Специфика познавательных процессов презентация

Содержание

План лекции: Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов Память, внимание, мышление, воображение, речь: сущность, классификация и особенности познавательных процессов.

Слайд 1Лекция 3
Специфика познавательных процессов


Слайд 2План лекции:
Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов
Память, внимание, мышление, воображение, речь: сущность,

классификация и особенности познавательных процессов.

Слайд 3Список рекомендуемой литературы:
Кумкин А.Н. Основы психологии и педагогики. Севастополь, 2000 г.-

раздел 1.
Кумкин А.Н. Психология: Учеб.-метод. Пособие. – Севастополь: СНИЯЭиП, 2005 г.
Кумкин А.Н, Ерош И.Д. Психология и педагогика в плакатах и схемах. Севастополь: СНУЯЭиП,
2000 г.
Кумкин А.Н., Косцова М.В. Тесты и тестовые задания по психологии: учебно-методическое пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2008.
Кумкин А.Н., Косцова М.В. Психология: I раздел. Общая психология: учеб. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2011. – 124 с.: ил.
Психологическая характеристика личности студента - метод. пособие. – Севастополь: СНУЯЭиП, 2013.- 72 с.


Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов
Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2016. – С.163 -354.



Слайд 4Структура психики:


Слайд 5II сигнальные системы
I – образы, чувственные образы
II – слова, вербально –символичная

реальность

Слайд 61. Познавательные психические процессы
Ощущение; Мышление;
Восприятие; Воображение; Речь
Представление;



Память;
Внимание.


Слайд 7Ощущение - это
отражение конкретных отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений

материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. Анализатор – материальная основа ощущений.

Слайд 8«Сенсорные образы»
физика
физиология
психология


Слайд 9Классификация ощущений:
1) по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем,

вызывающим ощущение - дистантные и контактные;
2) по месту расположения рецепторов:
пропреоцептивные (дают информацию о мышечной системе);
интероцептивные (дают информацию о состоянии внутренних органов);
специфические виды ощущений, несущих информацию о времени, ускорении, вибрации и т.д.

Слайд 10Виды ощущений:
3) Виды ощущений многообразны: осязательные, зрительные, вибрационные, обонятельные и т.д.

Качественная особенность тех или иных ощущений называется их модальностью


Слайд 12Психофизиологические закономерности:
Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе и

продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией.
Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации.
Адаптация к одним раздражителям происходит быстро, к другим – медленнее.

Слайд 13Сенсибилизация
Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внутренних (психических) факторов называется сенсибилизацией (от

лат. sensibilis – чувствительный).

1) взаимодействием ощущений
2) физиологическими факторами (состоянием организма, введением в организм тех или иных веществ; например, для повышения зрительной чувствительности существенное значение имеет витамин А;
3) ожиданием того или иного воздействия, его значимостью, специальной установкой на различение раздражителей;
4) упражнением, опытом (так, дегустаторы, специально упражняя вкусовую и обонятельную чувствительность, различают разнообразные сорта вин, чая и мог даже определить, когда и где изготовлен продукт).


Слайд 14Сильное возбуждение одних анализаторов всегда понижает чувствительность других. Это явление называется

десенсибилизацией

Слайд 15Пороги ощущений – качественные показатели чувствительности анализатора
Наряду с этим все виды

ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям.
Пороги ощущений — качественные показатели чувствительности анализатора
Нужна известная минимальная интенсивность раздражителя для того, чтобы вызвать ощущение - . <нижним абсолютным порогом>.
Верхний абсолютный порог>,
т. е. максимальная интенсивность, возможная для ощущения данного качества.

Слайд 16Восприятие - это
сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной

реальности и ориентировку в окружающем мире.

Слайд 17Четыре уровня перцептивного действия:
обнаружение, различение, идентификация, опознание и объективизация


Слайд 18Классификация основных видов восприятия
По модальности:
Зрительное;
Слуховое;
Осязательное;
Обонятельное;
Вкусовое восприятие;
По форме существования материи:
Восприятие пространства;
Восприятие времени;
Восприятие

движения.

Слайд 19Зрительные иллюзии Соотношение фигуры и фона



Слайд 21«..ек..и.ест.о»


Слайд 22«эле...ич...во»


Слайд 23Свойства восприятия:
ОСМЫСЛЕННОСТЬ - человек осознаёт, понимает то, что воспринимается.
ПРЕДМЕТНОСТЬ - психические

образы человек осознаёт не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.
ЦЕЛОСТНОСТЬ - в предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости.
СТРУКТУРНОСТЬ- человек узнаёт различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков.
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ - из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений, он выделяет в данный момент лишь некоторые из них.
КОНСТАНТНОСТЬ - одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещённости, с разных точек зрения, с разного расстояния и т.п.

Слайд 24Апперцепция — зависимость восприятия от личности воспринимающего субъекта


Слайд 25Представление - это
психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный

момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта.

Слайд 26Характеристики представления:
Наглядность
(чувственно-наглядные образы действительности)
Фрагментарность;
Неустойчивость и непостоянство.
Обобщенные образы.
И.П. Павлов: «Представление –является

первыми
сигналами, на основе которых человек осуществляет
свою Со деятельность»

Слайд 27Память —
форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении

прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Запоминание
Сохранение
Воспроизведение
и узнавание
Забывание
Амнезия

Основные процессы памяти:


Слайд 28Виды памяти:
Краткосрочная
(оперативная)
Долгосрочная
Произвольная
(специально заучивается)
Непроизвольная:
информация
заучивается
сама собой


Слайд 29125 000 000 мегабайтов 
Один нейрон может сохранить 105 битов
18 млн.диском CD-ROM 



Слайд 30Сколько слов Вы можете запомнить?
Девять
Обмен
Камера
Кольцо
Жажда
Штепсель
Лампа
Яблоко
Стол
Маятник
Армия
Банк
Огонь
Держатель
Червяк
Часы
Лошадь
Цвет
Ребенок
Меч
Стол
Держать
Искать
Скала
Птица


Слайд 31Аристотель: принцип ассоциации
Аристотель, И. Сеченов, И. Павлов –
«ассоциации – временная

связь,
возникающая в результате
Действия или раздражителей» (И. Павлов)

Слайд 32Экспериментальная кривая забывания, полученная немецким психологом Германом Эббингаузом (1850-1909).
Основное «забывание»

происходит в период, следующий непосредственно за заучиванием –
в этот период теряется наибольший объем материала.




Слайд 33Б.В. Зейгарник


Слайд 34Теории памяти:
А. Бине и К. Бюлер
«Смысловая теория памяти»
Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев:


Слайд 35
«Эффект края» — явление, которое состояло в том, что элементы, находившиеся

в начале и конце стимульного ряда, запоминались быстрее, чем элементы, находившиеся в середине;
Заучивание в целом эффективнее заучивания по частям;
Если испытуемый знает, что выученный материал пригодится, запоминается лучше.

Трудность заучивания пропорциональна объему или длине стимульного ряда (например, ряду слогов); С увеличением повторений скорость заучивания уменьшается.
Осмысленный материал запоминается в 9 раз быстрее.

ОСОБЕННОСТИ МНЕМОТЕХНИКИ (ЗАПОМИНАНИЯ):


Слайд 36Внимание - это состояние направленности и сосредоточенности сознания на каких-либо объектах

с одновременным отвлечением от всего остального.

Под направленностью понимается селективный, избирательный характер протекания познавательной деятельности.

Под сосредоточенностью подразумевается удержание внимания на одном объекте, игнорирование остальных объектов.

Виды внимания:
непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.


Слайд 37НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ -
непреднамеренное, пассивное, эмоциональное.
Существует связь между объектом внимания


и эмоциями,
интересами, потребностями человека.

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ зависит
не от особенностей объекта,
а от поставленной личностью цели, задачи.

ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ – это внимание,
возникающее на основе произвольного,
после него, когда для его поддержания
уже не требуется волевых усилий.


Слайд 38Свойства внимания:
Сосредоточенность внимания (концентрация) внимания на одних объектах и его отвлечение

от других

Устойчивость внимания проявляется в способности в течении длительного времени сохранять состояние внимания на каком – либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание.

Переключаемость внимания - перевод с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной.

Распределение внимания – способность рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий.

Объем внимания –определяется количеством информации, одновременно (одномоментно) сохранять в сфере повышенного внимания человека.


Слайд 39Таблица Шульте
ЭР = (Т1 + Т2 + Т3 + Т4 + Т5) / 5,


Слайд 40Степень врабатываемости (ВР) вычисляется по формуле:
ВР= Т1 / ЭР
Результат меньше 1,0 –
показатель

хорошей врабатываемости,
соответственно,
чем выше 1,0 данный показатель,
тем больше испытуемому требуется
подготовка к основной работе.
Психическая устойчивость (выносливость)
вычисляется по формуле:
ПУ= Т4 / ЭР
Показатель результата меньше 1,0
говорит о хорошей психической устойчивости,
соответственно,
чем выше данный показатель,
тем хуже психическая устойчивость
испытуемого к выполнению заданий.

Слайд 41Мышление —
это наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи

и отношения между познаваемыми объектами.
Важно отметить еще две особенности мышления:
Связь с действием.
Связь с речью. Человеческое мышление — это речевое мышление.

Слайд 42Функция мышления -
расширение границ познания путём выхода за пределы чувственного

восприятия.
Задача мышления — раскрытие отношений между предметами, выявление связей и отделение их от случайных совпадений.



Слайд 43ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ
По форме
ПО СТЕПЕНИ
НОВИЗНЫ И
ОРИГИНАЛЬНОСТИ
ПО ХАРАКТЕРУ
РЕШАЕМЫХ
ЗАДАЧ
ПО СТЕПЕНИ
РАЗВЕРНУТОСТИ
НАГЛЯДНО-
ДЕЙСТВЕННОЕ

Наглядно-образное

Абстрактно-логическое
Репродуктивное
(воспроизводящее)

Продуктивное
(творческое)




Теоретическое


Практическое




Дискурсивное



интуитивное






Слайд 44Виды мышления
Наглядно-действенное мышление:
Наглядно-образное мышление

оперирование
«действиями»
Словесно-логическое
(абстрактное)

мышление


оперирование
образами

Оперирование
символами -


Слайд 45Основные мыслительные операции
мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких

различных явлениях или ситуациях

мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного

Выделение существенных свойств предмета при отвлечении от несущественных

мысленное соотнесение, сопоставление, установление связи между различными элементами

мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих элементов, частей, моментов, сторон

Мыслительные операции


Слайд 46Речь и ее функции:
Через речь психология и опыт одного человека

становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер
Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека.

Слайд 47
Важно отличать язык от речи
Язык – это система условных символов, с

помощью которых передаются сочетания звуков, имеющие для людей определенные значение и смысл.

Речь же – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением.

Связывающим звеном между языком и речью выступает значение слова. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи.

Слайд 48Соотношение мышления и речи
Мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально

они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция.

В свою очередь есть виды мышления, которые не связаны с речью, например наглядно – действенное, или практическое, мышление у животных.

У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутренние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением.

В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовывается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.

Слайд 49Воображение:
— это психический процесс создания нового в форме образа, представления или

идеи.
Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Непроизвольные формы
воображения:
галлюцинации

Произвольные
формы воображения:
мечта,
репродуктивное (воссоздающее)
и продуктивное (творческое).

Ben Goosens и его фото-галлюцинации


Слайд 50Интеллект – как совокупность умственных действий, направленных на адаптацию.
МОДЕЛЬ ДЖ. ГИЛФОРДА



Слайд 51Конвергентное
мышление


Слайд 52Коэффициент интеллектуальности (IQ)
- количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления

индивида по сравнению с выборкой, на которой проходила стандартизация интеллектуального теста.

Слайд 54Этапы развития мышления
по Ж. Пиаже


Слайд 55Общие характеристики познавательной сферы человека:
Познавательные процессы – ощущение, восприятие, мышление, воображение,

память – формируют информационную базу, ориентировочную основу психики.
С помощью познавательных процессов человек получает и осмысливает информацию, отображает объективный мир, преобразуя его в субъективный образ.
Таким образом, познавательные процессы – это различные по сложности и адекватности уровни отражения реальности, которые образуют систему, индивидуальную для каждого человека.

Слайд 56Задание на П/з № 1: будет в библиотеке, комп. зале, взять

читательский билет!

Знать сущность, свойства и виды психических познавательных процессов.
Подготовиться к психодиагностике личностных особенностей.
http://www.voppsy.ru/dictionary.htm
Индивидуальное задание «Анализ авторской теории личности».



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика