Презентация на тему Западная философия конца XIX – ХХ вв

Презентация на тему Западная философия конца XIX – ХХ вв, предмет презентации: Философия. Этот материал содержит 33 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Западная философия конца XIX – ХХ вв.


Слайд 2
Текст слайда:

ПЛАН ЛЕКЦИИ.

Условия развития и характерные особенности западноевропейской философии к.XIX - XX вв.
Позитивизм и неопозитивизм.
Возникновение иррационалистической философии. «Философия жизни».
Философия экзистенциализма.
Религиозная философия ХХ в.
Философская герменевтика. Проблема понимания в философии и медицине.
Психоанализ, его философское и медицинское значение.
Феноменология.


Слайд 3
Текст слайда:

ХХ век в мировой истории характеризуется рядом особенностей, определивших направленность развития философии.

стремительность, масштабность и радикальность изменений, происходящих в мире и в жизни общества;
противоречия научно-технического прогресса;
противоречия глобализации;
демократизация политической сферы;
кризис в духовной сфере.


Слайд 4
Текст слайда:

Особенности западноевропейской философии ХХ в.

Разнообразие течений, проблем и методов их решения.

Антропологическая проблематика.


Слайд 5
Текст слайда:

Формирование основных направлений в оценке роли науки и техники в жизни общества:

- Сциентизм (лат. scientia – наука) – направление, представители которого придают развитию науки и техники ведущее значение в развитии человеческой культуры.
- Антисциентизм – направление, представители которого сосредотачивают внимание на проблемах и опасностях, порождаемых научно-техническим прогрессом, высказывают опасение, что развитие техники приводит к утрате духовных, гуманитарных ценностей.


Слайд 6
Текст слайда:

Иррационализм (лат. irrationalis – неразумное) –

один из определяющих принципов в западной философии ХХ в., с позиций которого возможности человеческого разума подвергаются сомнению, а основным способом познания признаются его внерациональные формы: инстинкт, интуиция, озарение.


Слайд 7
Текст слайда:

Формирование в философии второй половины ХХ в. принципа глобального эволюционизма:

- рассматривает мир и человечество как единое целое,
- утверждает необходимость общечеловеческого подхода
к решению проблем современного общества.


Слайд 8
Текст слайда:

Тенденция к формированию социально-экологического типа философствования –

способа теоретического осмысления бытия, основанного на идее взаимосвязи и взаимообусловленности природного и социального, необходимости сохранения человечества и природной среды его обитания.


Слайд 9
Текст слайда:

Позитивизм


философское направление,
в центре внимания которого
проблема науки как феномена культуры, а также вопросы
методологии научного познания.


Слайд 10
Текст слайда:

1. Формирование позитивизма ( с середины ХIХ в.)

Основоположник –
французский философ
Огюст Конт (1798 – 1857).
Учение о 3-х стадиях развития познания:
- теологическая (знание основано на вере);
- метафизическая (мир объясняется с помощью абстрактных понятий);
- позитивная (научное объяснение всех явлений).
«Наука сама себе философия».


Слайд 11
Текст слайда:

2. Неопозитивизм (аналитическая философия) (с 20-х гг. ХХ в.)

Бертран Рассел,
Людвиг Витгенштейн,
Рудольф Карнап и др.

- логический позитивизм (все философские проблемы сводятся к логическим);
- лингвистический позитивизм (все философские и социальные проблемы объясняются нарушением норм использования языка).


Слайд 12
Текст слайда:

3. Постпозитивизм (60 – 70-е гг.)

Карл Поппер,
Томас Кун, Пол Фейерабенд,
Имре Лакатос.

Историческая школа в методологии научного познания.


Слайд 13
Текст слайда:


Т.Кун: теория научных парадигм.
Парадигма – принятый научным сообществом образец подхода к научной проблеме, совокупность суждений и методов научной деятельности, принимаемых определенной группой ученых.

П.Фейерабенд: «Не существует идеи, сколь бы абсурдной она ни была, которая не способна улучшить наше познание».


Слайд 14
Текст слайда:

Прагматизм (pragma – дело, действие) –американская форма развития позитивизма (возник в 70-х гг. ХIХ в. в Америке)

Чарльз Пирс, Уильям Джемс, Джон Дьюи.

Принцип оценки всех явлений с точки зрения полезности, возможности служить средством для достижения какой-либо цели.
Цель человеческого существования - индивидуальное благополучие.
Прагматизм –
субъективно-идеалистическое направление.


Слайд 15
Текст слайда:

«Философия жизни» и экзистенциализм –

иррационалистические направления в философии конца ХIХ – нач. ХХ вв., противопоставляющее науке и разуму
интуицию и инстинкт.


Слайд 16
Текст слайда:

«Философия жизни»

Артур Шопенгауэр (1788 – 1860).
Ключевое понятие- «воля к жизни»-первичная, не имеющая ни причины, ни цели, недоступная познанию сущность мира.

Фридрих Ницше (1844 – 1900).
«Так говорил Заратустра»,
«По ту сторону добра и зла».
Ключевые понятия –
«воля к власти» и «сверхчеловек».


Слайд 17
Текст слайда:

Анри Бергсон (1859 – 1941)

Жизнь – поток переживаний, смена мыслей, образов, ощущений, эмоций.
Этот поток – единственная реальность, мировой процесс, который, «проходя через все тела, переходя от поколения к поколению, … разделился между индивидами, ничего не теряя в своей силе, а скорее усиливаясь по мере движения вперед».


Слайд 18
Текст слайда:

Экзистенциализм – «философия существования» - субъективно-идеалистическое направление, формирующееся в 20-30-х гг. ХХ в.


