Выход в поле презентация

Содержание

Перед полем Антропология — мультидисциплинарная область науки и образования, которая предполагает изучение всех аспектов человечества — археологического, биологического, лингвистического и социокультурного Поле вокруг нас (армия, город, соседи, университет) Подготовка к полю:

Слайд 1Выход в поле
Размышления о методике и этике
Современные уровни и виды рефлексии

поля и текста

Слайд 2Перед полем
Антропология — мультидисциплинарная область науки и образования, которая предполагает изучение

всех аспектов человечества — археологического, биологического, лингвистического и социокультурного
Поле вокруг нас (армия, город, соседи, университет)
Подготовка к полю: формулируем цель/гипотезу, читаем литературу, ищем контакты на месте

Слайд 3В поле
Несоответствие ожидаемого реалиям (шаманские ритуалы, взаимодействие инспекторов заповедника с браконьерами,

желание пробыть как можно дольше на одном месте) и изменение маршрутов
Включенное наблюдение (+ другие методы и источники; Важнейшие задачи: предотвращение дефрагментации и деконтекстуализации)
Город (+Вал) = увеличение числа антропологов, которые никогда не были дома у своих информантов
Проблема облечения мыслей в слова и проблема человеческой памяти (пример с опросом норвежцев о новостной передаче на ТВ)

Слайд 4Нарушение норм/правил / провокации в поле
Осознанный или нет – этот способ

часто может стать самым кратким путем к пониманию этих самых норм/правил
Это может быть и мягкая провокация в виде обычного незнания и желания научиться чему-нибудь + emic and etic (попробуйте объяснить, как научиться ездить на велосипеде, как обтесывать камень для плиток для покрытия крыш в Арвье или как плести узду из сыромятных ремней)

Слайд 5Проблемы понимания культуры и этика


Слайд 7Техника многорядного плетения из кожи
Колл. МАЭ 3974


Слайд 8Использование техники сложного плетения в культуре телеутов


Слайд 9«Предпоследний» хранитель телеутского секрета, шорец Е.В. Шайчаков


Слайд 10Все очень просто…


Слайд 11… и вместе с тем сложно.
Где подробнее прочитать:
Функ Д. Техника плетения

из кожи у телеутов. СПб., 1992.
И в чем же этический вопрос?
Проблема публикации, или кому принадлежит аборигенное знание?
См.: Drahos, Peter. Intellectual Property, Indigenous People and their Knowledge. Cambridge; Cambridge Univ. Press, 2014. xii, 247 pp.

Слайд 12Еще больше сложностей
Этноцентризм исследователя (Reddy 1992, датская деревня)
Слепота к привычному или

невнимание к ожидаемому (исследователь в своем поле, два примера с эпосом)
Незнание языка (пример с Диосеги; варианты при работе с разным материалом; много вербального и мало наблюдений – во всех соц.исследованиях; пример Балзер у хантов и Барли у камерунских довайо)

Слайд 13Еще один уровень выхода на эмическое знание


Слайд 14Radloff W.
Die Sprachen der türkischen Stämme Süd-Sibiriens. Bd.1: Die Dialekte

des eigentlichen Altai: der Altajer u. Teleuten, Lebed-Tataren, Schoren und Sojonen. St.-Pbg.: Akademie der Wissenschaften, 1866

Первое академическое издание эпоса тюрков Саяно-Алтая


Слайд 15Шорский фольклор. Записи, перевод, вступительная статья и примечания Н.П. Дыренковой. М.;

Л.: издание АН СССР, 1940.

Академическое издание шорского эпоса в 1940 г.


Слайд 16Первая попытка «адекватного» издания эпоса шорцев/хакасов
Qáj: Тирада 26
Описание битвы. Богатыри бьются,

"будто твердое дерево о дерево ударяется", так что "птицы, гнезда имеющие, гнезда теряют".
(Поется в течение примерно 3 минут)


Прозиметрический пересказ (передан в книге в 103 стихотворных строках):
Кан Перген [из черного тумана] шагом вышел.
Выйти он не успел,
Богатырь, рост которого с горой сравнится,
Подбежав, Кан Пергена схватил.
Будто мягкая кожа, мнутся,
Будто сырая кожа, вьются.
[Кан Перген] слышит:
Кара Кат крик
Эту землю раскалывает!
Оторвет она от земли силача — ударит,
Подбежав к другому, другого бьет.
Времени мало ли, много прошло.
Кан Перген и Кара Кат
Богатыря за богатырем били и били.

А.И. Чудояков (запись и перевод) & В.М. Гацак (ответственный ред. тома)
Шорские героические сказания. М.; Новосибирск: Наука, 1998. (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока; Т.17)


Слайд 17Формулировка проблемы
«Некоторые пропетые тексты не поддаются расшифровке — всё подчинено ритмообразованию

и напеву, слова произносятся усечёнными, искажёнными, подчас не сочетаются между собой, изобилуют односложные слова типа дей, ди, до, пир и т.д. »
(Чудояков 1998: 30)


Поющуюся часть принципиально невозможно расшифровать?
Может ли это быть „тайным языком духов“?



Слайд 18Эксперимент с вариантами исполнения эпоса „Сорокагрудая Кыдай-Арыг“
1. В стиле кай
2.

В прозиметрической форме

Слайд 19Ключ к дешифровке?


Слайд 20Где об этом прочитать подробнее?
Функ Д.А. О чем поёт сказитель? Проблемы

фиксации и публикации героического эпоса тюрков Южной Сибири // Антропология социальных перемен: сб. ст. / Отв. ред. Э.Гучинова, Г. Комарова. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. С. 171–179.
А в чем заключается этический вопрос?


Слайд 21Еще больше этических вопросов
Что можно или нельзя публиковать? (списки информантов, книга

Данилина, пароходы Липского)

Слайд 23И еще вопросы
Кому принадлежат записанные материалы? (абориг.знание и архивы)
Под чьим авторством

публиковать?
Кому принадлежат собранные предметы?
Можно ли / нужно ли изымать вещи из живой культуры? (этика и новые технологии)
В чем заключается ответственность этнографа перед изучаемыми сообществами?


Слайд 24А есть ли правила поведения?
Научить работать в поле нельзя. «Никакой кодекс

или набор руководящих принципов не может предположить уникальные обстоятельства или конкретные действия в определенных ситуациях. Каждый антрополог должен стремиться делать тщательно обдуманный этический выбор и уметь разъяснить факты и проблемы, на которых этот выбор основан.» Из кодекса ААА
A. Ответственность за людей и животных, с которыми работают антропологи и чьи жизни и культуры они изучают
B. Ответственность перед исследованиями и наукой
C. Ответственность перед общественностью
КОДЕКС ЭТИКИ АМЕРИКАНСКОЙ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ. Июнь 1998 г.

Слайд 25Что еще читать?
Эриксен, Томас Х. Что такое антропология? М.: ВШЭ, 2014.

Глава 3 «Полевая работа»
Сафонова Т., Шанта И. Встречи на эвенкийской земле: кибернетическая антропология Байкальского региона. М.: Алетейя, 2013. -176 с.
Харитонова В.И. (отв. ред.) "Свой" этнограф в российском сакральном “поле” // ЭО, 2010, №3.
Barley N. The Innocent Anthropologist: Notes from a Mud Hut. Harmondsworth: Penguin, 1983.
Antonius C.G. Robben and Jeffrey A. Sluka (eds.) Ethnographic Fieldwork: An Anthropological Reader. Blackwell Publ. (любое издание)


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика