Слайд 1
ВВЕДЕНИЕ В ВОЗРАСТНУЮ ПСИХОЛОГИЮ.
ПРОБЛЕМА ПЕРИОДИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Слайд 2
Возраст – это качественно своеобразный период физического, психологического или поведенческого развития,
характеризующийся присущими только ему особенностями. Возраст физический психологический Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутр., управляемых и неуправл. факторов. Сензитианый период развития – период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Слайд 4Возрастная психология – это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности
развития человека, возрастную динамику его психики .
Объект изучения возрастной психологии – развивающийся, изменяющийся в онтогенезе нормальный здоровый человек.
Предмет возрастной психологии – возрастные периоды развития, причины и механизмы перехода от одного возрастного периода к другому, общие закономерности и тенденции, темп и направленность психического развития в онтогенезе.
Онтогенез ( от греч on , род. падеж ontos – сущее, genesis - рождение, происхождение) - процесс развития индивидуального организма.
Слайд 5Задачи возрастной психологии
Теоретические задачи возрастной психологии:
1.Изучение движущих сил, источников и
механизмов психического развития на всём протяжении жизненного пути человека;
2. Периодизация психического развития в онтогенезе;
3. Изучение возрастных особенностей и закономерностей протекания (возникновения, становления, изменения, совершенствования, деградации, компенсации) психических процессов (восприятия, памяти, внимания и др.);
4. Установление возрастных возможностей, особенностей, закономерностей осуществления различных видов деятельности, усвоения знаний;
5. Исследования возрастного развития личности, в том числе в конкретных исторических условиях.
Слайд 6Задачи возрастной психологии
Практические задачи возрастной психологии:
1. Определение возрастных норм психических
функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека;
2. Создание службы систематического контроля за ходом психического развития, психического здоровья детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях;
3. Возрастная и клиническая диагностика;
4. Выполнение функции психологического сопровождения, помощи в кризисные периоды жизни человека;
5. Наиболее оптимальная организация учебно-образовательного процесса, непрерывного образования ( в том числе ориентированного на людей среднего и пожилого возраста).
Слайд 7.
Разделы возрастной психологии.
Слайд 8Возрастная психология занимает определенное место в системе общенаучного знания. Она взаимосвязана
с рядом других наук:
1. с непсихологическими дисциплинами:
философия,
методология,
техника и математика,
общая теория систем;
биология, генетика, физиология развития,
этология
культурная антропология и этнология,
социология и социальные дисциплины;
2. с психологическими дисциплинами:
общая психология,
педагогическая психология,
психология личности,
клиническая психология,
социальная психология,
психодиагностика.
Слайд 9. Основные подходы к построению периодизаций.
Существует представление о развитии как
непрерывном процессе, в соответствии с которым в процессе развития невозможно выделить отдельных периодов.
Критерии выделения возрастных периодов
социальная ситуация развития,
ведущая деятельность и
центральное возрастное новообразование.
Социальная ситуация развития - это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой.
Понятие «ведущая деятельность» было введено А.Н. Леонтьевым: деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики.
Новообразование - те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период.
Слайд 10
Л.С.Выготский выделяет в развитии стабильный и критический периоды, указывая на разный
характер протекания в них процессов развития.
Его возрастная периодизация выглядит следующим образом:
кризис новорожденности,
младенческий возраст (2 мес.-1год),
кризис одного года,
раннее детство (1-3 года),
кризис 3 лет,
дошкольный возраст (3 года – 7 лет),
кризис 7 лет,
школьный возраст (8 лет – 12 лет),
кризис 13 лет,
пубертатный возраст (14 – 18 лет),
кризис 17 лет.
Слайд 11
Периодизации развития личности А.В. Петровского.
В соответствии с выделенными основными процессами
в развитии личности А.В. Петровский выделяет три эпохи в развитии личности.
•Эпоха детства – процессы адаптации преобладают над процессами индивидуализации.
•Эпоха отрочества – процессы индивидуализации преобладают над процессами адаптации.
•Эпоха юности – процессы интеграции преобладают над процессами индивидуализации.
Слайд 12
-
Периодизации всего жизненного пути по Э. Эриксону.
0 - 1 год
- раннее младенчество, социальное качество - надежда
Нормальная линия: доверие к людям, к окружающему миру, взаимная любовь, связь ребенок - родитель, удовлетворение потребности в общении с родителями
Аномальная линия: недоверие к людям в результате лишения любви, эмоциональной изоляции ребенка, раннее отлучение от груди
1-3 года - позднее младенчество (ранний возраст), социальное качество - воля
Нормальная лини: самостоятельность, уверенность в себе
Аномальная линия: сомнения в себе, гипертрофированное чувство стыда
3-5 лет - возраст игры, социальное качество- целеустремленность
Нормальная линия: инициативность, активность, живое воображение, подражание взрослому, признаки полоролевого поведения
Аномальная линия: чувство вины, пассивность, отсутствие инициативы, отсутствие признаков полоролевого поведения
Слайд 135-11 лет среднее детство, социальное качество- компетентность, стремление к достижению
Нормальная
линия: трудолюбие, развитие познавательных и коммуникативных навыков
Аномальная линия: чувство собственной неполноценности, избегание сложных заданий, ситуаций соревнования, слаборазвитость познавательных и трудовых навыков конформность
11-20 лет половая зрелость, подростничество, юность, социальное качество- верность
Нормальная линия: эгоидентичность (собственная уникальность), жизненное самоопределение поиск себя, формирование мировоззрения, половая поляризация в формах поведения
Аномальная линия: диффузия идентичности (не может найти себя, не знает чего хочет), путаница ролей, смещение временных перспектив, смешение форм полоролевого поведения
Слайд 1420-40 (45) лет ранняя взрослость, социальное качество - любовь
Нормальная линия:
интимность, стремление к контактам с людьми, желание и способность посвятить себя другим людям, рождение и воспитание детей
Аномальная линия: изоляция, избегание других людей (первичные симптомы в изменении психики человека - трудный характер, непредсказуемое поведение)
40 (45) - 60 лет средняя взрослость, социальное качество - забота
Нормальная линия: творчество (особенно в труде), продуктивная и творческая работа над собой и другими
Аномальная линия: застой (особенно в труде), эгоизм, эгоцентризм непродуктивность в работе, ранняя инвалидность
Слайд 15Периодизация Д. В. Эльконина
1. Младенческий возраст (0-1 год).
Ведущий вид деятельности
– непосредственно-эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т. е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.
2. Раннее детство (1-3 года).
Ведущая деятельность — предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве с взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.
а
Слайд 16Периодизация Д. В. Эльконина
3. Дошкольный возраст (3-7 лет).
Ведущая деятельность -
ролевая игра, в процессе которой ребенок овладевает «фундаментальными смыслами человеческой деятельности». Здесь же формируются такие новообразования, как стремление к общественно значимой и общественно - оцениваемой деятельности, что характеризует готовность ребенка к начальному обучению.
4. Младший школьный возраст (7-11 лет).
Ведущая деятельность-учение. В процессе учения формируется намять, усваиваются знания о предметах и явлениях внешнего мира. Новообразованиями возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план, рефлексия.
а
Слайд 17Периодизация Д. В. Эльконина
5. Подростковый возраст (11-15 лет).
Ведущая деятельность -
общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно - организационной, трудовой и др.). В этом процессе подросток овладевает навыками общения в разных ситуациях. Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к «взрослости» и самостоятельности и умение подчиняться нормам коллективной жизни.
6. Старший школьный возраст (15-17 лет).
Ведущая деятельность - учебно-профессиональная, в процессе которой формируются такие новообразования, как мировоззрение, профессиональные интересы, самосознание, мечты и идеалы.
Слайд 18Факторы психического развития – это ведущие детерминанты развития человека. Ими принято
считать наследственность, среду и активность.
Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом
Среда – окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования. Среда: социальная (культурные традиции, идеология, религия, система обучения и воспитания, ближайшее окружение); природная (климатические условия, традиционные виды деятельности). Некоторые воздействия среды являются постоянными, некоторые временными.
Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения.
Ни среда, ни наследственность не могут оказать влияние на личность вне ее собственной активности!