Слайд 1Статус и функции философии в средневековой европейской культуре. Философия эпохи Возрождения
Слайд 2Предпосылки возникновения средневековой философии:
1. Формирование феодальных отношений.
2. Изменение социальной структуры общества, появление новых
социальных слоев.
3. Христианская церковь в качестве доминирующей силы в обществе, государстве.
4. Признание несомненного авторитета Библии, Священного Писания.
5. Доминирование религиозного мировоззрения.
6. Изменение статуса философии. Постановка философии в подвластное от религии положение, признание философии в качестве «служанки богословия».
Слайд 5Принципы средневековой философии:
Монотеизм;
Теоцентризм;
Креационизм;
Супранатурализм;
Символизм;
Провиденциализм;
Эсхатологизм;
Дуализм души и тела.
Слайд 6Основные этапы средневековой философии:
1. Апологетика (apologeomai – защищаю. II – III
вв. н.э.). Представители: Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген. «Верую, ибо абсурдно» (Тертуллиан).
2. Патристика (patris – отцы, учение «отцов церкви». IV – VIII вв. н.э.). Западная (Аврелий Августин, Боэций). Восточная (Григорий Нисский, Григорий Палама, Василий Великий, Григорий Богослов). «Верую, чтобы понимать» (А. Аврелий).
Слайд 7Основные этапы средневековой философии:
3. Схоластика (sholasticus – школьный, ученый. IX –
XIV вв. н.э.):
- Ранняя схоластика (Эриугена) .
- Зрелая схоластика (Пьер Абеляр).
- Золотой век схоластики (Фома Аквинский).
«Понимаю, чтобы верить» (Пьер Абеляр).
Слайд 8Апологетика
Филон Александрийский
(ок. 25 до н. э.— ок. 50 н. э.).
«О Творении»,
«О херувимах», «Об Аврааме» и др.
Слайд 9
Юстин
(ок. 100—165 гг.)
«О Божественном единодержавии», «Лирник», «К эллинам».
«Я христианин и,
гордясь, признаю себя таковым. Теория Платона несовместима с христианской, и никогда более не цвесть им вместе, как не совместима она ни с какой другой, ни стоической, ни поэтической, ни прозаической».
Слайд 10
Ориген
(ок. 185— ок. 254).
«Увещание к мученичеству», «Трактат о демонах», «О молитве»
и т.д.
Слайд 11
Тертуллиан
(155/165 — 220/240).
«Апологетик», «К язычникам» , «О зрелищах», «Об идолопоклонстве», «О
женском убранстве», «К жене», «О крещении», «О молитве», «О плоти Христа» и др.
Слайд 12Патристика
Аврелий Августин (354 – 430)
«Исповедь», «О граде Божьем», «О Троице»
и др.
Слайд 19Схоластика
Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109)
«Cur Deus Homo»
Слайд 20
Фома Аквинский (1225 -1274)
«О существовании и сущности»,
«Сумма теологии», «Сумма
против
язычников» и др.
Доказательства бытия Бога:
1. Доказательство через движение.
2. Доказательство через производящую причину.
3. Доказательство через необходимость.
4. Доказательство от степеней бытия.
5. Доказательство через целевую причину.
Слайд 21Дилемма номинализма и реализма
Реализм (Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский): общее
– первично.
Vs.
Номинализм (У. Оккам, Р. Бэкон): первичны вещи.
Концептуализм (П. Абеляр).
Слайд 28Этапы Возрождения:
1. Гуманистический (14-п.п.15 вв).
2. Философский неоплатонизм (в.п.15 в.).
3. Натурфилософский этап
(к. 15-16 вв.).