Слайд 1Человек и общество.
Лекция 1
Что изучает обществознание?
Слайд 2Содержание
Общество и природа.
Биологическое, социальное и духовное в человеке.
Деятельность человека.
Слайд 3Что такое «Общество»?
группа людей, объединившихся для совместной деятельности.
исторически конкретный тип социальной
системы, определённая форма социальных отношений.
совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.
Слайд 4Общество как сложная динамическая система
«Система» - целостное, составленное из частей
Наличие частей
Значимость
частей только в составе целого
Связь между частями
Целое больше, чем сумма частей
Динамические системы способны к саморазвитию
Толкотт Парсонс (1902-1979)
Слайд 5Структура общества
Элементы
Люди и отношения между ними
Вещи и знаки
Подсистемы
Социальные институты
Сферы общественной
жизни
Слайд 6Социальные отношения и социальные институты
Социальные отношения - относительно устойчивые, во многом
безличные, формальные, затрагивающие важные стороны жизни людей.
Социальный институт - устойчивая совокупность людей, групп, организаций, деятельность которых направлена на выполнение конкретных общественных функций и строится на основе определенных норм.
Слайд 7Сферы общественной жизни
Сферы
Экономика
Политика
Социальная сфера
Духовная сфера
Основные институты
Производство
Государство
Семья
Наука, религия, искусство
Слайд 8Природа и общество
Природа – естественная среда существования человека.
Общество и природа взаимозависимы.
Слайд 9Как развивается общество?
Теория локальных цивилизаций
Н. Я. Данилевский «Россия и Европа»
О. Шпенглер
«Закат Европы»
А. Тойнби «Постижение истории»
История нелинейна
Существует множество цивилизаций, слабо или вообще не связанных друг с другом
Все эти цивилизации равноценны
История каждой из них уникальна, как и они сами
Слайд 10Как развивается общество?
Стадиальные теории
Теория общественно-экономических формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс)
Теория постиндустриального
общества (Д. Белл, У. Ростоу, О. Тоффлер)
Общие крупные этапы развития всего человечества
Источник прогресса – изменения в материальном производстве
Переходы между стадиями революционны
Слайд 11Критерии прогресса
Прогресс – тип развития, характеризующийся переходом от менее совершенного к
более совершенному
Совершенствование разума (Вольтер, Тюрго, Кондорсе)
Критерий нравственности (Сен-Симон, Фурье)
Сознание свободы (Гегель)
Развитие производительных сил (Маркс)
Слайд 12Современная цивилизация
Переход к постиндустриальному обществу
Глобализация
Глобальные проблемы
Конец истории?
Слайд 13Глобальные проблемы современности
«Угрозы человеческому развитию»
Как предотвратить разрушение озонового слоя и загрязнение?
Как
лечить новые и неизлечимые виды заболеваний?
Как бороться с терроризмом?
Как добиться справедливого распределения благ?
Слайд 14Материальная и духовная культура
Культура (от лат. «возделывание земли») - совокупность всех
видов и результатов преобразующей деятельности человека
Материальная (предметы)
Духовная (идеи)
Нельзя четко разграничить!!!
Слайд 15Что такое «Человек»?
Бесперое двуногое существо (Платон)
Животное общественное (Аристотель)
Живое существо, которое сможет
сказать “Я” (Э. Фромм)
Животное, способное стыдиться (В. Соловьев)
Существо, которое верит в бессмертие (Л. Фейербах)
Нечто, что дОлжно превзойти (Ф. Ницше)
То, что он сам из себя делает (Ж.-П. Сартр)
Слайд 16Эволюция человека
Биологическая эволюция человека завершилась приблизительно 40.000 лет назад.
БЭ перешла в
социальную, а затем культурную.
Слайд 18Самореализация и самоактуализация
Самоактуализация (самореализация)- стремление человека к возможно более полному выявлению
и развитию своих личностных возможностей.
Высшая потребность человека.
А. Маслоу (1908-1970)
Слайд 19Индивид, личность, индивидуальность
Индивид (лат.) = Атом (др.греч.)
Человек как индивид – особь,
один из людей.
Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.
Индивидуальность - совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его личности.
Слайд 20Как человек становится личностью?
Социализация – процесс усвоения индивидом культурных норм и
социальных ролей, необходимых для успешного функционирования в обществе.
Этапы:
Начальный (семья)
Средний (школа)
Завершающий (социализация взрослого)
Первичная социализацция / ресоциализация
Слайд 21Что такое «Деятельность»?
Деятельность — форма мотивированной активности субъекта, выражающаяся в целесообразном изменении
окружающего мира или самого себя.
Субъект: «Кто действует?»
Объект: «На что направлена деятельность?»
Мотив: «Почему?»
Цель: «Ради чего?»
Средство: «С помощью чего?»
Результат: «Что получилось?»
Слайд 22Труд как деятельность
Труд - орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида
и общества.
Изменяя в процессе труда природные условия своей жизни, человек изменяет и свою собственную природу, развивает свои творческие силы и способности
Слайд 23Творчество как деятельность
Деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее.
Результат
творчества невозможно прямо вывести из начальных условий.
Слайд 24Общение как деятельность
процесс установления и развития контактов между индивидами, порождаемый потребностями
совместной деятельности:
обмен информацией между субъектами
взаимное восприятие субъектов
попытки взаимного влияния субъектов
Вербальное
Невербальное
Слайд 25Игра как деятельность
Homo ludens
Сущностные признаки игры:
Воспроизводимость
Добровольность
Следование правилам
Пространственно-временная замкнутость
Самодостаточность
Чувство «радости и напряжения»
Й.
Хёйзинга (1872-1945)
Слайд 26Познание как деятельность
Когнитивность - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях мира
В результате познания
мы получаем:
Мнение – информация, выраженная в языке.
Истинное/Ложное
Обоснованное/Необоснованное
Верование – мнение, принимаемое как истинное без обоснования
Знание – истинное и обоснованное мнение
Слайд 27Виды познания
Научное
Ненаучное
обыденное
философское
художественное
религиозное
Уровни познания:
Чувственное познание
Ощущение
Восприятие
Представление
Рациональное познание
Понятие
Суждение
Теория