Слайд 1Зигмунд Фрейд
(1856-1939)
1900 –
дата основания психоанализа
год выхода книги «Толкование сновидений»
Слайд 2Критика психоанализа:
1. Затруднена возможность предсказания поведения. Теория «ex-post-facto».
2. Неоперациональность и неисчисляемость
базовых гипотез делают невозможной их эмпирическую проверку.
3. Пансексуализм – объяснительный потенциал подхода предельно сужен.
4. Теория личности и общества основана на интерпретации невротической симптоматики.
5. Ряд основных положений противоречит исследованиям, выполненным в рамках других научных школ (например, критикуется сосредо-точение на первых годах при недооценке последующих; на прошлом, без учета планов и надежд; трактовка женской психики; многие аспекты Эдипова комплекса и проч.).
Слайд 3При этом считаются общепринятыми идеи
о роли бессознательного в душевной жизни;
концепция защитных механизмов;
влияние детского опыта на особенности жизненного пути;
сновидения имеют скрытое содержание, которое может быть осознано;
сновидения уменьшают
психическое напряжение.
Слайд 4Топографическая модель психики
выделяются три уровня:
Сознание – совокупность ощущений и переживаний,
которые осознаются в данный момент.
Предсознательное (доступная память), включает всё, что не сознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание.
То о чем Вы сейчас думаете, что видите, слышите и чувствуете.
Вы можете сейчас вспомнить, что делали вчера, хотя секунду назад не думали об этом.
Слайд 5Топографическая модель
Бессознательное - хранилище
примитивных инстинктов,
а также угрожавших сознанию и потому
вытесненных воспоминаний и эмоций.
Сексуальные и агрессивные инстинкты.
Забытые психотравмы детства, скрытые враждебные чувства к родителю, подавленные и неосознаваемые половые желания и т.п.
Слайд 6Бессознательное
Недоступно для осознания.
Прорывается в сознание в виде:
оговорок, описок;
сновидений;
ассоциаций;
невротических симптомов.
Слайд 7Структурная модель психики
выделяются три части
Слайд 8Оно – центральная, наиболее архаичная часть психики, локализованная в бессознательном.
Источник психической
энергии. Примитивно. Хаотично. Иррационально. Игнорирует реальность. Подчиняется только принципу удовольствия. Предельно нарциссично и импульсивно. Конфликтует с Я и Сверх-Я. Нет течения процессов во времени.
При напряжении способно лишь
на рефлекторные действия и
«первичные процессы» -
иллюзорные образы желаемого.
Фрейд: «Мы сравниваем его с
кипящим котлом экзальтации. Оно
не знает никаких ценностей, добра
и зла, никакой морали».
Слайд 9Я развивается из Оно для удовлетворения и контроля инстинктов. Постоянный контакт
с внешним миром. Подчинение принципу реальности. Обеспечивает «вторичные процессы» - рациональное мышление для решения проблем. Самостоятельной энергии не имеет, получая ее из Оно. Для противодействия Оно, Сверх-Я и внешнему миру использует защитные
механизмы.
Фрейд писал, что Я и Оно
связаны как всадник и лошадь.
от лошади исходит энергия,
благодаря которой движется и
всадник. Но если он не будет
пользоваться поводьями, то
будет сброшен.
Слайд 10Сверх-Я складывается в раннем детстве. Система моральных чувств и традиционных ценностей.
Запрещает Я выполнять любые желания Оно. Цензор и судья. Состоит из двух частей: совесть и Я-идеал. Пытается заставить Я сменить реальные цели на моральные, бороться за совершенство личности и мира. Требует полной блокировки инстинктов.
Иррационально. Идеально.
Принцип долженствования.
Фрейд: «Сверх-Я погружается в
Оно, как наследник эдипова
комплекса, оно имеет с ним
интимные связи».
Слайд 11Исправьте неточности в представленном на рисунке соотношении структурной и топографической моделей.
Слайд 12Соотношение сознания и бессознательного
Слайд 13Либидо (от лат. «желание»)
вначале обозначало энергию
сексуального влечения как
доминирующего
мотива. Позже –
влечение к жизни, к наслаждению.
Часть либидо (нарциссическое)
направлена на себя. Другая часть (эротическое либидо) – на иные объекты.
Морбидо (от лат. «смерть») –
энергия агрессии и саморазрушения.
По Фрейду, организм как энергетическая
система подчиняется закону сохранения
энергии и закону энтропии, выражающему стремление к сохранению динамического равновесия: «жизнь есть окольный путь к смерти».
Слайд 14Психическая энергия состоит из порций, импульсов, отдельных влечений. Их образы традиционно
обозначают как «инстинкты».
Выделяют инстинкты жизни (эрос) и смерти (танатос).
Катексис – процесс привязки порций энергии к объектам, необходимым для удовлетворения потребностей и снятия напряжения.
Психоаналитик пытается обнаружить непропорциональность катектированного либидо и перераспределить его.
Антикатексис – препятствия на пути инстинктов, внутренние или внешние барьеры.
Социализация ребенка как смещение либидо на все новые объекты, символически связанные с прежними.
