Презентация на тему Теория познания и философия науки

Содержание

Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно и осмысленно преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.
Слайды и текст этой презентации

Слайд 11. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации

в различных философских традициях.
2. Проблема субъекта и

объекта познания.
3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.
4. Понятие науки. Наука как деятельность, социальный институт и система знаний.

Лекция 8. Теория познания и философия науки

1. Проблема познаваемости мира и ее интерпретации в различных философских традициях. 2.

Слайд 2Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную

среду обитания, а также целесообразно и осмысленно

преобразовывать ее, человек должен получать адекватное и истинное знание об этой среде, о ее свойствах, отношениях, законах.

1. Проблема познаваемости мира

Чтобы успешно интегрироваться в природную и социальную среду обитания, а также целесообразно

Слайд 3Познание – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности

человека, направленная на получение и развитие достоверных

знаний о действительности.

1. Проблема познаваемости мира

Познание – это социально-организованная форма духовно-творческой деятельности человека, направленная на получение и

Слайд 4Суть познавательного отношения человека к миру заключается

в вопросе о принципиальной возможности адекватного воспроизведения

субъектом сущностных характеристик действительности в знании.

1. Проблема познаваемости мира

Суть познавательного отношения человека к миру заключается в вопросе о принципиальной возможности

Слайд 5В зависимости от того или иного решения

этого вопроса в классической философии выделялись: гносеологический

оптимизм, скептицизм, агностицизм.

1. Проблема познаваемости мира

В зависимости от того или иного решения этого вопроса в классической философии

Слайд 6Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма (Аристотель, Ф.

Бэкон, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс

и другие), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что в наших знаниях адекватно отражаются объекты исследуемой реальности.

1. Проблема познаваемости мира

Философы, представляющие позицию гносеологического оптимизма (Аристотель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г. Гегель,

Слайд 7В IV в. до н. э. древнегреческий

философ Пиррон обосновал позицию эпистемологического скептицизма, в

которой познавательные способности человеческого разума подвергались принципиальному сомнению.

1. Проблема познаваемости мира

В IV в. до н. э. древнегреческий философ Пиррон обосновал позицию эпистемологического

Слайд 8Скептические идеи стимулировали появление концепции агностицизма (греч.

«a» – отрицание, gnosis – знание), согласно

которой мир объектов принципиально непознаваем и человеку доступно лишь субъективно опосредованное знание.

1. Проблема познаваемости мира

Скептические идеи стимулировали появление концепции агностицизма (греч. «a» – отрицание, gnosis –

Слайд 9К середине XIX в. учение о познании

стало пониматься как особая философская дисциплина –

теория познания, или гносеология (греч. gnosis – знание, logos – учение).

1. Проблема познаваемости мира

К середине XIX в. учение о познании стало пониматься как особая философская

Слайд 10Основной задачей теории познания является раскрытие познавательных

способностей субъекта, обеспечивающих ему возможность достижения истинного

знания об объекте.

2. Проблема субъекта и объекта познания.

Основной задачей теории познания является раскрытие познавательных способностей субъекта, обеспечивающих ему возможность

Слайд 11Субъект познания – человек как носитель сознания,

для которого характерны определенные познавательные способности (чувственность,

рассудок, воля, память, воображение, интуиция и др.).

2. Проблема субъекта и объекта познания.

Субъект познания – человек как носитель сознания, для которого характерны определенные познавательные

Слайд 12Объект познания в большинстве классических концепций рассматривается

как фрагмент реальности, на который направлена познавательная

активность субъекта.

2. Проблема субъекта и объекта познания.

Объект познания в большинстве классических концепций рассматривается как фрагмент реальности, на который

Слайд 13В истории классической философии можно выделить четыре

гносеологические программы, каждая из которых обосновывала свое

понимание природы субъект-объектных отношений, специфическую интерпретацию статуса и роли субъекта познания.

2. Проблема субъекта и объекта познания.

В истории классической философии можно выделить четыре гносеологические программы, каждая из которых

Слайд 14Наивно-реалистическая теория познания (Ж. Ламетри, П. Гольбах,

Д. Дидро, Л. Фейербах и другие).
Субъект

познания трактуется как антропологический субъект, т. е. естественноприродный человек, биологический индивид, познавательные способности которого являются результатом естественной эволюции природы.

2. Проблема субъекта и объекта познания.

Наивно-реалистическая теория познания (Ж. Ламетри, П. Гольбах, Д. Дидро, Л. Фейербах и

Слайд 15Гносеологическая программа идеалистического эмпиризма (Д. Юм, Дж.

Беркли, Э. Мах, Р. Авенариус).
Субъект познания

интерпретируется как совокупность познавательных способностей, в основе которых лежат формы чувственного опыта (ощущения, восприятия, представления).

2. Проблема субъекта и объекта познания.

Гносеологическая программа идеалистического эмпиризма (Д. Юм, Дж. Беркли, Э. Мах, Р. Авенариус).

Слайд 16Программа трансцендентальной гносеологии (И. Кант).
Объекты познания существуют

как результат активного их конструирования в творческой

деятельности субъекта.

2. Проблема субъекта и объекта познания.

Программа трансцендентальной гносеологии (И. Кант). Объекты познания существуют как результат активного их

Слайд 17Социокультурная программа в теории познания (объективно-идеалистическая философия

Гегеля; марксистская диалектико-материалистическая гносеология).
Субъект познания трактуется

как социально-исторический субъект, т. е. продукт (результат) социально-исторического опыта, накопленного в процессе развития предметно-практической и теоретико-познавательной деятельности.

2. Проблема субъекта и объекта познания.

Социокультурная программа в теории познания (объективно-идеалистическая философия Гегеля; марксистская диалектико-материалистическая гносеология).

Слайд 18В качестве важнейших программ постклассической гносеологии выделяют:

экзистенциально-феноменологическую, биопсихологическую, аналитическую, герменевтическую.
2. Проблема субъекта

и объекта познания.
В качестве важнейших программ постклассической гносеологии выделяют: экзистенциально-феноменологическую, биопсихологическую, аналитическую, герменевтическую.

Слайд 19Особенности программ постклассической гносеологии:
а) отказ от принципа

субъект-объектной оппозиции;
б) акцент на анализе вопроса о

природе субъективности как неотъемлемой характеристики всякого события, происходящего в мире;

2. Проблема субъекта и объекта познания.

Особенности программ постклассической гносеологии: а) отказ от принципа субъект-объектной оппозиции; б) акцент

Слайд 20Особенности программ постклассической гносеологии:
в) переосмысление проблемы истины

в познании и замещение ее конвенциональными и

инструментально-прагматическими критериями оценки знаний и познавательных процедур;
г) исследование прагматических функций языка и речи.

2. Проблема субъекта и объекта познания.

Особенности программ постклассической гносеологии: в) переосмысление проблемы истины в познании и замещение

Слайд 21В структуре познавательного процесса обычно выделяют два

базовых уровня:
чувственное познание и
рациональное познание.


3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

В структуре познавательного процесса обычно выделяют два базовых уровня:  чувственное познание

Слайд 22Реализуясь в чувственно-предметной деятельности, живое созерцание как

первый уровень в структуре познания осуществляется в

трех основных взаимосвязанных формах: ощущениях, восприятиях и представлениях.

3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

Реализуясь в чувственно-предметной деятельности, живое созерцание как первый уровень в структуре познания

Слайд 23Ощущение – это субъективный образ отдельных сторон

и свойств предметов, непосредственно воздействующих на органы

чувств познающего субъекта.

3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

Ощущение – это субъективный образ отдельных сторон и свойств предметов, непосредственно воздействующих

Слайд 24Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно

данный субъекту в акте чувственного познания и

представляющий собой синтез различных ощущений.

3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

Восприятие – это целостный образ предмета, непосредственно данный субъекту в акте чувственного

Слайд 25Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета,

не воспринимаемый в данный момент времени и

удерживаемый в сознании субъекта благодаря механизму памяти.

3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

Представление – это обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, не воспринимаемый в данный момент

Слайд 26Одна из центральных проблем чувственного познания связана

с вопросом о природе и механизмах формирования

субъективного (идеального) образа.

3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

Одна из центральных проблем чувственного познания связана с вопросом о природе и

Слайд 27Основные формы рационального познания:
понятие,
суждение,
умозаключение.


3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

Основные формы рационального познания:  понятие,  суждение,  умозаключение.  3.

Слайд 28Понятие – форма мышления, фиксирующая общие, закономерные

связи, существенные свойства и признаки явлений, которые

выражаются в языке в виде определений (дефиниций).

3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

Понятие – форма мышления, фиксирующая общие, закономерные связи, существенные свойства и признаки

Слайд 29Суждение – форма мышления, выраженная посредством высказывания,

в котором фиксируется истинностная оценка определенного события

или положения дел.

3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

Суждение – форма мышления, выраженная посредством высказывания, в котором фиксируется истинностная оценка

Слайд 30Умозаключение – форма мышления, посредством которой на

основе одного или нескольких принятых суждений выводится

новое.

3. Структура и основные характеристики познавательного процесса.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой на основе одного или нескольких принятых

Слайд 31Наука – это специфическая форма познавательной деятельности,

направленная на достижение нового знания, осуществляемая научным

сообществом в конкретных социокультурных условиях.

4. Понятие науки.

Наука – это специфическая форма познавательной деятельности, направленная на достижение нового знания,

Слайд 32Наука, рассматриваемая как деятельность, предполагает вычленение структуры

деятельности, в которой выделяются субъектная и предметная

структуры.

4. Понятие науки.

Наука, рассматриваемая как деятельность, предполагает вычленение структуры деятельности, в которой выделяются субъектная

Слайд 33Основные формы знания – факт и теория.

Понятие факта используется, по крайней мере, в

двух значениях. Во-первых, для обозначения события (явления), которое имело место в определенном культурном пространстве; во-вторых, этим понятием обозначается знание о том, что то или иное событие (явление) действительно состоялось.

4. Понятие науки.

Основные формы знания – факт и теория. Понятие факта используется, по крайней

Слайд 34Теория – такая форма научного знания, которая

представляет собой непротиворечивую систему идей, раскрывающую сущностные

и закономерные связи действительности, на основе которой осуществляется объяснение и предвидение.

4. Понятие науки.

Теория – такая форма научного знания, которая представляет собой непротиворечивую систему идей,

Слайд 35Основой научного знания является знание обыденное, или

здравый смысл.
4. Понятие науки.

Основой научного знания является знание обыденное, или здравый смысл. 4. Понятие науки.

Слайд 36Институциализация науки (функционирование науки как социального института)

связана с появлением системы учреждений, научных сообществ,

внутри которых существуют различные формы коммуникации, утверждаются этические правила и нормы, регулирующие научный поиск.

4. Понятие науки.

Институциализация науки (функционирование науки как социального института) связана с появлением системы учреждений,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика