Слайд 2Финансовый контроль -
это совокупность действий и операций по
проверке правильности соблюдения субъектами хозяйствования всех установленных форм и методов финансовых отношений, которые осуществляют специальные уполномоченные органы с целью изучения положительных и отрицательных сторон, устранения недостатков, наказания виновных лиц, возмещения ущерба, предупреждения аналогичных нарушений в будущем, а также разработке предложений по совершенствованию финансовых отношений.
Слайд 3Система контроля состоит из следующих элементов:
субъект контроля (кто осуществляет контрольные действия,
наименование контролирующей организации);
- объект контроля (кого контролируют, субъект хозяйствования, у которого осуществляются контрольные действия);
- предмет контроля (что контролируют, на что обращено внимание субъекта контроля);
-принципы контроля;
- метод (методики) контроля;
- приемы и способы контроля;
- техника и технология контроля;
- процесс контроля;
- сбор и обработка исходных данных для проведения контроля;
- результат контроля и затраты на его осуществление;
- субъект, принимающий решение по результатам контроля (в частности, это может быть субъект контроля);
- принятие решения по результатам контроля.
Слайд 4К принципам организации государственного финансового контроля относятся:
Независимость
Объективность
Компетентность
Гласность
Выделяют в дополнение к указанным
принципам следующие:
Системность
Законность
Самостоятельность
Ответственность
Сбалансированность
Профессионализм
Слайд 5Классификация финансового контроля
Исходя из статуса в управленческой структуре:
Государственный – субъектами контроля
выступают органы государственной власти и управления, обладающие определенными контрольными полномочиями, и административные органы.
Общественный – субъектами контроля являются профсоюзные организации, ревизионные комиссии различных общественных объединений и молодежные организации.
Аудиторский - субъектами контроля являются специалисты, имеющие лицензию на осуществление аудиторской деятельности в Республике Беларусь.
Слайд 6В зависимости от времени проведения:
Предварительный контроль - носит предупреждающий характер и
предшествует совершению хозяйственных и финансовых операций.
Текущий контроль - представляет собой наблюдение за хозяйственными процессами и операциями по данным оперативно-технической, технологической и бухгалтерской информации.
Последующий контроль - осуществляется после совершения хозяйственных операций за отчетные периоды путем исследования данных планирования, бухгалтерского учета и отчетности, оперативно-технической документации.
В зависимости от источников информации, используемой при
выполнении контрольных действий:
Документальный контроль - осуществляется с использованием первичной документации, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, других видов документов, в которых нашли отражение операции и события, ставшие объектом исследования.
Фактический контроль - изучение количественного и качественного состояния исследуемых объектов по данным их осмотра, обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и других способов проверки, не связанных с документальными источниками.
Слайд 7В зависимости от охватываемой контролем сферы:
Административный – осуществляют административные комиссии, создаваемые
на уровне администраций соответствующих районов и других территорий, контроль по линии административных органов Республики Беларусь.
Технический - контроль, осуществляемый по линии специализированных служб предприятий и организаций, их вышестоящих органов управления и соответствующих государственных служб.
Финансово-хозяйственный – объектом является комплекс хозяйственных процессов и финансовых операций в сфере материального производства и в непроизводственной сфере.
Финансово-хозяйственный контроль классифицируется в зависимости от его субъектов на:
Внутрихозяйственный - самостоятельная функция управления внутри предприятия, отличается глубиной и точностью.
Вневедомственный - осуществление контрольных функций независимо от ведомственной подчиненности проверяемых субъектов хозяйствования.
Ведомственный - осуществляемый министерствами (ведомствами), ассоциациями, концернами и другими вышестоящими органами управления за деятельностью прямо подчиненных им организаций и предприятий.
Слайд 8По методам осуществления контроль делится на:
Ревизию – представляет собой систему обязательных
контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности, совершенных в проверяемом периоде хозяйственных операций предпринимательской деятельности, а также законности и правильности действий должностных лиц субъекта хозяйствования.
Проверку - представляет собой единичное контрольное действие или исследование финансового состояния на определенном участке предпринимательской деятельности субъекта хозяйствования.
Аудит - это независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, бухгалтерского баланса и финансовых отчетов, осуществляемая аудиторской организацией.
Обследование - представляет собой оперативное выявление положения дел по отдельному вопросу, входящему в компетенцию органа контроля, в целях определения целесообразности изучения данного вопроса и последующей детальной проверки.
Анализ - это системное и пофакторное исследование отдельных вопросов предпринимательской деятельности субъекта хозяйствования.
Слайд 9Классификация проверок
По организационному признаку:
Плановые - проводятся при включении проверки в координационный
план контрольной (надзорной) деятельности в зависимости от отнесения проверяемого субъекта к высокой, средней или низкой группе риска в соответствии с критериями отнесения проверяемых субъектов к группе риска для назначения плановых проверок.
Внеплановые - назначаются по поручениям Президента Республики Беларусь, Президиума Совета Министров Республики Беларусь, Председателем Комитета государственного контроля и его заместителей, председателями комитетов государственного контроля областей в пределах их компетенции, генеральным прокурором и его заместителями в пределах компетенции, руководителем иного контролирующего (надзорного) органа (кроме территориального органа, структурного подразделения, подчиненной организации) и одним из уполномоченных им заместителей в пределах компетенции контролирующего (надзорного).
Слайд 10По кругу охватываемых вопросов:
Тематические - проверяются отдельные вопросы и некоторые стороны.
Комплексные
- проверяются все стороны и участки финансово - хозяйственной деятельности.
По объему проверяемых материалов:
Сплошные - проверяются все без исключения документы и бухгалтерские записи за проверяемый период времени.
Выборочные - проверяется лишь определенная часть документов или за определенный промежуток времени.
Комбинированные - применяется сочетание первых двух способов.
По организационным формам:
Индивидуальные - осуществляемые одним проверяющим.
Бригадные - осуществляемые несколькими проверяющими, один из которых является руководителем бригады.
Комплексные – бригадные проверки с привлечением специалистов: инженеров, бухгалтеров и др.
Слайд 11Органы, осуществляющие финансовый контроль
Контроль финансов со стороны Президента Республики Беларусь осуществляется
в соответствии с Конституцией Республики Беларусь путем издания указов и декретов, касающихся распоряжения бюджетными средствами и прочих финансовых вопросов, подписания законов; назначения и освобождения от должности Министра финансов Республики Беларусь, согласования с Советом Республики кандидатуры для назначения на должность председателя Национального банка.
Органы исполнительной власти всех уровней осуществляют финансовый контроль непосредственно в пределах своих полномочий, а также направляют и контролируют деятельность, подведомственных им управленческих структур, в том числе финансовых.
Правительство Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь наделено широкими полномочиями. Оно контролирует процесс разработки и исполнения республиканского бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, направляет деятельность подведомственных ему органов финансового контроля.
Слайд 12Комитет государственного контроля Республики Беларусь
Является высшим специализированным органом финансового контроля, существующим
в Республике Беларусь, функции и правовые основы деятельности которого закреплены в Законе Республики Беларусь «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органов»1 июля 2010 г. № 142–З.
В соответствии с указанным Законом Комитет государственного контроля Республики Беларусь является органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением законов, актов Президента, Парламента, Совета Министров Республики Беларусь и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения.
Указом Президента Республики Беларусь от 2.11.2004 № 617 «О мерах совершенствования системы органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь», с последующими изменениями и дополнениями, в Комитете государственного контроля Республики Беларусь на базе Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь был образован Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь с правами юридического лица.
Слайд 13 К основным направлениям деятельности Комитета государственного контроля и его территориальных органов
относится осуществление государственного контроля за:
исполнением республиканского и местных бюджетов (включая государственные целевые бюджетные фонды), бюджетов государственных внебюджетных и инновационных фондов, соблюдением законодательства в области отношений государственной собственности, хозяйственных, финансовых и налоговых отношений в системе местных бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
использованием средств республиканского и местных бюджетов на финансирование деятельности государственных органов, иных государственных организаций;
исполнением законодательства по вопросам аренды, а также приватизации и иного распоряжения объектами государственной собственности;
соблюдением государственными органами, иными организациями и индивидуальными предпринимателями законодательства в области инвестиционной деятельности;
использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств, средств государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, инновационных фондов, государственного имущества, мер государственной поддержки;
законностью использования организациями и индивидуальными предпринимателями материальных ресурсов, приобретенных за счет государственных средств;
Слайд 14соблюдением государственными органами, банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, иными организациями и индивидуальными
предпринимателями законодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;
соблюдением государственными органами, иными организациями, проводящими проверки, порядка организации и проведения проверок;
соблюдением законодательства при осуществлении деятельности с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, включая изделия из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими;
соблюдением законодательства о ценных бумагах;
соблюдением организациями и гражданами законодательства, определяющего правила торговли, выполнения работ, оказания услуг, порядок формирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и дисциплину цен при реализации товаров (работ, услуг), требования к качеству изготавливаемых и реализуемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), их безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также регулирующего защиту потребительского рынка и прав потребителей;
- соблюдением законодательства при осуществлении валютных операций, в том числе за поступлением в Республику Беларусь экспортной валютной выручки, поставкой по импорту товаров (работ, услуг, охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности), куплей-продажей и использованием иностранной валюты.
Слайд 15Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь
МНС РБ руководствуется в своей
деятельности Налоговым кодексом Республики Беларусь, Положениями об инспекциях, иными актами законодательства.
Основными задачами инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь являются:
осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, лицензировании отдельных видов деятельности, ремесленной деятельности, деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, декларировании физическими лицами доходов и имущества, а также правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов (пошлин), иных обязательных платежей, пеней, штрафов в бюджет и целевые бюджетные фонды;
осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции и табачных изделий, оборот табачного сырья, рекламу алкогольных напитков и табачных изделий;
учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных сумм налогов, иных обязательных платежей в бюджет;
разработка предложений об упрощении налоговой системы, в том числе совершенствовании порядка исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налогового контроля.
Слайд 16Министерство финансов Республики Беларусь
Министерство финансов РБ в своей деятельности руководствуется Бюджетным
кодексом, Положением о Министерстве финансов Республики Беларусь, иными актами законодательства.
Основными задачами Министерства финансов являются:
обеспечение эффективного использования финансов в целях увеличения национального дохода;
эффективное проведение бюджетно-финансовой политики на территории Республики Беларусь;
контроль за соблюдением финансовых интересов государства;
контроль за проведением государственной политики на рынке ценных бумаг, обеспечение защиты прав и законных интересов инвесторов;
контроль за соблюдением законодательства, регулирующего лотерейную деятельность и условия проведения лотерей.
Слайд 17Иные органы финансового контроля
Национальный банк Республики Беларусь (НБ РБ). Как орган
государственного управления, наделенный властными полномочиями, он организует и контролирует денежно-кредитные отношения в стране. НБ РБ осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. Руководствуется в своей деятельности Банковским кодексом РБ и Уставом НБ.
Государственный таможенный комитет (ГТК) осуществляет контроль за соблюдением налогового и таможенного законодательства при перемещении товаров через таможенную границу РБ. Для определения правовых, экономических и организационных основ таможенного дела, а также укрепления экономического суверенитета и экономической безопасности РБ, развития внешнеэкономических связей РБ, обеспечения защиты прав граждан, субъектов хозяйствования и иных юридических лиц, был принят Таможенный кодекс Республики Беларусь.
Ведомственный контроль является необходимым условием для решения таких задач, как обеспечение сохранности, целевого и эффективного использования имущества, выявления неиспользуемых резервов повышения эффективности экономический деятельности организаций.
Указом Президента Республики Беларусь №325 от 22.06.2010 г. «О ведомственном контроле в Республике Беларусь» утвержден перечень государственных органов и иных организаций, осуществляющих ведомственный контроль, являющийся объектом государственного регулирования.
Слайд 18Аудиторская деятельность
Аудиторская деятельность (аудит) – это предпринимательская деятельность по независимой проверке
бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Право на осуществление аудиторской деятельности имеют аудиторские организации и аудиторы – индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление такой деятельности, выданные Министерством финансов. Для проведения внешнего аудита банков, небанковских кредитно-финансовых организаций необходимо наличие дополнительной лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, выданной Национальным банком, а для проведения внешнего аудита страховых (перестраховочных) организаций – дополнительно лицензии на осуществление аудиторской деятельности в страховании, выданной Министерством финансов.
Слайд 19Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510
«О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»
Данным Указом, который вступил в силу с 1 января 2010 г., конкретизирован единый порядок осуществления контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларуси на основе принципиально новых подходов:
Определен перечень всех контролирующих и надзорных органов, а также сфер их контроля (надзора). Органы, не включенные в перечень, проводить проверки субъектов хозяйствования не вправе.
Все субъекты хозяйствования распределены по группам риска на основании критериев, учитывающих потенциальную опасность для государства и общества нарушений законодательства в соответствующей сфере деятельности. Критерии определены непосредственно в Указе и носят исчерпывающий характер.
Субъекты хозяйствования, отнесенные к высокой группе риска, могут проверяться не чаще одного раза в год, к средней – не чаще одного раза в 3 года, к низкой – не чаще одного раза в 5 лет. При этом если по результатам проведенной плановой проверки нарушений законодательства установлено не будет, следующая плановая проверка этого субъекта, отнесенного к высокой группе риска, может быть назначена не ранее чем через 2 года, а отнесенного к средней группе, - не ранее чем через 5 лет.
Слайд 20Введен запрет на проведение проверок вновь зарегистрированных субъектов хозяйствования в течение
двух лет со дня их государственной регистрации.
В соответствии с главой 4 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510, с 1 января 2010 г. координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании представленных республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями.
Срок проверки юридических лиц не может превышать 30 рабочих дней, а индивидуальных предпринимателей – 15 рабочих дней.
Установлен исчерпывающий перечень оснований и должностных лиц, имеющих право назначать внеплановые проверки.
Закреплена для всех контролирующих (надзорных) органов процедура проведения проверки и оформления ее результатов.
Ограничено проведение рейдовых проверок в отношении любого субъекта хозяйствования. Согласно новому механизму такие проверки могут быть назначены только отдельными органами и только в отношении конкретного субъекта по определенным в Указе вопросам.
Усилена ответственность должностных лиц контролирующих (надзорных) органов за нарушение порядка назначения проверки, в том числе за ее необоснованное назначение. Ы