Слайд 15Если Оно контролирует слишком много энергии, то поведение становится импульсивным и
примитивным. Если Сверх-Я –поведение регулируется более моральными факторами, чем реальными. Это приводит к фрустрации, депрессии, неполноценности.
Я тратит энергию из Оно на 1) удовлетворение инстинктов путем вторичных процессов; 2) антикатексис по отношению к активности Оно; 3) следование моральным императивам Сверх-Я; 4) антикатексис по отношению к Сверх-Я; 5) подбор все новых объектов катексиса, ассоциативно связанных с прежними; 6) совершенствование вторичных процессов для эффективного взаимодействия с миром; 7) интеграцию всех частей личности.
Слайд 16Тревога – показатель надвигающейся угрозы. Фрейд выделял три вида тревоги:
1) реалистическую
– эмоциональную реакцию на опасность во внешнем мире;
2) невротическую – боязнь быть наказанным за импульсы Оно, если Я не сможет их проконтролировать;
3) моральную – муки совести, чувства стыда, вины, вызванные угрозой со стороны Сверх-Я.
Обычно Я легче справляется с реалистической угрозой, чем с невротической или моральной.
Слайд 17Защитные механизмы – способы снижения энергетического напряжения, характерного для тревоги, путем
невольного искажения внешней или внутренней реальности.
Вытеснение (подавление) - неприемлемые мысли или желания переводятся в бессознательное.
Проекция – приписывание собственных неприемлемых чувств, мыслей и черт другим.
Отрицание – отказ признать наличие неприятных фактов.
Регрессия – возврат к ранним, более безопасным формам поведения
Слайд 18Замещение (трансфер, перенос) – переадресовка чувств и желаний с одного объекта
на другой
Рационализация – подбор ложной аргументации для самооправдания.
Формирование реакции (реверсия) – неприемлемое чувство или желание сперва подавляется, а затем меняется на противоположное.
Сублимация – изменение инстинктивных импульсов Оно в социально приемлемые мысли и действия.
Слайд 19В настоящее время перечень защитных механизмов значительно расширен. В частности, выделяют
идентификацию с агрессором,
интеллектуализацию,
сексуализацию,
соматизацию,
компенсацию,
сверхкомпенсацию,
аутоагрессию
и др.
С помощью теста «Индекс жизненного стиля» определите, какие механизмы могут быть характерны лично для Вас.
Слайд 20У героини басни выпал сыр и активизировались защитные
механизмы. Дайте коммента-
рий к
каждому из них.
Какие защитные механизмы,
судя по тексту, проявились
у героини этой басни при
неудаче?
Герой басни отказал в помощи.
Если у него позже появилась
тревога, то какая? При помощи
какого механизма он мог изба-
виться от нее?
Слайд 21Стадии психосексуального развития
Прегенитальный этап.
Оральная стадия (до 1,5 лет).
Орально-пассивная и орально-активная
фазы.
Анальная стадия (до 3 лет).
Анально-удерживающий и
анально-выталкивающий
типы характера
Фаллическая стадия (до 6 лет).
Латентный период (6-12 лет).
Генитальный этап.
Ребенок изначально аутоэротичен, бисексуален и склонен к перверсии. При прохождении стадий и этапов возможна фиксация, «застревание» на каких-то из них, на поведенческом уровне проявляющаяся в регрессии.
Слайд 22Эдипов комплекс характерен для фаллической стадии (от 3 до 6 лет).
Мальчик,
испытывая сексуальное влечение к матери, одновременно имеет враждебные ревностные побуждения по отношению к отцу. Он пытается скрыть их, боясь наказания в виде кастрации. В итоге формируется Сверх-Я, под воздействием которого подавляются инцестуозные побуждения по отношению к матери и происходит идентификация с отцом.
У девочек комплекс Электры, «зависть к пенису» как аналог страха кастрации.
Неразрешенные проблемы Эдипова комплекса – основной источник неврозов.
Слайд 23Цели психоаналитической терапии:
укрепить Я, захватить им всё новые области Оно, осознав
обстоятельства и причины детских психосексуальных травм, сделать Я более независимым от Сверх-Я, а также перераспределить часть либидо с подавления на более реальные цели.
Методы психоаналитической терапии:
Свободные ассоциации;
Анализ сновидений;
Анализ сопротивлений;
Использование переноса;
Интерпретация.
Слайд 24Свободные ассоциации – спонтанно возникающие мысли и воспоминания. Клиент должен высказывать
даже те из них, которые кажутся ему бессмысленными и постыдными. Считается, что каждая ассоциация влечен за собой другую из более глубокого бессознательного.
Анализ сновидений.
Сновидения как подавленные желания. Механизмы их работы: драматизация, сгущение, смещение, вторичная переработка.
Символика сновидений бывает индивидуальной и универсальной (общей).
На явное содержание внимания не обращают. Выделяются элементы, анализируемые сперва отдельно, а позже во взаимосвязях.
Слайд 25Сопротивление – неосознанное противодействие клиента попыткам восстановить в сознании вытесненный материал.
Основано на защитных механизмах. Проявляется в опозданиях, забываниях, атмосфере скуки, банальности высказываний, прерывании лечения и проч.
Использование переноса – неосознаваемого трансфера на аналитика желаний и чувств, испытанных в раннем детстве к другим людям.
«Невроз переноса» как новый, искусствен-но вызванный вариант старой болезни.
Контрперенос – ошибка психоаналитика, при которой клиент воспринимается как значимая личность из детства с характерным отношением к нему. Заводит лечение в тупик.
Слайд 26Интерпретация – способ осознания вытесненной информации. За правильной интерпретацией следует инсайт,
возможное избавление от части симптомов и новый поток ассоциаций.
Особенности:
1) правильный выбор времени, когда клиент готов принять;
2) активное соучастие клиента;
3) содержит новый материал, неизвестный ему ранее;
4) осуществляется постепенно, по мере готовности клиента;
5) часто делается некатегорично, вопросом или намеком.
Слайд 27«Психология масс и анализ человеческого Я» (1921 г.)
По Фрейду, теоретики толпы
XIX века смогли описать, но не объяснить ее. Он признавал возможность расового бессознательного, «духа расы» по Г. Ле Бону, но считал, что в процессах внушения и заражения, регрессии интеллекта и морали в большей мере проявляется роль вождей и индивидуальное бессознательное каждого.
«То, что соответствует любовным отношениям скрыто, очевидно, за ширмой внушения…»
1. Все общественные отношения, от армии, церкви и до кратковременной массы, имеют в основе скрытый либидозный характер.
В частности, сущность массы заключена в ее взаимоотношениях с вождем – объектом общей концентрации либидо.
Слайд 282. В массе людей объединяет идентификация – процесс отождествления себя с
другими, создающий аффективную общность. Этот феномен происходит из Эдипова комплекса.
3. Часть либидо (нарциссическое) мешает объединению в массу. Преодолевается путем постановки вождя на место Я-идеала.
Фрейд: в массе точно так же, как в гипнозе или при любви, объект занимает место Я-идеала. «Гипноз может быть по праву назван массой, состоящей из двух человек…».
4. Масса отличается от обычного сборища сплоченностью, которая возникает из-за того, что а) либидо каждого направлено на вождя,
б) люди идентифицировались между собой, поставив вождя на место Я-идеала,
в) прежде нарциссическое либидо ушло на идеализированного вождя.
Слайд 29К процессу идентификации в массе:
«Стоит вспомнить о толпе мечтательно влюбленных дам
и жриц, теснящихся вокруг певца или пианиста после его концерта. Вероятно, каждой из них хотелось бы отнестись ревниво ко всем другим, однако, ввиду их множества и связанной с этим невозможности достичь цели своей влюбленности, они отказываются от этого и вместо того, чтобы вцепиться друг другу в волосы, они действуют, как единая масса, благоговеющая перед тем, кого они чествуют, проявляя это сообща; они были бы рады поделиться его локоном. Они, первоначальные соперницы, могут идентифицироваться друг с другом,
благодаря одинаковой любви
к одному и тому же объекту».
Слайд 305. Состоявшийся разрыв либидозных связей способствует панике, но вряд ли наоборот.
«Утрата
вождя в каком-либо смысле,
разочарование в нем вызывают панику,
хотя бы опасность не увеличилась…»
6. Масса имеет своим прообразом
не стадо, а первобытную орду
во главе с вождем, заменяющим
отца. Отсюда регрессия душевной
деятельности до уровня дикаря
или ребенка, падение интеллекта
и морали.
Фрейд: «Гипноз и масса являются наследственными остатками из филогенеза человеческого либидо; гипноз – как предрасположение, масса – сверх того как прямой пережиток».
Слайд 317. Вождь массы абсолютно нарциссичен, властен, самоуверен, эгоистичен, независим. Он единственный
сохранил в себе те качества, от которых другие отказались ради него.
8. Кроме идеализации власть вождя над массой поддерживается благодаря двум ее иллюзиям:
а) либидозные связи
взаимны (вождь тоже
любит их всех);
б) он любит всех
в равной степени,
не делая различий.
Слайд 32Фрейд упоминает, что иногда масса не имеет вождя. Что его может
заменить при образовании либидозных связей?
Какое-то время, вероятно, вождя может заменить идея, анти-вождь (объект общей ненависти), анти-идея. Ненависть создает связи, как и любовь.
Слайд 33
Густав Ле Бон в трактовке бессознательного был ближе к Юнгу, чем
к Фрейду.
Юнг выделял два уровня бессознательного.
Личное бессознательное, состоящее из
всех воспоминаний, импульсов и
желаний, нечетких восприятий и другого опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого.
Его содержание сгруппировано в тематические комплексы, группы чувств, мыслей, как магнит притягивающих близкие переживания.
Коллективное бессознательное содержит в себе сгустки опыта прошлых поколений, включая животных предков.
Архетипы - врожденные тенденции внутри коллективного бессознательного. Они направляют действия
человека в определенное русло, в чем-то схожее с
тем, как вели себя в подобных ситуациях наши
предки.