Теоретические основы тренинга презентация

Содержание

Различные подходы к определению тренинга Психологический тренинг Группа методов развития способностей к обучению и овладению любым сложным видом деятельности (Ю.Н. Емельянов). Способ перепрограммирования имеющейся у человека модели

Слайд 1ШКОЛА ТРЕНИНГА
Ступень 1. «Я – тренер»
Теоретические основы тренинга
к.пс.н., доцент О.В. Ванновская


Слайд 2Различные подходы к определению тренинга
Психологический тренинг
Группа методов развития способностей к обучению
и

овладению любым сложным видом деятельности
(Ю.Н. Емельянов).

Способ перепрограммирования имеющейся у человека модели управления по ведением и деятельностью (M. Cenin).

Часть планируемой активности организации, направленной на увеличение профессиональных знаний и умений, либо на модификацию аттитюдов и социального поведения персонала способами, сочетающимися с целями организации и требованиями деятельности (F.G. Landy).

Средство воздействия, направленное на развитие знаний, социальных установок, умений и опыта в области межличностного общения. Средство психологического общения (Л.А. Петровская).

Метод группового консультирования (Б.Д. Парыгин).

Многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека. (С.И. Макшанов).


Слайд 3Эффект
«маятника»
Эффект
«волны»
Эффект
«синергии»
(1 + 1 > 2)
Эффект
конформизма
Эффект
«ореола»
Эффект
подражания
Эффект
«мы и они»
Эффект
социальной
фасилитации
Эффект
принадлежности
к группе
(групповая
идентичность)
Эффект
Группового
фаворитизма
Эффект
группового
эгоизма
Групповой
эффект
Эффект
«пульсара»


Слайд 4Эффект социальной
Фасилитации
Эффект «мы и они»
Эффект конформизма
Эффект «ореола»
Эффект подражания
Установка на принадлежностьк

определенной группе. Эта установка состоит из трех компонентов – когнитивного,
эмоционального и поведенческого и регулирует поведение
человека в группе.

Усиление доминантных реакций в присутствии других людей.

Эффект «синергии»
(1 + 1 > 2)

Эффект принадлежности
к группе:
(групповая идентичность)

Прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает
при объединении людей в целостную группу и выражается в
групповом результате, который повышает сумму
Индивидуальных результатов, т.е. отвечает требованию 1 + 1 > 2.

Изменение поведения или мнения человека в результате
Реального или воображаемого давления группы.

Следование общим образцам поведения, примерам, эталонам,
стереотипам, принятым в группе.

Влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности
специфической установки, имеющейся у одного человека
по отношению к другому.

Чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы»)соответственно чувство отстраненности от
других, размежевания с другими группами (эффект «они»).

Сущность происходящего процесса групповых эффектов


Слайд 5Сущность происходящего процесса групповых эффектов
Эффект группового
Эгоизма:
Эффект
группового
Фаворитизма:
Тенденция каким-либо Образом Благоприятствовать членам
своей

Группы в противовес членам другой группы.

Направленность групповых интересов, целей и норм поведения
против интересов и целей, норм поведения отдельных членов
группы или всего общества.

Эффект
«маятника»

Циклическое чередование групповых эмоциональных состояний
стенического и астенического характера.

Эффект
«волны»

Распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Новая идея
зарождается в голове одного человека, он делится ею со своим ближайшим
окружением, которое обсуждает, корректирует, дополняет и развивает
предложенную идею. Затем идея распространяется и среди других
членов группы и т.д.

Эффект
«пульсара»

Изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов.


Слайд 6Принципы тренинга
Принципы создания
среды тренинга
Системная
детерминация;
Реалистичность;
Избыточность.
Принципы поведения участников
тренинга
Активность; исследовательская
и творческая позиция;
субъект-субъектное
общение; объективация поведения;
искренность;

«здесь и теперь».

Организационные
Принципы
Физическая закрытость;
Комплектование групп
(гомогенность-гетерогенность);
Пространственно-временная
организация.

Этические принципы
Конфиденциаль-
ность; соответствие заявленных
Целей тренинга его
содержанию; ненанесение
ущерба.


Слайд 7Методические средства тренинга
1. Техники представления информации.
короткие лекции,
систематические обзоры,
программированные инструкции,
дискуссии,
рисуночные техники,
видеолекции,
видеоиллюстрации,
анализ оценок

и самооценок,
модерация.
2. Имитационные техники.
психодрама,
социодрама,
анализ конкретных случаев,
ролевые и операционные (деловые) игры,
медитация,
медитативные техники,
психогимнастика,
мозговой штурм (брейнсторминг).
3. Техники для создания реальной среды.
выполнение заданий с реальными рисками,
выполнение конкретных профессиональных процедур с реальными партнерами, оборудованием, документацией,
выполнение заданий с незнакомыми людьми,
кратковременные ротации.


Слайд 83. Использование
каких упражнений,
позволит произвести
изменения?
5. Как можно подготовить
группу к выполнению
упражнения?
2. Какие изменения
должны

произойти?

6. Какой будет получен
результат для продвижения
группы в содержательном
плане после выполнения процедуры?

7. Что ведущий будет
делать с полученным
результатом?

С кем хочет
работать ведущий:
- с группой;
- с личностями?

Критерии выбора упражнений

4. Насколько группа будет
готова к выполнению
упражнения?


Слайд 9I этап
Подбор группы
Соблюдение принципа гомогенности-гетерогенности участников группы.
Этот этап выходит за пределы

непосредственного тренинга и предваряет
начало работы в группе.

II этап
Вступительное
слово тренера

Освещаются цели тренинга, определяются основные понятия, рассмат –
риваются организационные вопросы и правила работы группы. Это один
из самых коротких этапов тренинга – не более 15 минут.

III этап
Создание
работоспособности

Длится от 1 до 3 часов. Его цель – создание оптимального для дальней –
шей работы уровня отношений, состояния каждого человека и группы
как целого.

IV этап
Ориентация

Длится от 2 до 6 часов. Имеет задачу конкретизации целей тренинга
каждым участником группы. Результатом этого этапа является создание
мотивации на работу в группе. От успешности прохождения этого этапа
зависит успешность тренинга в целом.

V этап
Изменения
(обучение)

Самый продолжительный этап тренинга. Его цель – осознание, апроби –
рование и тренировка предложенных способов поведения, осознание
своих ресурсов, экспериментирование со своим поведением, поэлемент –
ное усвоение действия от простого к сложному

VI этап
Целостное
действие

Его цель заключается в возможности осознать, что усвоено и на что надо
в дальнейшем обратить внимание участников группы. Этот этап
обеспечивает связь тренинга с будущей информацией и
практическим опытом.

Общая схема ведения тренинга

VII этап
«Чемодан»

Суть этого этапа заключается в том, что каждый участник группы
получает личностную обратную связь, которая позволяет подвести итоги
тренинга и поставить задачи дальнейшего профессионального и
личностного развития.


Слайд 10Стадия
интеграции личных
потребностей и
требований
группы
- требуется установление
более жестких
стандартов к качеству
Продукта
(более конструктивного
по способностям,
распределению

ролей).

Стадия согласия,
сотрудничества и
компромисса
раздражение снижается,
на смену приходит
понимание ценности
соседей по группе,
терпимости к их
недостаткам,
приходит понимание
Необходимости
сотрудничества для
достижения цели.

Стадия конфронтации
и конфликта.
участники
раскрепостились и
перестали сдерживаться,
- критика не продуктивна.

Стадия
ориентации.
- разные цели,
- разные ожидания,
- разный опыт,
- индивидуальное
предпочтение.

Этапы групповой динамики по К. Фопелю


Слайд 11Условия
Конструктивной
обратной
связи
Позитивная
направленность.
Должна быть обращена
на поступки,
характеристики,
проявления личности,
которые реально могут
быть изменены.
Описательный характер.
Оценочная форма

либо вовсе
не информативна, либо
приводит к защитным
реакциям, препятствующим
ее восприятию.

Неотсроченность.
Отсроченная
информация менее
актуальна и сама может
быть искажена фактором
времени.

Релевантность.
Должна быть уместна и
по делу. Она может
оказаться деструктивной,
если не учитываются
потребности личности,
которой она передается.

Специфичность.
Более полезна, когда
относится к конкретному
проявлению или действию
участника, а не к его
поведению в целом.


Слайд 12Личностные
качества
ведущего
Адекватная
самооценка
Сенситивность
Показатели общего
интеллекта, воли и
Коммуникативных
возможностей,
Превышающие
Популяционные
стандарты
Последовательность
и настойчивость в
достижении целей
Устойчивость к
неопределенности
Терпение
Развитый регулятив-
ный

потенциал

Социальная зрелость

Ответственность

Порядочность

Подвижность
реакций

Гибкость и
креативность


Слайд 13Ошибки ведущих
Стремление ведущего
использовать группу в
собственных интересах.
Тенденции к
Манипулированию
группой.
Ориентация на драматич-
ность группового

процесса
как критерий эффектив-
ности работы.

Избыток интерпретаций
происходящего в группе со
стороны ведущего.

Неконструктивные
ограничения проявлений
активности членов группы,
постановка их в жесткие рамки.

Личностная невовлеченность,
отстраненность тренера от
группового процесса.

Наличие у тренера интенсив-
ных неразрешенных
им личностных проблем.

Жесткое следование одной
стратегии.


Слайд 14Литература
Ванновская О.В., Келих В.Р. Методика ведения тренинга. Учебное пособие. – СПб.,

СПбАА, 2007
Вачков И.В. Психологический тренинг. – Эксмо, 2010, 560 с.
Макшанов С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика. – СПб, «Образование», 1997.
Петровская Л.А.: Теоретические и методические вопросы социально-психологического тренинга – М.: МГУ, 1982.
Бакли Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. – СПб: Питер, 2002. – 352 с.
Рудестам К. Групповая психотерапия. – М.: Прогресс, 1993. – 368 с.
Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: «Речь», Институт Тренинга, 2006
Сидоренко Е. В. Технология создания тренинга. От замысла к результату. – СПб.: Изд. РЕЧЬ. – 2008.– 336 с.
Торн К., Маккей Д. Тренинг. Настольная книга тренера - СПб.: Питер, 2008
Фопель Клаус — «Технология ведения тренинга. Теория и практика». – М., Генезис, 2005.






Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика