Слайд 1Юность
Юность – это период жизни после отрочества до
взрослости (от 15-16 до 21-25 лет).
Именно в этот период завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование мировоззрения, ценностных ориентаций, выбор
профессиональной деятельности и утверждение гражданской зрелости личности.
Индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую
очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой.
Слайд 2
В юношеском возрасте принято выделять две фазы:
одна
находится на границе с детством (ранняя юность),
другая – на границе со зрелостью (старший юношеский возраст), которую можно рассматривать в качестве начального звена зрелости.
К 15—17 годам юноши и девушки уже обладают достаточно определенными и стойкими особенностями темперамента, характера, способностей. Но в то же время эти особенности недостаточно осознаются самими старшеклассниками или неверно оцениваются.
Слайд 3
Старший школьный возраст – это возраст интенсивного формирования
мировоззрения.
В старшем школьном возрасте интенсивно развивается самосознание.
Развитие самосознания идет по всем направлениям: по линии осознания своего физического существования, собственного тела; осознания себя в деятельности, во взаимоотношениях с людьми.
Слайд 4
Возрастает стремление к самостоятельности всех оценок.
Изменяется характер контактов.
На первый план выдвигается общность взглядов, авторитет среди сверстников.
Общение для старшеклассников:
важный канал информации;
это вид деятельности, которая оказывает значительное влияние на развитие личности;
это вид эмоционального контакта, который способствует развитию эмоциональной стороны личности и формированию юношеского самоуважения.
Слайд 5
Особенности взаимоотношений старшеклассников с учителями определяются индивидуальными качествами
учителей, такими, как способность к пониманию, эмоциональному отклику.
Существенное значение имеет уровень знаний учителя и качество преподавания.
Выделяют старшеклассники и такое качество учителя, как справедливость.
Слайд 6
Выготский Л.С. подчеркивал три важных условия, которые имеют решающее
значение:
1. Педагогическое воздействие в этот возрастной период будет тем эффективнее, чем в большей мере воспитание будет перерастать в самовоспитание.
2. Формирование активной жизненной позиции, воспитание подлинного гражданина своей Родины, развитие всех сторон личности человека возможны в процессе активной собственной деятельности и разностороннего общения.
3. Обучение и воспитание в юношеском возрасте должно осуществляться с учетом сохраняющихся элементов детства, но опираться и ориентироваться следует на развивающуюся взрослость, педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.
Слайд 7Старший юношеский возраст
Особенности развития познавательных процессов личности.
Юноша овладевает знаниями, умениями и навыками в процессе обучения, связанного с деятельностью памяти и мышления.
Многообразие форм и методов вузовской работы предполагает необходимость учета тех возможностей, которыми располагают обучающиеся в вузе.
Личность студента проявляется в коллективе академической группы.
Слайд 8
Одной из важных задач при подготовке будущих специалистов высокой
квалификации является формирование умения учиться самостоятельно.
Слайд 9Темы докладов
Формирование мировоззрения и общественной активности старшеклассников.
Особенности психического развития юношей и
девушек.
Индивидуальные особенности старшеклассников и профориентационная работа.
Товарищество, дружба и любовь в юношеском возрасте.
Факторы, влияющие на формирование личности студента.
Роль обучения в интеллектуальном развитии и воспитании взрослых учащихся.