Государственно-частное партнерство, как форма взаимодействия государства и российского бизнеса в инновационной деятельности
31 мая 2006 года
Фомичев Юрий Петрович
Алексей Иванович Шелгунов
International Foundation for Technology and Investments
M. Dmitrovka, bldg. 3/10, 127006, Moscow
Phone: +7 045 933 53 03 Fax: +7 049 937 64 25
Цикл инновационной деятельности
Государство обязано быть не только организатором инновационной деятельности, но и непосредственным участником освоения производства принципиально новых видов продукции и технологий.
Государству необходимо участвовать
в инновационных процессах
Как наиболее эффективно организовать инновационную деятельность, если:
У государства не хватает средств и сил
У частного бизнеса нет желания рисковать своими средствами на ранних рисковых стадиях инновационной деятельности
Есть ли Выход???
ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
ГЧП
Частный бизнес
Государство,
в лице органов исполнительной власти
Гражданско-правовой договор о партнерстве
Вклад частного сектора:
Финансы
Имущество
Менеджмент
Вклад государства:
Собственность (в т.ч. ИС);
Финансирование + услуга
Обременения частного сектора
Гарантии
На основе договоров/соглашений
(в принципе важнейшие инновационные проекты)
Смешанного типа (закупка НИОКР, ФЦНТП, Центры трансфера технологий и т.п.)
В форме программ (технологические кластеры, СТАРТ, ТЕМП)
ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Решение общих социально-экономических задач
Государственные научные организации
Доходы частного сектора
Основные сдерживающие факторы:
1. Несовершенство законодательства;
2. Ограниченный выбор источников финансирования инноваций;
3. Нехватка квалифицированных кадров;
4. Неразвитость инновационных инфраструктур;
5. Отсутствует стабильный и основанный на законе оборот прав на результаты научно-технической деятельности;
6. Государство превалирует над частным партнером (присутствуют признаки администрирования в государственных контрактах, безусловное право государства сократить финансирование со своей стороны);
7. Отсутствие стимулов для инвестора участвовать в инновационном (высокорискованном) бизнесе.
Пробелы и барьеры развития ГЧП
в инновационной сфере
Законодательные акты РФ, обеспечивающие деятельность ГЧП
Федеральные законы:
N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях" от 21.07.2005;
N 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации" от 27.08.2005;
N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005;
Постановления Правительства РФ:
N 284 "О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения» от 4.05.2005;
N 685 "О порядке распоряжения правами на результаты
научно- технической деятельности«от 17.11.2005 г.
Сложившаяся практика
Нет прямых соглашений между государственными органами
исполнительной власти и частным инвестором в области ГЧП
Контракты на НИР/ОКР между государственной организацией и
частным бизнесом рассматриваются как ГЧП в инновационной сфере
Не используется принципы концессионных соглашений (передача
инвестору во временное пользование государственного имущества,
в том числе и интеллектуальная собственность) в области ГЧП
Не отработаны в соответствии с Гражданским Кодексом
государственные контракты (соглашения) в области ГЧП
Использование государственно-частного партнерства предполагает, что часть прикладных разработок и создание инфраструктуры по обеспечению химической и биологической безопасности должны осуществляться с участием государства и бизнеса, а технологическая модернизация предприятий, владеющих опасными объектами – преимущественно самим промышленным предприятием.
В ГЧП государство представлено федеральным и/или региональным и/или муниципальным органом исполнительной власти, а частный бизнес - промышленными структурами, владельцами опасных объектов.
В качестве модели ГЧП предлагается использовать Фонд в виде ассигнований-средств направляемых на оплату работ, услуг, предоставление государственных гарантий, а также субсидии и субвенции на закупку оборудования и иных материально-технических средств,
International Foundation for Technology and Investments
M. Dmitrovka, bldg. 3/10, 127006, Moscow
Phone: +7 045 933 53 03 Fax: +7 049 937 64 25
International Foundation for Technology and Investments
M. Dmitrovka, bldg. 3/10, 127006, Moscow
Phone: +7 045 933 53 03 Fax: +7 049 937 64 25
2. Определить место частного инвестора в налоговом
законодательстве и других нормативных актах
3. Адаптировать концессионное законодательство для научно-технической и инновационной сфер и сферы безопасности
International Foundation for Technology and Investments
M. Dmitrovka, bldg. 3/10, 127006, Moscow
Phone: +7 045 933 53 03 Fax: +7 049 937 64 25
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть