Слайд 1СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Лекция 2
КОНФЛИКТ
КАК ОСНОВНАЯ КАТЕГОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
ТАРАНОВА
ЕВГЕНИЯ
ВЛАДИМИРОВНА
Слайд 3ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Природа, источники и причины социальных конфликтов.
2. Функции социальных
конфликтов.
3. Структурные элементы конфликта.
4. Процесс и динамика конфликта.
Слайд 41. Природа, источники
и причины социальных конфликтов
Слайд 5 Конфликт —
это противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов
или суждений.
Слайд 6Слово «конфликт» пришло
в русский от латинского conflictus, что означает «столкновение,
серьёзное разногласие, спор».
В русском языке слово «конфликт»
стало употребляться с XIX в.
Слайд 7
Термин «конфликт» может быть распространён
на человека,
животных и неодушевлённые предметы
Слайд 8«Социальный конфликт»:
- субъектом является конкретный человек, социальная группа или социальная структура;
-
конфликт осознается
и оценивается.
Слайд 12
ВЫДЕЛЯЮТ ДВА НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТА:
1. Конфликт всегда возникает на
основе противоположно направленных мотивов или суждений.
2. Конфликт — это всегда противоборство субъектов, которое характеризуется нанесением взаимного эмоционального ущерба.
Слайд 13
ИСТОЧНИКИ КОНФЛИКТОВ
Основой всех конфликтов являются противоречия, возникающие между людьми или внутри
структуры самой личности:
- объективные (не зависящие от сознания и воли людей);
- субъективные (обусловлены субъективными личностными факторами, желанием и волей субъектов);
- мнимые (несуществующие в реальности).
Слайд 15КОНФЛИКТ - ТРУДНАЯ СИТУАЦИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- проблемные ситуации (новизна событий);
- критические (аварийные)
ситуации (существенно меняющиеся условия);
- экстремальные ситуации (трудные ситуации);
- ситуации неизвестности;
- ситуации потери.
Слайд 16ПРИЧИНА КОНФЛИКТА -
явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту, вызывают
противоречия в интересах разных сторон и приводят к их
противостоянию.
Слайд 181. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ
Связаны с нехваткой ресурсов
(власть, энергия, деньги, время)
- социальные
конфликты
- политические конфликты;
- экономические конфликты;
-идеологические конфликты.
Слайд 192. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
- структурно-организационные (ошибки в проектировании структуры, неодинаковая оснащённость рабочих
мест, изматывающий темп работы; несоразмерность прав и обязанностей);
- функционально-организационные (неоптимальные функциональные связи с внешней средой, между структурными подразделениями организации; взаимозависимость задач; отсутствие, искажённость или противоречивость информации; слабость контактов руководства и рядовых сотрудников);
Слайд 202. ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
- личностно-функциональные (неполное соответствие работника занимаемой должности; противоречивость должностных
инструкций; противоречивость требований профессиональных и личных;
- ситуативно-управленческие (ошибки в принятии и исполнении управленческого решения).
Слайд 213. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ
- конфликт ценностей, разный подход к оценке одних и
тех же событий : между свободой и равенством, справедливостью и неравенством, коллективизмом и индивидуализмом, ксенофобией и открытостью к миру, демократией и авторитарностью, стремлением к общественной собственности и ориентацией на частную собственность);
- потери и искажение информации в процессе коммуникации;
Слайд 22 - субъективная оценка поведения партнёра как недопустимого;
- низкая конфликтоустойчивость,
-неадекватный
уровень притязаний,
- эгоизм.
4. ЛИЧНОСТНЫЕ ПРИЧИНЫ
Слайд 23
2. Функции социальных конфликтов
Слайд 24Под функцией конфликта понимают влияние конфликтов на отдельные элементы системы (личность,
группы, общности) и на систему в целом, а также возможные последствия такого влияния.
Слайд 25
Долгое время считалось, что конфликты вредны.
В 1956 г.
учёный Льюис Козер (США) в работе «Функции социальных конфликтов» предложил рассматривать положительные функции конфликта.
Слайд 28КОНСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОППОНЕНТАМ
Слайд 29КОНСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ ПО ОТНОШЕНИЮ
К ГРУППЕ
Слайд 30ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОППОНЕНТАМ
Слайд 31ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНФЛИКТОВ ПО ОТНОШЕНИЮ
К ГРУППЕ
Слайд 32
3. Структурные элементы конфликта
Слайд 33СТРУКТУРА КОНФЛИКТА
совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе.
Слайд 361. УЧАСТНИКИ КОНФЛИКТА
лица, принимающие участие в конфликте:
- основные участники конфликта (наступательные
или защитные действия);
- группы поддержки (силы, стоящие за оппонентами);
- другие участники (эпизодическое влияние на ход конфликта: подстрекатель, организатор, медиатор
и др.).
Слайд 37 2. ПРЕДМЕТ КОНФЛИКТА
это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в
основе конфликта. Это то внешнее противоречие, из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.
Слайд 383. ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА
Внутренний мотив, движущая сила конфликта.
Это:
-материальная (ресурс),
-
духовная (идея, принцип и т.д.) или
-социальная (власть) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
Слайд 39Предшествует открытому конфликту, связана с ростом социальной напряженности. Может существовать долго
и не перерастать в конфликт.
4. КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ
Слайд 405. ИНЦИДЕНТ
. формальный повод для начала открытого противоборства.
Слайд 416. ОБРАЗ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Отображение конфликта в сознании конфликтующих
Слайд 427. ПОЗИЦИЯ КОНФЛИКТУЮЩИХ СТОРОН
Поведение и статус конфликтующих в ходе конфликтного взаимодействия
Слайд 44складывается из следующих периодов.
1. Предконфликтная ситуация (латентный период).
2. Открытый конфликт (собственно
конфликт):
- инцидент (начало конфликта);
- эскалация (развитие) конфликта;
- завершение конфликта.
3. Послеконфликтный период.
ДИНАМИКА КОНФЛИКТА
Слайд 47ПРЕДКОНФЛИКТ
(ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД).
Он включает следующие этапы:
♦ возникновение объективной проблемной ситуации (не
осознанна, конфликтных действий нет);
♦ осознание объективной проблемной ситуации. Возникает потребность принять меры для разрешения противоречия.
Слайд 48ПРЕДКОНФЛИКТ
(ЛАТЕНТНЫЙ ПЕРИОД).
♦ попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Они
заключаются в разного рода информировании противостоящей стороны — убеждении, разъяснении, просьбе и пр. ♦ возникновение предконфликтной ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия.
Слайд 49СОБСТВЕННО КОНФЛИКТ (ОТКРЫТЫЙ ПЕРИОД)
включает в себя этапы:
♦ инцидент — первое столкновение сторон, попытка
с помощью силы решить проблему в свою пользу.
♦ эскалация — резкая интенсификация борьбы оппонентов; та часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта;
Слайд 50СОБСТВЕННО КОНФЛИКТ (ОТКРЫТЫЙ ПЕРИОД)
♦ сбалансированное противодействие.
Здесь обнаруживается, что использование силовых методов
не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются;
♦ завершение конфликта — переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.
Слайд 51ПОСЛЕКОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ
Она включает в себя следующие этапы:
♦ частичная нормализация отношений: негативные эмоции
не исчезли, происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру;
♦ полная нормализация отношений. Данный этап наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.
Слайд 52СОБСТВЕННО КОНФЛИКТ (ОТКРЫТЫЙ ПЕРИОД)
♦ сбалансированное противодействие.
Здесь обнаруживается, что использование силовых методов
не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются;
♦ завершение конфликта — переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.