Германия: К.Ясперс, М.Хайдеггер;
Франция: Ж.-П.Сартр, А. Камю.
Россия: Н.Бердяев и Л.Шестов.

Центральная категория– экзистенция (существование).


Слайд 19
Текст слайда:

Основная идея – человек существует в чуждом ему мире.
Подлинная действительность – это существование «своего Я», то есть переживание своего бытия в мире.

Центральные категории: тревога, страдание, вина, страх, боль, смерть.

Страх – главный принцип жизни человека. М.Хайдеггер:«Предметом страха является мир как таковой».


Слайд 20
Текст слайда:

«…есть только один действительно серьезный вопрос – это вопрос о самоубийстве».

«Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?»


Слайд 21
Текст слайда:

В решении этого вопроса
в экзистенциализме выделяются
2 направления:
религиозное (К.Ясперс, Н.Бердяев) - возможность обретения свободы через Бога

2) атеистическое (М.Хайдеггер, Ж.-П.Сартр) –возможность обретения свободы только через погружение в сферу собственного сознания.


Слайд 22
Текст слайда:

Религиозная философия ХХ в.

1) Неотомизм (Э.Жильсон, Ж.Маритен).
Отличие от томизма:
- внимание к проблемам современного мира и к внутреннему миру человека;
- новое понимание отношения Бога и человека;
- в центре внимания - вопросы культуры.
Будущее европейской культуры неотомисты связывают с «интегральным гуманизмом», смысл которого - соединение ценностей христианства и современного человечества.


Слайд 23
Текст слайда:

2) Персонализм (Э. Мунье, Ж. Лакруа и др.) формируется в 20-30-е гг. ХХ в.

.
В центре внимания – проблема свободы личности.
Главное качество личности – свобода выбора.
Персонализация - становление личности.
Личность проявляется
1) во взаимодействии с внешним миром,
2) в сосредоточении на своем внутреннем мире.
Основа взаимосвязи этих двух сторон бытия - творчество и человеческая коммуникация.


Слайд 24
Текст слайда:

3) Религиозный эволюционизм (тейярдизм).

Тейяр де Шарден
(1881 – 1955) – французский ученый-естествоиспытатель, философ, священник.

Труд «Феномен человека» -
идея эволюции
Мира (Универсума).





Слайд 25
Текст слайда:

В эволюционном процессе Тейяр де Шарден выделяет 4 этапа (4 главы книги):
преджизнь – этап геогенеза;
жизнь – этап биогенеза;
мысль – этап ноогенеза, возникновения сферы разума - ноосферы;
сверхжизнь – достижение «точки Омега», высший этап эволюции, где происходит соединение в Боге всех элементов – от атома до разумного человечества.


Слайд 26
Текст слайда:

НООСФЕРА –

оболочка вокруг Земли, развитие которой идет в направлении
«точки Омега».
На этапе ноосферы направление эволюции контролируется коллективным человеческим сознанием.


Слайд 27
Текст слайда:

Философия герменевтики.

Герменевтика (греч. hermeneuo - разъясняю) –философское направление, в центре внимания которого проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка.
В самостоятельную область герменевтика выделилась в XIX в. в трудах немецких философов Ф. Шлейермахера и В. Дильтея.
Наиболее яркий представитель - Х. Г.Гадамер. - в центре внимания проблема языка, которую он решает с позиций объективного идеализма;
- обоснование принципа понимания. Понимание - процесс поиска смысла.


Слайд 28
Текст слайда:

Философия психоанализа (фрейдизм)

Психоанализ – философское и психологическое учение, а также метод лечения психических заболеваний, разработанные в трудах З Фрейда и его последователей.

В основе психоанализа представление о доминирующей роли бессознательного в психике человека.


Слайд 29
Текст слайда:

Зигмунд Фрейд (1896 – 1939)


Основные работы:
«Тотем и табу»,
«Психология бессознательного»,
«Толкование сновидений» и др.


Слайд 30
Текст слайда:

В психике человека Фрейд выделил 3 уровня:
«Оно» – бессознательное, сфера инстинктов;
«Я» – область сознания, контролирующая все психические процессы;
«Сверх-Я» – сврхсознание, область социальных норм и культурных запретов.
Содержание бессознательного Фрейд сводит к двум видам влечений:
сексуальные инстинкты (либидо) и
инстинкт самосохранения (влечение к жизни).
Сублимация – переключение энергии либидо на социально одобряемые цели.


Слайд 31
Текст слайда:

Карл Густав Юнг (1875 – 1961)

швейцарский
психолог и социолог.

Центральное понятие - «коллективное бессознательное.

Содержанием коллективного бессознательного являются врожденные образы, символы – архетипы.


Слайд 32
Текст слайда:

Эрих Фромм (1900 – 1980 гг.) немецкий философ, социолог, психолог, представитель неофрейдизма.

Центральное понятие его учения –
«социальное бессознательное» - совокупность черт характера, возникающих у большинства членов данной социальной группы в результате общего образа жизни и общих переживаний.
Задача психоанализа – лечить не индивида, а общество, переориентировать его на принципы гуманизма.


Слайд 33
Текст слайда:

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ –

субъективно-идеалистическое направление.
Основоположник – Э . Гуссерль (1859 – 1938).
Предмет философии – не окружающий мир, а феномены сознания.
Феномены сознания – возникающие в сознании смыслы предметов и событий.
В процессе познания феноменов сознания человек конструирует «жизненный мир» – основание культуры общества.
Центральное понятие феноменологии – «интенциональность сознания», т.е. его направленность на объект («нет объекта без субъекта»).


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика