Презентация на тему Социальное взаимодействие

Презентация на тему Презентация на тему Социальное взаимодействие, предмет презентации: Философия. Этот материал содержит 21 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

Лекция 7 Социальное взаимодействие

Галяпина Виктория Николаевна
кандидат психологических наук, доцент


Слайд 2
Текст слайда:

Рассматриваемые вопросы


Понятие взаимодействия, его виды, структура, теории
Кооперация и конкуренция. Социальные дилеммы
Социальный конфликт: виды, структура, динамика.
Причины конфликтов
Стратегии разрешения конфликтов



Слайд 3
Текст слайда:

Понятие социального взаимодействия

Взаимодействие — это процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. Социальное взаимодействие можно определить как процесс, в котором люди действуют и реагируют на действия других (Смелзер,1994).
Взаимодействие человека с человеком в обществе — это и взаимодействие их внутренних миров: обмен мыслями, идеями, образами, влияние на цели и потребности, воздействие на оценки другого индивида, его эмоциональное состояние.
В отечественной социальной психологии взаимодействие - систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны других людей, а также непосредственная организация совместных действий людей, позволяющая группе реализовать общую для ее членов деятельность.
Совместная жизнь и деятельность в отличие от индивидуальной имеет вместе с тем более жесткие ограничения любых проявлений активности-пассивности индивидов.
Это вынуждает людей строить и согласовывать образы «Я — Он», «Мы — Они», координировать усилия между собой.
В ходе реального взаимодействия формируются также адекватные представления человека о себе, других людях, их группах. Взаимодействие людей выступает ведущим фактором в регуляции их самооценок и поведения в обществе.
Одним из первых, кто рассматривал интерактивную сторону общения как исходный пункт социально-психологического анализа, был Г. Мид, разработавший направление символический интеракционизм




Слайд 4
Текст слайда:

Виды взаимодействия

Межличностное взаимодействие - это случайные или преднамеренные, частные или публичные, длительные или кратковременные, вербальные или невербальные контакты и связи двух и более человек, вызывающие взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений и установок.
Признаки межличностного взаимодействия:
наличие внешней по отношению к взаимодействующим индивидам цели (объекта), достижение которой предполагает взаимные усилия;
эксплицированность (доступность) для наблюдения со стороны и регистрации другими людьми;
ситуативность - достаточно жесткая регламентация конкретными условиями деятельности, нормами, правилами и интенсивностью отношений, в силу чего взаимодействие становится достаточно изменчивым феноменом;
рефлексивная многозначность — зависимость его восприятия от условий осуществления и оценок его участников.
Межгрупповое взаимодействие - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных субъектов (объектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и своеобразный характер отношений. Обычно оно имеет место между целыми группами (а также их частями) и выступает как интегрирующий (или дестабилизирующий) фактор развития общества.
Основу межгруппового взаимодействия составляет функционирование феноменов «мы» и «они».


Слайд 5
Текст слайда:

Структура взаимодействия


Формальная структура взаимодействия – это такие образцы взаимоотношений, которые требуются обществом, его социальными институтами и организациями.
Неформальная структура взаимодействия порождается индивидуальными мотивами, ценностями, особенностями восприятия.


Слайд 6
Текст слайда:

Структура взаимодействия по Э. Холландеру (1971)

Взаимозависимость поведения участников взаимодействия. Поведение одного участника выступает как стимул для поведения другого, и наоборот.
Взаимные поведенческие ожидания на основе межличностного восприятия друг друга.
Оценка ценности, приписываемой действиям и мотивам других людей, а также удовлетворенности, которую другие могут обеспечить (это фундаментальная составная часть, лежащая в основе первой и второй)


Слайд 7
Текст слайда:

Структура взаимодействия по Я. Щепаньскому (1969)

Взаимодействие - это система, включает в себя:
а) действующее лицо;
б) предмет действия или лицо, на которое действуют;
в) средства или орудия действия;
г) метод действия или способ использования средств действия;
д) реакция лица, на которое действуют, или результат действия


Слайд 8
Текст слайда:

Западные теории взаимодействия


Слайд 9
Текст слайда:

Кооперация и конкуренция

Кооперация предполагает, что некоторое количество индивидов вступает в контакт друг с другом и осуществляет согласованные действия для достижения определенной цели. Обычно речь идет о цели, которую невозможно достичь, действуя в одиночку. Отмечается, что уровень кооперации возрастает по мере того, как люди осознают свою взаимозависимость и необходимость доверия друг к другу.
Конкуренция предполагает, что действия нескольких индивидов происходят в условиях соревнования, где выигрыш возможен не для всех, а иногда только для одного человека.


