Слайд 1БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ
Выступление и.о. министра финансов Пермского края
О.В. Антипиной
2009 год,
май
Слайд 2Бюджет
ФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ И РАСХОДОВАНИЯ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАДАЧ
И ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Слайд 3Структура бюджетной системы Российской Федерации
Консолидированный бюджет Российской Федерации
Федеральный бюджет
Консолидированный бюджет субъекта
РФ
Бюджет субъекта РФ
Консолидированный бюджет муницип. района
Бюджет МР
Бюджет поселения
Слайд 4Основные нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения
Бюджетный Кодекс РФ;
Закон края «О
бюджетном процессе в Пермском крае»;
Закон края «О методиках распределения межбюджетных трансфертов в Пермском крае»;
Приказ Министерства финансов края «О методике формирования бюджета Пермского края».
Слайд 5Составление проекта бюджета - исключительная прерогатива органов исполнительной власти, рассмотрение и
утверждение бюджета - законодательных (представительных) органов власти;
Закон о бюджете принимается на финансовый год.
С 2008 года – трехлетний бюджет.
Закон о бюджете подлежит опубликованию немедленно после его принятия и подписания.
Слайд 6Бюджетная классификация расходов бюджетов
функциональная (здравоохранение, образование, государственное управление и т.п.);
экономическая (зарплата,
услуги связи, транспорта, коммунальные, пособия населению и т.п.);
ведомственная (по главным распорядителям средств бюджета – министерство образования, министерство здравоохранения, Законодательное собрание и т.п.).
Слайд 7Формирование доходов бюджетов
на основе налогового и бюджетного законодательства, действующего на момент
составления проекта бюджета;
использование сценарных условий формирования бюджета, утвержденных губернатором края;
расчеты доходов бюджета производятся администраторами доходов;
использование методов прогнозирования доходов:
- через поступление доходов;
- через оценку объектов налогообложения,
начислений доходов.
Слайд 8Виды доходов бюджета
Налоговые (налог на прибыль, НДФЛ, акцизы, налог на имущество,
налог на совокупный доход, платежи за пользование природными ресурсами…);
Неналоговые доходы (доходы от использования и реализации имущества, административные платежи, штрафы, доходы от платных услуг…);
Безвозмездные и безвозвратные перечисления (дотации, субсидии бюджетам других уровней, субвенции из Фонда компенсации…)
Слайд 9Закрепление доходов за бюджетами (БК РФ)
Слайд 11Разграничение полномочий (законы РФ)
Слайд 12Реестр расходных обязательств Пермского края
Слайд 13Расходные обязательства
Расходные обязательства
Действующие
обязательства
Принимаемые
обязательства
Слайд 14Основные принципы расчета расходов
Методика расчета расходов включает расчет расходов:
на предоставление бюджетных
услуг;
на содержание бюджетных учреждений, в составе расходов которых выделяются расходы, включаемые в минимальный бюджет;
процентные расходы;
на финансирование целевых программ;
другие расходы.
Слайд 16Эволюция планирования бюджетных расходов
Смета расхо-дов по статьям затрат
Нормати-вы расхо-дов на потреби-теля
БОР
+
гос.задание
Слайд 17Источники финансирования дефицита бюджета
Государственные займы;
Бюджетные кредиты;
Поступления от продажи акций;
Изменение остатков средств
на счетах бюджета.
Слайд 18Основные этапы формирования бюджета
Органы исполнительной власти
Сценарные условия развития экономики
Пермского края
Доклад
губернатора края
о социально-экономическом положении края
апрель
Проведение согласительных
процедур с ОМСУ в Минфине ПК
июль
август
Подготовка бюджетного послания
1 сентября
Представление бюджетного послания в
Законодательное Собрание края
Проект бюджета края
июнь
Слайд 19Основные этапы формирования бюджета
Законодательное собрание
сентябрь
1 чтение
октябрь
Публичные слушания
октябрь,
ноябрь
Согласительная комиссия, рабочая группа
ноябрь
2
чтение
Рабочая группа
декабрь
3 чтение
Подписание закона, опубликование
Слайд 20Среднесрочное планирование.
Антикризисный бюджет
Слайд 21Нормативная база для формирования среднесрочного бюджета
Бюджетный кодекс РФ (в редакции 63-ФЗ)
Закон
ПК «О бюджетном процессе в Пермском крае»
Слайд 22Сценарные условия
формирования бюджета на 2009-2011 год
(август 2008
г.)
Слайд 23Основные характеристики бюджета Пермского края на 2009 год*, млн.руб. (август 2008
г.)
* в сопоставимых условиях
Слайд 24Изменение структуры собственных доходов бюджета Пермского края (август 2008 г.)
Слайд 25Изменение сценарных условий формирования бюджета Пермского края на 2009-2011 годы
Слайд 26Динамика налоговых и неналоговых доходов бюджета Пермского края (в сопоставимых условиях),
млн.рублей
63 833,4
57 942,7
62 134,2
66 264,2
43 030,6
67,4%
45 494,6
105,7%
52 315,6
115,0%
Слайд 27Изменение структуры собственных доходов бюджета Пермского края
Слайд 28Изменение основных характеристик бюджета Пермского края на 2009 год, млн. рублей*
*
с федеральными средствами
Слайд 30Изменение расходов бюджета Пермского края на 2009-2011 год, млн. рублей
81 998,2
76
887,5
77 226,8
80 946,6
64 956,5
79,2%
64 082,3
98,7%
67 112,2
104,7%
Структура расходов бюджета
Пермского края на 2007-2009 годы
Слайд 32Изменение расходов бюджета Пермского края
на 2009 год, млн. рублей
Слайд 33Изменение расходов бюджета Пермского края
на 2009 год (продолжение), млн. рублей
Слайд 34Изменение расходов бюджета Пермского края на 2009-2011 год (продолжение), млн. рублей
Слайд 35Динамика расходов на социально-культурную сферу,
млн.рублей
30 263,1
41 108,2
42 703,7
46 559,5
36 061,3
119,2%
37 861,0
105,0%
40
606,1
107,3%
Слайд 36Динамика расходов на культуру, СМИ и молодежную политику,
млн.рублей
Слайд 37Динамика расходов на дорожное хозяйство, млн.рублей
10 242,6
6 505,0
7 075,2
8 847,1
126,4%
5 683,7
64,2%
6
Слайд 38Динамика расходов на реализацию краевой инвестиционной программы регионального развития, млн.рублей
1 436,5
1
529,5
1 901,1
1 145,3
694,3
45,9%
1456,9
101,4%
1514,1
103,9%
Слайд 40Изменение собственных доходов МР (ГО) в связи с закреплением единого норматива
по НДФЛ
порядок 2007 года порядок 2008 года
20% НДФЛ
3295 млн.руб.
дотация
8018 млн.руб.
ВСЕГО
11 313
млн.руб.
25% НДФЛ
4119 млн.руб.
дотация
7868 млн.руб.
ВСЕГО
11 987
млн.руб.
+674 млн.руб.
Слайд 41
Закрепление единых нормативов отчислений от налогов за бюджетами МР (ГО)
Слайд 42Перераспределение доходов краевого бюджета
Закрепление доп.
единых нормативов
за бюджетами МР (ГО)
+
8 567,2 млн. руб.
Уменьшение объема
РФФПМР (ГО)
- 1 721,2 млн. руб.
Уменьшение
объема ФСР
- 2 366,7 млн. руб.
Всего перераспределено доходов
краевого бюджета в пользу МР (ГО)
+ 4 479,3 млн. руб.
Слайд 43Распределение дополнительных доходов краевого бюджета
Дополни-
тельные
доходы
14% - получают муниципалитеты через фонд
финансовой поддержки
42% - получают муниципалитеты через фонд софинансирования
44% - направляются на реализацию краевых и ведомственных целевых программ
Слайд 44Формирование управленческого среднесрочного бюджета
Слайд 45Функционально-целевая
модель управления
Экономический рост
Управление собственностью и бюджетным сектором
Развитие муниципальных образований
Развитие человеческого
потенциала
Развитие инфраструктуры
Муниципалитеты
Муниципалитеты
Муниципалитеты
Слайд 46Особенности формирования бюджета края
Впервые при формировании проекта бюджета
на 2007 год на уровне администрации области применен принцип «управленческого бюджета» (в увязке с бюджетными ограничениями по ФЦБ).
Обеспечение процесса «Управленческий бюджет»:
В части целеполагания – Распоряжение губернатора края от 30.08.2006 № 320-р «Об утверждении целевых показателей Правительства Пермского края на 2007-2009 годы»
Доклады по основным результатам деятельности ИОГВ. Внедрено по результатам деятельности за 2006 год
Указ Губернатора Пермского края от 25.07.2007 № 54 «Об управленческом бюджете в Пермском крае».
Постановление Правительства Пермского края от 27.04.2007 № 70-п «Об управленческом бюджете в Пермском крае»
Слайд 47«Управленческий бюджет» (в увязке с бюджетными ограничениями по ФЦБ)
Управленческий бюджет -
бюджет края, формируемый органами исполнительной государственной власти края, основанный на распределении средств между задачами (функциями, программами) функционально-целевых блоков для обеспечения поставленных целей.
Функционально-целевой блок (ФЦБ) - совокупность органов исполнительной государственной власти края, объединенных общими задачами, функциями. целями.
Слайд 48«Управленческий бюджет» (в увязке с бюджетными ограничениями по ФЦБ)
Формирование
расходов управленческого бюджета осуществляется в пределах бюджетных ограничений.
Бюджетные ограничения - предельные объемы бюджетных ассигнований по функционально-целевым блокам, рассчитанные в условиях бездефицитного бюджета в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики края.
Слайд 49Основы управленческого бюджета
бездефицитность бюджета;
сценарные условия ;
формирование бюджета в
разрезе ФЦБ;
стабильность финансирования ФЦБ, покрытие расчетного дефицита внутри ФЦБ;
группировка расходов в зависимости от «длины» обязательств. Оценка принимаемых обязательств в среднесрочном периоде.
Слайд 50Основные принципы бюджетной стратегии на 2008-2010 годы
«Проведение анализа эффективности всех расходов
бюджета. Необходимо внедрить в практику деятельности … современные методы оценки эффективности бюджетных расходов с точки зрения конечных целей социально-экономической политики, обязательное соизмерение с этими целями достигнутых результатов.»
«Бюджетным учреждениям должно быть предоставлено право самостоятельно определять направления расходования средств для достижения показателей задания.»
Бюджетное послание Президента
Российской Федерации на 2008 – 2010 годы
Слайд 51«Управленческий бюджет»
(группы А, Б1 и Б2)
В целях обеспечения сбалансированности бюджета края
на планируемый трехлетний период принятие управленческих решений базируется на условном распределении действующих расходных обязательств бюджета на группы в зависимости от «длины» обязательств во времени и приоритетности расходов (группы А, Б1 и Б2)
Слайд 52«Управленческий бюджет»
(группы А, Б1 и Б2)
Группа
А
Группа
Б1
Группа
Б2
обязательства, не подлежащие сокращению при
любых сценариях развития экономики края
обязательства, возможные к сокращению в очередном финансовом году
обязательства, возможные к сокращению, начиная с года, следующего за очередным финансовым годом
Слайд 53
Особенности формирования управленческого бюджета
(формирование бюджетных ограничений)
База текущего
года
Группировка расходов
по ФЦБ (с учетом
перераспределения
полномочий)
Применение
индексов-дефляторов
Сбалансированность
бюджета
ДА
НЕТ
Бюджетные ограничения
с расчетным распределением расходов
по направлениям направляются в ФЦБ
Сокращение расходов
по группам Б1,Б2
Слайд 54Особенности формирования управленческого бюджета
(формирование расходов внутри ФЦБ)
ГРБС
предложения по распределению
расходов по
направлениям и
группам А, Б1, Б2
ФЦБ
анализ представленных
расчетов с учетом определения
приоритетов, свод расходов
ДА
НЕТ
Направление в Министерство
финансов края информации
о распределении расходов блока
по направлениям расходов,
группам А, Б1, Б2
Соответствие
бюджетным
ограничениям
Слайд 55Структура расходов краевого бюджета по ФЦБ (2007 год)
Слайд 56Структура расходов краевого бюджета в разрезе ФЦБ (2009 год)
Слайд 57Исполнение бюджета
Пермского края
за 1 квартал 2009 года
Слайд 58Изменение сценарных условий формирования бюджета Пермского края в 2009 году
Слайд 59Информация по исполнению бюджета Пермского края по доходам на 01.04.2009, млн.
рублей
Слайд 60Изменение основных доходных источников бюджета Пермского края на 2009 год, млн.
рублей