Слайд 1Тема 7. Российская философия
План
Предпосылки формирования философии в Киевской Руси
Философия «Московского периода»
Российское
Просвещение
Философия XIX – начала ХХ вв.
Советская и постсоветская философия.
Слайд 21. Предпосылки формирования философии в Киевской Руси
крещение Руси в 988 г.,
создание славянской азбуки и перевод с греческого на старославянский язык богослужебных книг;
приобщение к духовному наследию Византии;
влияние позднеантичной философии и восточноевропейской средневековой патристики.
Слайд 3
Первое определение
философии,
данное просветителем
Кириллом:
«знание вещей божественных и человеческих,
насколько человек может приблизиться к Богу, что учит человека делами своими быть по образу и подобию сотворившего его»
(«Житие Кирилла», составленное
его братом Мефодием)
Слайд 4Представители:
митрополит Илларион
«Слово о законе и благодати»
(осмысление мировой истории,
обоснование княжеской
власти);
митрополит Никифор (XI - нач.XII вв.)
«Послание Мономаху о посте
и воздержании чувств»
(идеи христианизированного платонизма)
Слайд 52. «Московский период» развития философии
утверждение Русского централизованного государства во главе с
Москвой;
идея «Москва – Третий Рим»
(старец Филофей, монах Псковского
Спасо-Елизарова монастыря);
конфликт между
нестяжателями (Нил Сорский) и иосифлянами (Иосиф Волоцкий)
в конце ХV – начале XVI вв.
Слайд 6Известные нестяжатели:
Сергий Радонежский (XIV в.) – основатель Троицкого монастыря, духовного центра
православия;
Максим Грек (1470-1556) –монах, переводчик богослужебных книг.
Определение философии:
«благоукрашение нрава законополагает и гражданство составляет нарочито; целомудрие, мудрость и кротость восхваляет, добродетель и порядок восстанавливает в обществе»
Слайд 73. Российское Просвещение
Предпосылки:
открытие первых высших учебн. заведений:
- Киево-Могилянская
академия (1631)
основатель Петр Могила;
Славяно-греко-латинская академия (1687)
основатель Симеон Полоцкий;
реформы Петра I и просветительская деятельность Екатерины II;
становление университетской философии:
-университет при Петербургской академии наук (1724); Московский университет (1755).
Слайд 8Представители:
Григорий Саввич Сковорода (1722-1794)
- нравственно-антропологическая философия, изложенная в притчах, диалогах, стихах.
«Мир ловил меня, но не поймал».
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)
материалистическая философия,
основы научного мировоззрения;
Александр Николаевич Радищев (1749-1802)
социально-философские воззрения,
антропологизм.
Слайд 9Основные направления
российской философии XIX века
Декабристская философия;
Философия западников и славянофилов;
Консервативная монархическая
философия;
Революционно-демократическая философия;
Философские воззрения Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого
Слайд 10Декабристская философия
Представители:
П.И. Пестель
Н.М. Муравьёв
И.Д. Якушкин
Основные идеи (перекликались с идеями французских
философов XVIII в.):
личная свобода человека ;
развитие правового государства, ограничение монархизма (►Ш. Монтескье);
теория естественного права (►Ж.Ж.Руссо, Вольтер);
отмена крепостного права в России (►Д.Дидро, Вольтер)
Слайд 11Философия западничества
Основная идея: «европеизация» России.
Представители:
А.И. Герцен;
Н. П. Огарев;
К.Д. Кавелин;
В.Г.
Белинский.
Ориентация на западную философию (материализм, эмпиризм), отрицание особого, отдельного от Европы пути развития России.
Слайд 13Философия славянофилов
Представители:
А.С. Хомяков;
И.В. Киреевский;
Ю.Ф. Самарин;
братья К.С. И А.С. Аксаковы
В
основе развития российского государства видели принципы общинности, соборности, коллективизма, набожности;
Ключевые понятия славянофильства: «цельность духа», «соборное сознание».
Слайд 14Консервативно-монархическая философия
Представители:
К.Н. Леонтьев
«Восток, Россия и славянство»
(идея спасения России путем самоизоляции от воздействия Западной Европы)
Н.Я. Данилевский «Россия и Европа»
(теория культурно-исторических типов)
Лозунг данного направления:
«Православие, самодержавие, народность».
Слайд 15Революционно-демократическая философия
Направления:
аграрное
(Н.Г. Чернышевский);
народничество
(Н.К. Михайловский; М.А. Бакунин; П.Л. Лавров; П.Н.
Ткачёв);
анархическое
(П. Кропоткин);
марксизм
(Г.В. Плеханов).
Слайд 16Философия народничества
Представители:
П.Н. Ткачёв
(«революционный макиавеллизм», «якобинство»);
П.Л. Лавров
(учение об
особых путях развития России, о крестьянстве как носителе социалистического идеала);
М.А. Бакунин
(гегельянец,
революционно-анархические воззрения);
Слайд 17Анархическая философия
П.А. Кропоткин
- революционно-анархические
взгляды, идея
«безгосударственного коммунизма» - нового общественного строя в виде вольного федеративного союза самоуправляющихся единиц.
Слайд 18Российская философия ХХ века
Направления:
Русская религиозная философия;
Философия космизма;
Философия русского зарубежья;
Философия в СССР;
Философия
в постсоветской России.
Слайд 19Русская религиозная философия
Представители:
С.Н. Булгаков
– идея объединения всех христианских церквей
в единую «экуменическую»Церковь;
П.А. Флоренский
- идея мирового единства; интересные предположения в области свойств пространства и времени, скорости света.
Слайд 20Русская религиозная философия
Представители:
Н.А. Бердяев
– проблемы личности, свободы и творчества,
смысла жизни и смерти (религиозный экзистенциализм);
В.С. Соловьев
- философия всеединства (представление о Софии – космической мудрости, идея построения теократии – совершенного государства, основанного на религиозных принципах)
Слайд 21Философия космизма
Представители:
1. Естественнонаучный космизм:
В. И. Вернадский
– теория ноосферы –
сферы человеческого разума. Поддерживал идею панспермии;
К.Э Циолковский
«Земля — колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!»
сторонник концепции панспермии и панпсихизма; представление о дальнейшей эволюции человечества в космосе; теория космических полетов.
А.Л. Чижевский
- теоретические разработки в области гелиобиологии.
Слайд 22Философия космизма
2. Религиозно-мистический космизм
Н. Ф. Федоров
Философия общего дела
– соединение религиозной идеи всеединства с естественнонаучной идеей освоения космического пространства. Главной задачей видел преодоление конечности человеческой жизни.
Н.В. Бугаев
Концепция космических монад – духовных единиц, концентрирующих «воспоминания прошлого», повсеместно распространенных во Вселенной.
Слайд 23Философия русского зарубежья
Представители:
И.А. Ильин - идеолог Российского общевоинского союза (РОВС),
теоретик Белого дела;
Г.П. Федотов – философ и публицист, в центре внимания - проблема культурного развития России (формирование патриотических интеллектуальных сил);
Л. Шестов – русский экзистенциалист, центральные понятия его философии- жизнь человека, его права и поступки.
Слайд 24Философия русского зарубежья
И.А. Ильин – философия политики.
идея построения «органической монархии»;
противник «христианского
интернационализма» с идеей особой религиозной мессианской роли России;
исследование тоталитаризма, который определял как потерю «духовного достоинства народа»;
прогноз послереволюционного развития России.
Слайд 25Философия в СССР
Этапы развития советской философии:
1917-30-е гг. – начало идеологизации философии,
дискуссии в рамках давления официального марксизма-ленинизма;
1930-е – 50-е гг. – период полной идеологизации философии, определяющее воздействие на философию позиции И.В. Сталина;
50-е – 80-е гг. – возрождение самостоятельности философии, расширение круга философских исследований, развитие деятельности философских журналов.
Слайд 26Философия в СССР
Представители советской философии
Н.И. Бухарин (проблемы психики и сознания);
А.Ф. Лосев
(проблемы человека, истории);
Л. Гумилев (концепция этногенеза);
М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);
Ю.Лотман (общество, философия, история, вопросы семиотики).