Слайд 1Специфика и основные представители
Немецкой философии XVIII-XIX вв.
I. Классическая немецкая философия:
Иммануил
Кант,
Иоганн Фихте,
Фридрих Шеллинг,
Георг Гегель,
Людвиг Фейербах
II. Неклассическая немецкая философия:
Артур Шопенгауэр,
Карл Маркс,
Фридрих Ницше
Логическое продолжение философии эпохи Просвещения XVIII в.;
Осмысление опыта Французской революции – идеализм и рационализм;
Ключевой вклад в развитие философии науки (законы диалектики);
Антропоцентризм и материализм.
Борьба с идеями просветителей и немецких классиков – иррационализм и волюнтаризм (А. Шопенгауэр);
Развитие материалистической, атеистической философии (К. Маркс);
«Философия жизни» Ницше, его антихристианская этика.
Слайд 2Специфика и основная проблематика
классической немецкой философии
Философия Просвещения сумела реализоваться
практически — в лозунгах и идеалах Великой Французской революции 1789 — 1794 гг., в государствообразующих документах, манифестах и т.д.
Принципиально новым этапом ее развития стало творчество немецких классиков конца XVIII — начала XIX вв. — Иммануила Канта (1724-1804), Иоганна Готлиба Фихте (1762-1814), Фридриха Вильгельма Шеллинга (1775-1854), Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831), Людвига Андреаса Фейербаха (1804-1872).
С ними в философию пришли темы исторического движения; диалектики (развития) общества, науки; активности познающего субъекта, новое осмысление вопросов онтологии, гносеологии и этики.
Слайд 3Общие черты немецкой классической философии:
1) рационализм, унаследованный от философов эпохи Просвещения.
Для всех немецких философов-идеалистов XIX в. характерным было убеждение, согласно которому достаточно глубоко познать и переосмыслить действительность, чтобы ее оправдать; философским переосмыслением может быть оправдана и религия;
2) критика всеми представителями немецкой классики материализма XVIII в. за его механицизм;
3) разработка диалектического метода мышления (Кузанский, Лейбниц, Гете);
4) критика созерцательного характера предшествующего материализма и разработка принципа деятельности, активности. Подчеркивание творческой активности теоретического мышления;
5) стремление преодолеть антиисторизм предшествующей философии, разработка философии истории и поиск объективных оснований для периодизации истории;
6) критика традиционной рассудочной метафизики, стремление превратить философию в позитивную науку.
Слайд 4
Иммануил Кант: Разум диктует вещам, какими им быть.
Иоганн Фихте: Разум –
абсолютно свободная, ничем не ограниченная порождающая сила.
Георг Гегель: Природа, человек и история – формы саморазвивающегося Абсолютного духа.
Людвиг Фейербах: Разум – свойство человека.
Слайд 5Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей
и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
1) Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры: философия призвана быть критической совестью культуры, "конфронтирующим сознанием", "душой" культуры;
Гегель: "Философия есть... современная ей эпоха, постигнутая в мышлении".
2) Философия как строгая и систематическая наука, ориентируется на научные образцы и стремится строить себя как науку. Однако философия не просто опирается на науку, подчиняясь критериям научности (предмет, метод, понятийный аппарат), но и сама дает науке и научности широкие гуманистические и методологические ориентации.
3) в своем рассмотрении человека и истории эта философия четко и ясно сконцентрирована вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей. При этом она не просто прокламирует гуманистические принципы, но и пыталась проанализировать противоречия и трудности, которые возникали на пути реализации, воплощения в жизнь этих принципов.
Слайд 64) Классики немецкой мысли стремятся рассуждать о человеке, исследуя различные формы
человеческой деятельности, в том числе социальную жизнедеятельность человека. Они размышляют об обществе, общественном человеке в рамках философии права, нравственности, всемирной истории, искусства, религии.
5) новый, по отношению к метафизике, метод мышления и познания — метод диалектический, применимый к исследованию всех областей человеческой жизни: мира природы, общества и человека, познания, науки, культуры, нравственности.
Гегель: «…Все конечное, вместо того, чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще».
6) к истории и ее пониманию прилагаются рациональные мерки и критерии: историческое развитие предполагается исследовать не с помощью прозрения — интуиции, а научно-теоретически; считается возможным выделить некоторые закономерности истории.
Законы истории понимались как принципы исторической "разумности". Вместе с тем, немецкие философы полагали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, побуждения людей, т.е. идеальные мотивы, объединяемые в понятия сознания, "духа"', мышления, познания, центральных для немецкой классической философии.
Слайд 71. Что я могу знать? – Или каковы познавательные возможности рода
человеческого (познавательный тип отношения человека к миру).
2. Что я должен делать? – Иначе говоря, что я должен делать, чтобы быть человеком и жить достойно (практический тип отношения человека к миру).
3. На что я смею надеяться? – Это вопрос о ценностях и идеалах (ценностный тип отношения человека к миру).
Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 – 1804) – великий немецкий философ, профессор
(а также ректор) Кенигсбергского университета. На вопрос, кого из новейших философов он считает самым выдающимся, немецкий писатель и поэт Иоганн Вольфганг Гёте (1749 – 1832) ответил: «Кант – самый выдающийся, вне всякого сомнения. И именно его учение продолжало влиять и, впоследствии, и глубже всего проникло в нашу немецкую культуру. Он повлиял и на вас, хотя вы и не читали его».
Слайд 8Творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
докритический (до
начала 70-х гг. XVIII в.) и критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).
Докритический период: философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и бытия природы.
Научные выводы Канта были революционными для его эпохи.
Он пришел к выводу о том, что:
1) Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате вращения данного об-лака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц (данная гипотеза, изложенная Кантом в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в настоящее время известна как гипотеза Канта–Лапласа);
2) природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна; она находится в постоянном изменении и развитии; движение и покой относительны;
3) все живое на земле, в том числе и человек, является результатом естественной биологической эволюции.
Слайд 9В критический период своего философского творчества И. Кант обратился к вопросам
деятельности разума и познания, механизмов познания, границ познания, логики, этики, социальной философии.
Свое наименование «критический период» получил в связи с названием вышедших в то время трех его фундаментальных философских произведений:
«Критика чистого разума» (учение о познании),
«Критика практического разума» (учение об этике)
«Критика способности суждения» (трактат, посвященный эстетике и целесообразности).
Учение И. Канта о познании:
1. «чистый разум» – сознание, осуществляющее мыслительную деятельность и познание.
2. Каким образом можем мы познавать находящиеся вне нас и от нас независимые вещи или предметы?
познание возможно потому, что мы познаем не вещи сами по себе (ноумены), а их явление в нашем сознании (феномены), обусловленное не чем-нибудь внешним, а формами и категориями нашей собственной умственной деятельности.
3. В ходе процесса познания разум наталкивается на две непроницаемые границы:
а) собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия – антиномии;
б) внешние границы – внутреннюю сущность вещей в себе.
Слайд 10Человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы окружающего мира, по Канту, имеет
свою структуру, которая включает в себя:
чувственность – первый уровень сознания. Ее формами является пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.
рассудок – следующий уровень сознания, формами которого являются категории, т.е. предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в «системе координат» пространства и времени (например, количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.);
разум – высший уровень сознания, формами которого являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др. Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.
Слайд 11В «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат
познавательной деятельности и выделяет понятия, характеризующих знание:
апостериорное знание – это то знание, которое получает человек в результате опыта.
Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или «все лебеди белые», но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность;
2) априорное знание – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: «Все тела протяженные», «Человеческая жизнь протекает во времени», «Все тела имеют массу». Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.
Слайд 123) «вещь в себе» – внутренняя сущность вещи, которая никогда не
будет познана разумом.
Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой внешний мир первоначально осуществляет воздействие («аффицирование») на органы чувств человека.
Органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений.
Человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира.
Но данная картина, возникающая в разуме на основании ощущений, является всего лишь видимым разумом и чувствами образом внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром.
Реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является «вещью в себе», т.е. субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом. Человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира – «вещей в себе», но не их внутреннюю сущность.
Слайд 13Первая антиномия – ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
Мир имеет начало во времени и ограничен
в пространстве.
Мир не имеет начала во времени и безграничен.
Вторая антиномия – ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ
Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых.
В мире нет ничего простого.
Третья антиномия – СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ
Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.
Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.
Четвертая антиномия – НАЛИЧИЕ БОГА
Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего.
Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа - причины всего сущего.
Причиной трудностей в ходе познания является не окружающая действительность и объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее, его разум.
Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.
Слайд 14В «Критике практического разума» Кант выделил «практический разум», под которым понимал
нравственность.
Главные вопросы «Критики практического разума»:
а) «Какой должна быть мораль?»
б) «Что есть моральное (нравственное) поведение человека?»
1. чистая нравственность, т.е. признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное.
Но между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие. Поэтому мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.
2. моральный закон, который имеет высший и безусловный характер –
категорический императив:
«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».
3. Кант осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества и считал, что в будущем неизбежно наступит «высший мир»: войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.
Слайд 15Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 —1831) — немецкий философ, один из
ключевых представителей немецкой классической философии.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
• теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея — Мировой дух);
• диалектика как всеобщий философский метод.
К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
• "Феноменология духа";
• "Наука логики";
• "Философия права".
Слайд 16Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и
мышления.
В результате данного отождествления Гегель выводит особое философское понятие — абсолютной идеи. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
Абсолютная идея - это:
• первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
• Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить.
Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.
Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, отчуждает себя в виде:
• окружающего мира;
• природы;
• человека;
• а затем, после отчуждения, через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный) дух — отчуждение — окружающий мир и человек — мышление и деятельность человека — реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека — возвращение Абсолютного духа к самому себе.
Само отчуждение включает в себя:
• творение материи из воздуха;
• сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъектом (человеком) — через человеческую деятельность Мировой дух «опредмечивает» себя;
• искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.
Слайд 17Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль.
Он — носитель
абсолютной идеи.
Сознание каждого человека — частица Мирового духа. Именно в человеке абстрактный и безличный мировой дух приобретает волю, личность, характер, индивидуальность. Таким образом, человек есть "конечный дух" Мирового духа.
Через человека Мировой дух:
• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
• целенаправленно и закономерно движется — действия, поступки человека, ход истории;
• познает себя через познавательную деятельность человека;
• творит — в виде результатов материальной и духовной культуры, созданной человеком.
Слайд 18Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им впервые
было четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, — основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том, что:
• все - Мировой дух, "конечный дух" — человек, предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала (например, день и ночь, тепло и холод, молодость и старость, богатство и бедность, черное и белое, война и мир и т. д.);
• данные начала (стороны единого бытия и Мирового духа) находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
• единство и борьба противоположностей — основа развития и существования всего в мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следующий механизм:
• существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);
• данному тезису всегда находится антитезис — его противоположность;
• в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез — новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития;
• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
Слайд 19Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис
идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
Субъективный дух — душа, сознание отдельного человека (так называемый "дух для себя").
Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Выражением объектов нового духа является право — данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право — реализованная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство.
Абсолютный дух — высшее проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа являются: искусство, религия; философия.
Искусство — непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства.
Религия — антитезис искусства. Если искусство — абсолютная идея, "увиденная" гениальными людьми, то религия — абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения.
Философия — синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми — философами. Философия — полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" — по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с ее концом, высшее знание.
Слайд 20История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа.
Поскольку Абсолютный дух включает
в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:
• восточную;
• антично-средневековую;
• германскую.
Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т. д.) — такой период истории, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек — фараон, китайский император и т. д., а все остальные являются его рабами и слугами.
Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей.
Германская эра — современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.
Слайд 21Можно также выделить следующие социально-политические взгляды Гегеля:
• государство — форма существования
Бога в мире (по своей силе и "возможностям" воплощенный Бог);
• право - наличное бытие (воплощение) свободы;
• общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;
• богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше реальность, с которой нужно мириться;
• противоречия, конфликты в обществе - не зло, а благо, двигатель прогресса;
• противоречия и конфликты между государствами, войны — двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;
• "вечный мир" приведет к загниванию и моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации. Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии
сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие — сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
Слайд 23Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) – представитель немецкой классической философии,
субъективный идеалист, профессор (в последние годы жизни – ректор) Берлинского университета.
Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой «Я-концепции»
Единственной реальностью провозглашает внутренне, субъективное, человеческое «Я», в котором заключается весь мир.
Фихте полагает, что, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного «Я», а вне мышления, вне «Я», по его мнению, самостоятельной окружающей действительности нет. Причем само «Я» – это не просто сознание человека, это движение, творящая сила, вместилище окружающего мира, наддействительность, фактически высшая субстанция.
Слайд 24Философия Людвига Фейербаха (1804 – 1872) считается завершающим этапом немецкой классической
философии, видными представителями которой были идеалисты Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материалистической эпохи в немецкой и мировой философии.
Теория антропологического материализма:
1) единственно существующими реальностями являются природа и человек, который является частью природы;
2) человек должен стать главным интересом философии; он есть единство материального и духовного, поскольку идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
3) Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог – это плод воображения человека;
4) природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима; все, что нас окружает (предметы, явления), – это различные проявления материи.
Слайд 25Постклассическая философия XIX-нач. XX вв.
– этап развития философской мысли, непосредственно
предшествующий современной философии (переход от классики к модерну в философии)
1) Одной из основных характеристик этого периода философии стал иррационализм – представление о том, что решающий фактор в познании, поведении людей, мировоззрении и истории не разум, не рациональное начало, а иррациональное (бессознательное);
2) Новое отношение к сущности человеческого бытия:
Жизнь для человека – предмет переживания. Неуправляемость жизни не становится фактором пассивности человека. Он стремится выйти за границы своего бытия, прежде всего социального, возвыситься над собственной судьбой (классовая борьба, философия жизни, психоанализ);
3) рассматривает жизненный опыт людей в конкретном социальном контексте. Ее интересуют те аспекты общественных отношений, которые связаны с насилием и притеснением. Основанием для дискриминации в современном обществе могут быть классовые различия, расово-этническая принадлежность, а также различия пола и даже возраста. Большое значение в этих теориях отводится практическому аспекту, что проявляется в тесной связи философских теорий с политическими и общественными движениями современности.
Слайд 26Артур Шопенгауэр (1788-1860) — немецкий философ
Один из самых известных мыслителей иррационализма,
мизантроп. Тяготел к немецкому романтизму, увлекался мистикой, очень высоко оценивал основные работы Иммануила Канта, называя их «самым важным явлением, какое только знает философия в течение двух тысячелетий», ценил философские идеи буддизма (в его кабинете стояли бюст Канта и бронзовая статуэтка Будды), Упанишад, а также Эпиктета, Цицерона и других. Критиковал своих современников Гегеля и Фихте. Называл существующий мир, в противоположность софистическим, как он выражался, измышлениям Лейбница, — «наихудшим из возможных миров», за что получил прозвище «философа пессимизма».
Ключевой трактат
«Мир как воля и представление»,
1819 г.
Слайд 27Шопенгауэр полагал, что сущность личности составляет воля, которая независима от разума.
Эта воля есть слепое хотение, которое неотделимо от телесного существа, а именно – человека. Она представляет собой проявление некой космической силы, мировой воли, составляющей истинное содержание всего сущего.
Особенность его учения – волюнтаризм. Воля – это начало любого бытия, она порождает явления, или «представления» - мир нечто «кажущееся» человеку, эфемерное.
По своей природе желание – это страдание, поскольку удовлетворение потребности приводит к пресыщению и скуке, возникает отчаяние. Счастье – это не блаженное состояние, а только избавление от страдания, но это избавление сопровождается новым страданием, скукой.
Страдание – это постоянная форма проявления жизни, человек может избавляться от страдания лишь в конкретном его выражении.
Таким образом, в мире господствует мировое зло, которое неискоренимо, счастье иллюзорно, а страдание неотвратимо, оно коренится в самой «воле к жизни». Поэтому для Шопенгауэра существующий мир – «наихудший из возможных».
Путь избавления от зла Шопенгауэр видит в аскетизме.
Слайд 28Его фундаментальная концепция включает в себя особые критерии оценки действительности, поставившие
под сомнение базисные принципы действующих форм морали, религии, культуры и общественно-политических отношений и, впоследствии, отразившиеся в философии жизни. Будучи изложенными в афористической манере, сочинения Ницше не поддаются однозначной интерпретации и вызывают много разногласий.
Фридрих Вильгельм Ницше (1844-1900 гг.) — немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества.
Слайд 29
В этических вопросах Ницше занимает позицию нигилизма. Мораль выступает как разлагающий
элемент культуры, она является послушанием, инстинктом толпы. В основе «морали господ» лежат следующие положения: ценность жизни, понимаемая как «воля к власти»; природное неравенство людей, которое опирается на различия в жизненных силах и «воли к власти»; сильный человек не связан никакими моральными нормами.
Субъектом морали выступает сверхчеловек как определенный тип людей, а также как высший биологический тип, который относится к человеку в том же отношении, в каком человек относится к обезьяне. Ницше, хотя и усматривает свой идеал человека в отдельных выдающихся личностях прошлого, все же рассматривает их как прообраз будущего сверхчеловека, который должен появиться, его необходимо вырастить. Сверхчеловек превращается у Ницше в культ личности, культ «великих людей» и является основой новой мифологии.
Относительно христианской религии Ницше говорил, что она исчерпала себя и не способна решить кардинальные проблемы жизни.
Слайд 30В творчестве Ницше выделяется три периода:
1) 1871–1876 гг. («Рождение трагедий из
духа музыки», «Несвоевременные размышления»);
2) 1876–1877 гг. («Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мнения и изречения», «Странник и его тень», «Веселая наука») – период разочарований и критичности – «трезвый»;
3) 1887–1889 гг. («Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки кумиров», «Антихрист», «Ницше против Вагнера»).
По мнению Ницше, человек – это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать подлинного, нового человека – «сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой.
Главная проблема человека, его сущности и природы – это проблема его духа.
Согласно Ницше, дух:
– это выносливость;
– отвага и свобода;
– утверждение своей воли.
Главная цель стремлений человека – это не польза, не удовольствия, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Жизнь является космичной и биологичной: она воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возвращения». Воля к жизни обязана проявить себя не в жалкой борьбе за существование, а в битве за власть и превосходство, за становление нового человека.
Слайд 31В творчестве Ницше выделяется три периода:
1) 1871–1876 гг. («Рождение трагедий из
духа музыки», «Несвоевременные размышления»);
2) 1876–1877 гг. («Человеческое, слишком человеческое», «Пестрые мнения и изречения», «Странник и его тень», «Веселая наука») – период разочарований и критичности – «трезвый»;
3) 1887–1889 гг. («Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «Сумерки кумиров», «Антихрист», «Ницше против Вагнера»).
Познание для Ницше – это интерпретации, истолкования, тесно связанные с внутренней жизнью человека, он справедливо отмечает, что один и тот же текст допускает многочисленные интерпретации, так как мысль – это знак со множеством смыслов. Чтобы понять вещь, нужно человеческое перевести в природное, поэтому одним из самых важных средств познания и выступает перевод человеческого в природное.
По мнению Ницше, человек – это «болезнь Земли», он мимолетен, он «в своей основе есть нечто ошибочное». Но нужно создать подлинного, нового человека – «сверхчеловека», который давал бы цель, был бы победителем «бытия и ничто» и являлся бы честным, в первую очередь перед самим собой.
Главная проблема человека, его сущности и природы – это проблема его духа.
Согласно Ницше, дух:
– это выносливость;
– отвага и свобода;
– утверждение своей воли.
Главная цель стремлений человека – это не польза, не удовольствия, не истина, не христианский Бог, а жизнь. Жизнь является космичной и биологичной: она воля к власти как принцип мирового бытия и «вечного возвращения». Воля к жизни обязана проявить себя не в жалкой борьбе за существование, а в битве за власть и превосходство, за становление нового человека.
В своем произведении «Так говорил Заратустра» Ницше возвещает о том:
– что человек есть нечто, что должно преодолеть;
– все существа создавали нечто, что выше их;
– люди хотят стать отливом этой великой волны, они готовы вернуться к зверям, чем преодолеть человека.
Настоящее же величие человека в том, что он мост, а не цель. Ницше писал: «Человек – это канат, протянутый между животными и сверхчеловеком».
сверхчеловек – это смысл бытия, соль земли. По его мнению, место умершего Бога займет сверхчеловек. Ницше считает, что идея сверхчеловека как цели, которую надо достичь, возвращает человеку утраченный смысл существования. Сверхчеловек может получиться лишь из поколения аристократов, господ по своей природе, в ком воля к власти не задавлена враждебной ей культурой, из тех, кто способен, объединившись с себе подобными, противостоять большинству, которое не желает ничего знать о подлинном предназначении современных людей.
Слайд 32Фридрих Энгельс (1820–1895)
Карл Маркс (1818–1883)
Немецкие философы, социологи, экономисты. Основоположники
материалистической диалектики, теоретики коммунизма, идеологи марксизма.
Слайд 33Считали человека частью природы и ее продуктом.
Специфичность бытия человека, отличие
человека от животного в их отношении к материальному миру, к природе проявляются в труде. Человек имеет дело не только с предметами природы, он обязательно использует орудия труда, систему знаний и другие продукты человеческой деятельности.
Одно из важнейших открытий, сделанных К. Марксом и Ф. Энгельсом, – материалистическое понимание истории. Идеи и теории не могут служить причинами исторических изменений реальности, они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены только тогда, когда в этой реальности создаются благоприятные возможности.
Главный фундаментальный принцип философской системы Маркса и Энгельса – принцип практики. Практика – это процесс труда в единстве социально-исторических условий, его функционирования и носит общественный характер.
Цель познавательных усилий – достижение истины. Истина – соответствие мысли, наших знаний о мире самому миру, объективной деятельности.