энергетического
комплекса
2014 г.
www.intencom.ru
www.teplocom-holding.ru
2014 г.
www.intencom.ru
www.teplocom-holding.ru
В российской отрасли теплоснабжения накопился ряд проблем, которые могут быть решены
только при комплексном подходе и в тесном сотрудничестве государства и инвесторов
2
Отсутствует «прозрачность» между поставщиками и потребителями
по объему потребления
и тарифу на тепло
3
Низкая энергоэффективность вновь строящихся зданий. Отсутствует база и практика тиражирования новых решений
4
Необходимо
до 2022 года заменить устаревшие открытые системы отопления
на закрытые (190-фз). Это свыше 70% всех сетей в России
5
Недостаток бюджетных
и внебюджетных инвестиций
Безудержный рост тарифов подстегнет социальную напряженность
? Что произойдет, если не принять срочных мер
Резкий рост аварий станет угрозой здоровью и безопасности граждан
Привлечение к ответственности должностных лиц
Отсутствие экономического роста
Санкции за невыполнение федеральных законов
Рост конфликтов с населением
Конфликты
между поставщиками
и потребителями
Неплатежи
Источник: Минэнерго РФ
Коэффициент полезного использования топлива
снизился до 53%
Проблемы в фактах
до потребителя во многих случаях доходит лишь треть полученной от сжигания топлива энергии. Остальные две трети уходят на низкий КПД котлов и отопление улицы
половина турбин и котлов, используемых в России, старше 30 лет
в ряде регионов значительная часть генерации тепла обеспечивается низкоэффективными котельными на крайне дорогом жидком топливе
значительное превышение установленной мощности котельных над присоединенной нагрузкой
Как результат:
высокая себестоимость производства
и транспортировки тепла
убыточность предприятий теплоснабжения
необходимость значительных бюджетных субсидий на компенсацию выпадающих доходов
стороны расчетов за потребленные энергетические ресурсы, прежде всего за тепло, не доверяют получаемым ими данным о показаниях приборов учета
регистрацию и передачу показаний приборов учета зачастую осуществляют неквалифицированные организации
или не производит никто, особенное если приборы учета
не установлены
«Глубина» оприборивания по стране – 47%
(по ресурсам – водоснабжение (ХВС и ГВС) и теплоэнергия)
отсутствие прозрачного механизма формирования энергетического баланса города приводит к высоким тарифам на энергоресурсы, отсутствию свободных энергетических мощностей, сложности привлечения внебюджетного финансирования
у потребителей есть возможность оспаривать и не оплачивать финансовые претензии поставщиков
в результате дебиторская задолженность за поставленную тепловую энергию в России постоянно растет и превысила
в 2013 году 170 млрд. руб., из нее проблемная задолженность составляет не менее 60 млрд. руб. или 35%
Результат:
снижение себестоимости производства тепловой энергии
повышение рентабельности предприятий теплоэнергетического комплекса
ЦЕНТР ОБРАБОТКИ ДАННЫХ ГИС ЖКХ, ЕАИС ФСТ
ИНФОРМАЦИОННО-РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР РЕГИОНА
БАНКИ
СЕТИ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ
УСТРОЙСТВА СВЯЗИ
СЕРВЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЯ ХРАНЕНИЯ ДАННЫХ
УЗЛЫ УЧЕТА ТЕПЛА КОТЕЛЬНЫХ И ВОДОЗАБОРОВ (ПЕРЕДАННЫЕ ЭНЕРГОРЕСУРСЫ)
УЧЕТ ПОТРЕБЛЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ (ГАЗ, УГОЛЬ, ВОДА…)
Независимый оператор коммерческого учета
энергоресурсов
Информация о коммерческом учете ресурсов
Информация об отпуске и потреблении ресурсов
Предоставление данных в государственные информационные системы
Информация об аварийных и нештатных ситуациях
Осуществление расчетов за ресурсы
УЗЛЫ УЧЕТА ТЕПЛА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
УЗЛЫ УЧЕТА ВОДЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Учет потребленных ресурсов РСО
2. Создание операторов коммерческого учета, Ситуационных центров и Системы контроля и управления тепловым балансом на уровне регионов
Не является функциями ОКУ:
Осуществление расчетов между поставщиками и потребителями
Производство или распределение ресурсов
Требования к оператору:
Профессионализм и признанная компетентность
в вопросах метрологии, стандартизации, обслуживании приборов учета
Собственная производственная и научная база приборов учета
Эксплуатация высокоэффективных автоматизированных систем учета интегрированных с федеральными ИС
Заинтересованность в точности измерений приборов учета
Широкая сервисная инфраструктура
Ответственность оператора:
Ответственность, в том числе финансовая, перед заказчиком услуг и потребителями ресурсов за достоверность данных измерений
Типовые проекты учитывают индивидуальные особенности
и доступность энергоресурсов в городе
Варианты решений:
Энергоэффективные строительные материалы, теплоизоляция крыш и подвалов, для старых домов – мероприятия по утеплению, замене окон и дверей в местах общего пользования, теплоизоляции швов
Энергоэффективные внутренние инженерные системы (в том числе замена вертикальной разводки на горизонтальную), поквартирный учет энергоресурсов
Рекуперация тепловой энергии, энергоэффективные системы вентиляции и кондиционирования
Электроснабжение с использованием централизованных источников энергоснабжения, ветрогенерации, солнечных батарей, сетей Smart grid, индукционных и светодиодных уличных светильников
4. Перевод на закрытую систему теплоснабжения с одновременной организацией индивидуального регулирования теплопотребления
Расход горячей воды и платежи за нее уменьшаются на 18-27%
Средняя экономия тепловой энергии за отопительный сезон составляет 12-30%, в осенне-весенний период до 40%
Расход сетевой воды на рециркуляцию снижается на 20-25%
Экономия электроэнергии на перекачку теплоносителя составляет 15-20%
Система оперативно отрабатывает снижение теплопотребления при повышении температуры наружного воздуха.
! за счет этого формируется экономия энергетического ресурса
Примечание:
Синяя линия – температура наружного воздуха
Красная линия – температура теплоносителя
График теплопотребления зданий до установки системы регулирования
График теплопотребления зданий ПОСЛЕ установки системы регулирования
4. Перевод на закрытую систему теплоснабжения с одновременной организацией индивидуального регулирования теплопотребления
2
Создание операторов коммерческого учета, Ситуационных центров и Центров управления тепловым балансом на уровне регионов
3
Типовые решения организации энергоэффективного комплексного энергоснабжения вновь возводимых жилых
и иных объектов, а также находящегося в эксплуатации жилья (капремонт)
4
Перевод на закрытую систему теплоснабжения с одновременной организацией индивидуального регулирования теплопотребления
Эффективен только комплексный подход к модернизации инфраструктуры ЖКХ
совместное предприятие
Создание предприятий с совместным участием в капитале как гаранта долгосрочных партнерских отношений, ответственного подхода участников
энергосервисные контракты
Оплата выполненных работ осуществляется Заказчиком, исходя
из получаемой экономии на оплату потребленных объектами энергетических ресурсов
После окончания срока действия энергосервисного контракта право собственности на установленное оборудование переходит
к Заказчику
Построение эффективного
государственно-частного партнерства
Реализация проекта
Концессия – форма государственно-частного партнёрства, согласно которой Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный соглашением (10-12 лет), права владения и управления предприятием с возможностью модернизации объектов
за счет собственного или привлеченного финансирования
Государственно-частное партнерство – совокупность форм средне-
и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения задач на взаимовыгодных условиях
В ходе реализации концессионных соглашений возникает целый ряд, не решенных в настоящее время вопросов:
наличие обременения имущества РСО, кандидатов на заключение концессионного договора;
отсутствие государственной регистрации недвижимого имущества у многих РСО;
отсутствие программ комплексного развития многих МО
Реализация
проекта
Эксплуатация
Объекта
Где лежат деньги на модернизацию
инфраструктуры ЖКХ ?
Схемы привлечения инвестирования
Лизинг
Кредит
Факторинг
Энергосервисные контракты
Юридические основы: реализация схем ГЧП, в том числе в форме концессионных соглашений, а также договоры подряда
Составление инвестиционного атласа
Новошахтинск
Котельные - 20 шт.
Установленная мощность - 103,18 Гкал/ч
Присоединенная мощность - 47,80 Гкал/ч
Топливо
природный газ - 14 котельных
каменный уголь - 6 котельных
Собственные нужды котельной - 2%
Износ котельных - 70%
Тепловые сети Протяженность сетей - 42 км.
Средний уровень износа сетей - 70%
Потери в сетях - 20%
Схема теплоснабжения до модернизации
Рис.2 Фрагмент цифрового топографического плана г. Новошахтинск
Интегратор энергетического комплекса | Холдинг «Теплоком» | 2014
Составление инвестиционного атласа
После завершения проекта установленная мощность снизится на 32% по сравнению с нынешней подключенной мощностью.
Будет реконструировано 25 км. тепловых сетей с использованием предизолированных труб из изопрофлекса и стеклопластика (срок службы - 50 лет)
Котельные, модернизированные в 2010-2012 годах остаются в эксплуатации.
Строительство мини-ТЭЦ общей тепловой мощностью 51,6 Гкал/ч.
В состав мини-ТЭЦ будут входить 2 идентичные производственные линии в следующей комплектации (на каждую линию):
а) газопоршневой двигатель мощностью 4,3 Гкал/ч, приводящий в движение электрогенератор мощностью 4 МВт (эл.), питающий насос мощностью 12,9 Гкал/ч
б) газовый водогрейный котел мощностью 8,6 Гкал/ч.
Основные параметры инвестиционного проекта:
Покупка тепловых насосов, когенерационных станций, газовых котлов и труб для тепловых сетей, шахтные работы выполняются инвестором за счет привлечения кредитных средств
Реконструкция тепловых сетей осуществляется за счет целевого финансирования из бюджетов всех уровней
Срок действия концессионного соглашения – 10 лет после завершения строительства
Пообъектная потребность в финансировании:
Для реализации проекта полностью за счет средств, самостоятельно привлекаемых инвестором, возврат инвестиций за 11 лет возможен при условии установления инвестиционной надбавки к тарифу в 2 100 рублей, что социально неприемлемо.
В качестве альтернативного решения предлагается выполнение проекта на принципах государственно-частного партнерства (концессии).
Составление инвестиционного атласа
Интегратор энергетического комплекса | Холдинг "Теплоком" | 2014
Улучшение уровня жизни: снижение себестоимости производства 1 Гкал ведет к снижению потребительских расходов, как следствие – увеличение благосостояния жителей
Рост ВРП: увеличение ВРП за период проекта (13 лет) на 4 570 млн. руб. в т.ч.:
оживление среднего и малого бизнеса за счет полученных регионом инвестиций – 4 164 млн. руб.
за счет налоговых поступлений от деятельности концессионного предприятия - 406 млн. руб.
В соответствии с «Программой социально-экономического развития Ростовской области на 2013–2016 годы» ожидаемые социально-экономические результаты от реализации проекта за период работ и концессионного соглашения:
Согласно Программе к 2016 году ВРП на душу населения в регионе должен увеличиться на 95577,6 руб.
Предлагаемый проект позволяет достичь 43 % от заявленного результата
3. Рост налоговых поступлений: ожидаемое увеличение налоговых поступлений за период концессии (10 лет) на 555 млн. руб., в т.ч.:
налог на прибыль концессионного предприятия – 9 млн. руб.
налог на имущество – 194 млн. руб.
НДС – 352 млн. руб.
Повышение энергетической эффективности: в сфере теплоснабжения города на 25%
Снижение потребления ресурсов: сокращение использования топлива на 20%
Улучшение экологической обстановки: снижение выбросов СО2.
Увеличение объема привлеченных инвестиций: по проекту – 823 млн. руб.
Улучшение качества теплоснабжения: модернизация оборудования, фактическая реализация схемы теплоснабжения, как следствие – улучшение уровня жизни
Согласно Программе к 2016 году объем частных инвестиций в регионе в расчете на 1 человека должен составить 24110 руб.
Предлагаемый проект позволяет привлечь 7474,2 руб. инвестиций в расчете на 1 человека (что соответствует 31% от заявленного результата)
Ожидаемые результаты
Интегратор энергетического комплекса | Холдинг "Теплоком" | 2014
Поддержка населения
Доверие федерального центра
Эффективное развитие региона
Недоверие со стороны населения
«торможение» рейтингов руководства
стагнация развития региона
Социально-экономические преимущества от комплексной реализации проекта модернизации ЖКХ
Спасибо
за внимание!
ХМЕЛЮК
Дмитрий Александрович
Генеральный директор
+7 812 648 65 50
+7 911 000 76 70
D.Khmelyuk@intencom.ru
194044, Санкт-Петербург, Выборгская наб., 45
www.intencom.ru | www.teplocom-holding.ru
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть