
В сообщениях должны содержаться:
порядковый номер филиала (поле NUMBF_S);
код территории (субъекта Российской
Федерации) по ОКАТО территориального учреждения, которое осуществляет надзор за деятельностью филиала кредитной организации (поле KTU_SS);
БИК филиала кредитной организации (поле BIK_SS).
Слайд 22
В случае заполнения указанных полей значением «0», можно сделать вывод о
передаче Банком сведений о проверках, проведенных только в головном офисе.
Как правило, по данным фактам Банком предоставляются пояснения о том, что проверки осуществлялись централизовано через головной офис.
Таким образом, с учетом пояснений Банка, можно сделать вывод о признаках нарушения п.4 и Приложения 2 к Указанию Банка России от 19.09.2013 №3063-У в части несоблюдения Банком порядка заполнения отдельных полей сообщений, направленных в уполномоченный орган, со сведениями о результатах проверки наличия среди клиентов филиалов Банка организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию денежных средств или иного имущества.