Слайд 10
Текст слайда:

Типы взаимодействия, исходя из соотношения кооперация-конкуренция

1. Сотрудничество: оба партнера содействуют друг другу, активно способствуют достижению индивидуальных целей каждого и общих целей совместной деятельности.
2. Противоборство: оба партнера противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.
3. Уклонение от взаимодействия: оба партнера стараются избегать активного взаимодействия.
4. Однонаправленное содействие, когда один из партнеров способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.
5. Однонаправленное противодействие: один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником.
6. Контрастное взаимодействие: один из партнеров старается содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме).
7. Компромиссное взаимодействие: оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.



Слайд 11
Текст слайда:

Социальные дилеммы Дилемма узника (специфический, интенсивный конфликт между эгоистическим и групповым интересами)


Слайд 12
Текст слайда:


Социальная дилемма - ситуация, в которой сталкиваются эгоистический и групповой интересы
Социальные ловушки (social traps) — это дилеммы, действия в которых, сиюминутно привлекательные для каждого из участников, с течением времени оказываются затратными для всех вовлеченных в ситуацию членов (отдаленные коллективные потери) (дилеммы ресурсов)
Социальные укрытия (social fences) — это дилеммы, действия в которых, сиюминутно непривлекательные для каждого из участников, с течением времени оказываются выгодными для общества в целом (отдаленная коллективная выгода) (дилеммы общественного блага)



Слайд 13
Текст слайда:

Ситуации взаимозависимости

Ситуации взаимозависимости:
Конфликт индивидуальных и общественных интересов (дилемма узника)
ситуации с нулевой суммой – острый конфликт интересов;
взаимозависимость – отсутствие конфликта интересов
Исходы ситуаций взаимозависимости
(теория взаимозависимости Келли и Тибо) зависят:
1) уровня зависимости;
2) взаимности зависимости;
3) согласованности индивидуальных результатов;
4) основы для зависимости


Слайд 14
Текст слайда:

Трансформация ситуации

матрица данности (учет эгоистических интересов)-----трансформация----матрица исходов (учет интересов своих и общества)
Трансформация - ориентации на социальные ценности (McClintock, 1972; Griesinger & Livingston, 1973). Выделяют восемь типов предпочтений, или ориентации:
альтруизм,
кооперация,
индивидуализм,
конкуренция,
агрессия,
нигилизм,
мазохизм
чувство собственной неполноценности


Слайд 15
Текст слайда:

Трансформация Модель двойного интереса (Pruitt & Rubin, 1986), два базовых интереса: 1) интереса к собственным результатам; 2) интереса к результатам другого.


Слайд 16
Текст слайда:

Источники трансформации

1) межличностные диспозиции (просоциальная, индивидуалистическая, соперничество; роль доверия и заботы о последствиях)
2) представления о поведении другого (стратегия TFT («tit—for—tat» «баш на баш»; теории целей — ожиданий (Praitt & Kimmel, 1977); роль вербального общения);
3) характеристики взаимоотношений (роль степени удовлетворенности, зависящей от вовлеченности в отношения)
4) социальные нормы (Норма дистрибутивной справедливости (норма равенства, норма взаимности, норма социальной ответственности), норма процедурной справедливости)).


Слайд 17
Текст слайда:

Понятие и виды конфликтов

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) – столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельного индивида, в межличностных отношениях индивидов или групп, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. (Краткий психологический словарь, 1985. С. 152)
Классификации конфликта.
социальные и внутриличностные (с участием человека), зооконфликты. Социальные конфликты в свою очередь можно разделить на: межличностные,
между личностью и группой,
между малыми, средними и большими социальными группами,
международные конфликты.
Внутриличностные конфликты делятся на:
мотивационные,
когнитивные,
ролевые и др.
Основания для классификации конфликтов
1) предмет конфликта;
2) число участников конфликта;
3) позиции участников в конфликте;
4) острота конфликта;
5) последствия конфликта.


Слайд 18
Текст слайда:

Структура конфликта

Объективные составляющие
1) участвующие в конфликте люди (стороны, могут играть главную или второстепенную роль);
2) объект конфликта;
3) предмет разногласий, конфликта;
4) позиции, занимаемые сторонами конфликта в перспективе его разрешения;
5) микросреда;
6) возможные варианты решения, известные или неизвестные конфликтующим сторонам, приемлемые или неприемлемые для них.
Субъективные составляющие: психологические модели конфликта, имеющиеся у каждой из сторон, мотивы действия сторон, цели сторон, актуальные психологические состояния участников образы оппонента, самого себя, вероятных результатов борьбы и др



Слайд 19
Текст слайда:

Динамика конфликта

Первый этап конфликта – это конфликтная ситуация (возникает объективная проблемная ситуация, происходит осознание ее проблемности субъектами, возможна попытка решить проблему неконфликтными способами).
Второй этап – собственно конфликт. Он включает инцидент, эскалацию противодействия, сбалансированное противодействие, поиск способов решения конфликта.
Третий этап - завершение конфликта. Оно может быть полное, частичное или конфликт может не разрешиться, а временно затухнуть или перерасти в другой конфликт. Временное или частичное разрешение конфликта может быть осуществлено самостоятельно сторонами, может разрешиться с привлечением третьей стороны – посредника, при этом посредник может выполнять мягкую, урегулирующую роль, а может – жесткую роль (устранение конфликта).
По завершении конфликта наступает четвертый этап – послеконфликтный, в ходе которого может наступить частичная или полная нормализация отношений.


Слайд 20
Текст слайда:

Стратегии разрешения конфликтов

Уход, принуждение, сглаживание, компромисс, разрешение проблемы. (Ф Блейк и Дж. Мутон )
В 1942 г. Американский социальный психолог М. Фоллет указывала, на необходимость разрешения (урегулирования) конфликтов, а не подавления их. Среди способов она выделяла победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не несет серьезных потерь.
Избегание, приспособление, компромисс, соперничество, сотрудничество (К. Томас)


Слайд 21
Текст слайда:

Литература

Основная литература
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология XX столетия. М.: Аспект Пресс, 2001, c. 70-87, 179-193 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект пресс, 1999, с. 111-116 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 94-104.
Ван Ланге П., Де Дре К. Социальное взаимодействие: кооперация и конкуренция // Введение в социальную психологию / Под ред. М. Хьюстона и В. Штребе. М.: Юнити, 2004, с. 332-360.
Гулевич О.А. Сариева И.Р. Социальная психология. Учебник и практикум. М.6 Юрайт, 2015 С. 63-83
Келли Г., Тибо Дж. Межличностные отношения. Теория взаимозависимости // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. М.: МГУ, 1984, с. 61-81.
Социальная психология. Учебное пособие. / Отв. Ред. А. Л Журавлев. М.: ПЕР СЭ, 2002. 351с.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551 с.
Гришина Н.В.Психология конфликта.- СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 464 с.
Петровская Л.А. О понятийной схеме психологического анализа конфликта // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М.: МГУ, 1975, с. 126-143 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект пресс, 1999, с. 116-126 или Социальная психология. Хрестоматия / Составители Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008, с. 119-127.
Мацумото Д. Психология и культура. – СПб: Прайм ЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с.
Психология и культура / Под ред. Д.Мацумото - Спб.: ПИТЕР, 2003
Дополнительная литература
Аронсон Э. Общественное животное. М.: Аспект Пресс, 1998, с. 256-302.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988, с.8-55.
Блумер Г. Общество как символическая интеракция // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М. Андреевой и др. М.: МГУ, 1984, с.173-179.
Вердербер Р., Вердербер К. Общение. М., 2003, с. 136-148.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – М.: Черо, 1997 или Межличностное общение. Хрестоматия / Составители Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. СПб.: Питер, 2001, с. 246-274, 277-285.
Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. М.: Смысл, 1999, с. 175-266.
Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997, с. 483-531, 588-601.
Ойстер К. Социальная психология групп. СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2004, с. 163-182, 183-197.
Смелзер Н.Дж. Социология. М.: Феникс, 1994, с. 130-167 (Гл.5. Социальное взаимодействие).
Hogg M. A., Vaughan G.M. Social psychology. Pearson Education, 2008.
Fiske S.T., Gilbert D.T., Lindzey G. Handbook of social psychology. John Wiley and Sons, 2010.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Россия на путях преодоления кризиса. – М., 1995.
Краткий психологический словарь /Сост. Л.А. Карпенко; под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – М.: Политиздат, 1985. – 431 с. С. 152.
Лебедева Н.М. Этническая и кросс-культурная психология. Учебное пособие.. М. 2013, 316 стр.
Рубин Д., Пруйт Д., Ким С.Х. Социальный конфликт. Эскалация, тупик, разрешение. СПб.-М., 2003. с. 260-337.




Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика