Слайд 1Развитие науки в Новое время (17 в.)
Лекция 11
Слайд 2Вопросы лекции
Исторические условия развития европейского общества в Новое время
Особенности развития науки
в 17 в
Философские основание науки 17 в.
Основные достижения и представители науки 17 в.
Слайд 31. Исторические условия развития европейского общества в Новое время
1.1. 17 век
открывает новую эру. Капиталистическая экономика начинает развиваться на собственной основе. Завершающим этапом этого процесса стала буржуазная революция в Англии, в результате чего эта страна превратилась в мирового лидера. В конце 17 века Англия – это морская, колониальная и торговая сверхдержава, самая богатая страна мира. В науке Англия также занимает лидирующее положение.
Слайд 4Исторические условия развития европейского общества
в Новое время
1.2. Второе место
занимает маленькая Голландия, где буржуазные преобразования произошли еще раньше. Основой производства становится мануфактура и капиталистическое сельское хозяйство. Бурно развивается техника.
Слайд 51. Исторические условия развития европейского общества в Новое время
1.3.Продолжают закладываться основы
техногенной цивилизации,т.е. культурная матрица техногенной цивилизации, которая зародилась в эпоху Возрождения, получает дальнейшее развитие в 17 веке.
Слайд 62. Особенности развития науки
в 17 в.
2.1. Идет процесс институализации науки.
Создаются
академии. Первая академия была создана в 1657 г. во Флоренции учениками Галилея, она называлась «Флорентийская академия опыта». В ней было 9 академиков. Через 10 лет папа отдал распоряжение о закрытии академии. Религиозная реакция в Италии надолго исключила эту страну из лидеров научного прогресса.
Слайд 7Институализация науки
В 1660 г. в Англии было создано Лондонское королевское общество
(любителей естественных наук). Его цель: преуспеяние экспериментальной философии. Девиз: «ничего на слово».
В 1663 г. создается Парижская академия наук.
В Германии в 1652 г. открывается общество естествоиспытателей (Леопольдина).
В 1724 г. создается Петербургская академия наук.
Научные общества и академии создавались в противовес университетам, где господствовали схоластика и физика Аристотеля. Университеты очень медленно шли по пути поддержки и развития новаций.
Слайд 8Формы научной коммуникации
С 1665 г. начали выходить труды Лондонского королевского
общества, затем труды Парижской академии наук. С 1682 г. в Лейпциге выходи научный журнал «Acta Eruditorum».
Слайд 9Взаимовлияние науки и техники
2.3. Идет процесс взаимосвязанного развития науки и техники.
Экспериментальные методы исследования в области естествознания активно стимулируют процесс создания новых приборов, различных технических усовершенствований, что, в свою очередь обеспечивает быстрый прогресс науки.
Слайд 102. Особенности развития науки
в 17 в.
2.4. Наука становится важнейшим предметом
философского анализа.
2.5. Формируется механистическая картина мира, основа механистического мировоззрения
2.6. Формируется классическая наука, создаются классические фундаментальные теории в области астрономии, математики, физики;
2.7. Устанавливается классический тип рациональности.
Слайд 113. Основания науки 17 в.
Мировоззренческие основания науки (деизм)
Наука – предмет
философского исследования
Онтологические основания науки
Гносеологические основания науки
Научно-философская картина мира
Слайд 123.2. Наука – предмет философского анализа
Вновь, как это было предпринято еще
в античности Аристотелем, наука становится предметом философского исследования.
Френсис Бэкон (1561-1626)
Слайд 13Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
«Новый органон» (1620)
«О достоинстве и приумножении наук» (1623)
«Новая Атлантида»
(1624)
Слайд 14Фрэнсис Бэкон (1561-1626)
Наука и философия должны быть перестроены на новых началах
опыта: обобщение наблюдений, эксперименты для проверки гипотез
Философия должна обеспечить универсальный метод исследования – эмпиризм на основе индукции
Необходим союз естествознания и философии
Слайд 153.3. Онтологические основания науки
Континуальная (субстанциональная)модель мира (Декарт, Гюйгенс)
Субстратная модель мира
на основе принципа дискретности (Ньютон, Гассенди)
Слайд 16Континуальная модель мира
Континуальная (субстанциальная) модель мира в совершенной форме
была изложена Декартом, Лейбницем. Согласно учению Декарта (1596-1650), существует единая материальная субстанция, представляющая в основе материальные частицы, плотно прилегающие друг к другу, так что нигде нет никакой пустоты.
Слайд 17Рене Декарт (1596-1650)
Однако, сотворение материи – есть акт Бога, законы движения,
которые упорядочили мир – тоже дарованы Богом. Единственное свойство материи – протяжение, универсальная форма движения – вихревое перемещение частиц.
Слайд 18Рене Декарт (1596-1650)
Между телами, согласно картезианству, пространство заполнено эфиром – невидимой
материей. В рамках физики Декарта отрицалось дальнодействие и не признавалось понятие силы. Соответственно, рассматривалась волновая природа света. Если происходил какой-то физический процесс и видимого механического движения налицо не было, придумывалась подходящая гипотеза о механическом движении невидимой материи особого рода. Универсум подчинялся закону сохранения движения, его мерой рассматривалось произведение массы тела на скорость.
Слайд 19Рене Декарт (1596-1650)
Механистическая модель является у Декарта не только моделью мира,
но и моделью, например, человека. По мнению Декарта, человек – это механизм взаимодействия мышц, нервов, кровообращения. Глаза представляют собой оптические линзы.
Слайд 20Рене Декарт (1596-1650)
Пропагандируя свое учение, Декарт выступал против всяких скрытых качеств
и субстанциальных форм в аристотелевском смысле. Кроме того, Декарт горячий сторонник гелиоцентрической системы мира. Весть об осуждении Галилея потрясла Декарта. Охваченный эмоциями, он чуть не бросил в огонь свое сочинение «Трактат о мире», где излагал свою космогоническую систему. В отчаянии Декарт писал Мерсенну: «Я говорю откровенно, что если учение о движении Земли ложно, то ложны и все основания моей философии, потому что оно с очевидностью ими доказывается. И оно до такой степени связано со всеми частями моего трактата, что я не мог бы изъять его оттуда, не сделав остального совершенно негодным».
Слайд 21Рене Декарт (1596-1650)
К концу жизни Декарта отношение церкви к его учению
стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «ИндексК концу жизни Декарта отношение церкви к его учению стало резко враждебным. Вскоре после его смерти основные сочинения Декарта были внесены в пресловутый «Индекс», а Людовик XIV специальным указом запретил преподавание философии Декарта («картезианства») во всех учебных заведениях Франции.
Слайд 22Субстратная (дискретная) модель мира
Второй моделью механистической картины мира была дискретная модель
Исаака Ньютона (1642-1727). Ньютон исходил из атомистической, субстратной модели мира. Он, как и античные атомисты, признавал существование атомов и пустоты. Более того, Ньютон определяет массу тела как «определенное количество однородных атомов». По Ньютону, сама по себе материя мертва, и Бог создал начальное расположение планет в солнечной системе и задал скорость их движения, а дальше все идет в соответствии с универсальными законами механики.
Слайд 23Исаак Ньютон (1642-1727)
С самого начала Ньютон отказался от картезианских гипотетических вихрей,
позже он отказывается и от понятия эфира, говоря о том, что он «не измышляет гипотез». Одной из важнейших задач науки того времени была задача отыскания общего закона движения небесных тел. Открытые законы движения Кеплера относились только к планетам.
Слайд 24Исаак Ньютон (1642-1727)
Продолжив исследование механического движения на основе понятия силы, Ньютон
сформулировал три основных закона классической механики:
закон инерции,
закон изменения количества движения пропорционально приложенной силе
и закон равенства действия и противодействия.
Слайд 253.4. гносеологические основания науки
Эмпиризм
Рационализм
Сенсуализм
Слайд 26Эмпиризм
Эмпиризм – от греч. «опыт» – течение в философии, представители которого
считают источником знаний и критерием его истинности опыт, наблюдение, эксперимент. «Нет ничего в разуме, чего не было бы сначала в чувствах».
Слайд 27Эмпиризм
Основным научным методом, по Бэкону, не может быть дедукция, так как
бесконечные схоластические споры показали бесплодность отвлеченной логики. Универсальным, единственным научным методом может быть только индукция, основанная на обобщении опыта. Но не всякий опыт надежен. Положительный результат приносит систематический, целенаправленный опыт, а не случайный опыт, опирающийся на метод проб и ошибок. Свой индуктивный метод Бэкон демонстрирует с помощью трех таблиц: таблицы присутствия, таблицы отсутствия и таблицы степеней.
Слайд 28Рационализм
Рационализм – от лат. «разум» – течение в философии, представители
которого считают, что разум есть источник и критерий истины.
Рене Декарт – представитель рационализма
Слайд 29Рене Декарт (1596-1650)
Декарт различает:
врожденные идеи (они содержатся в уме человека в
свернутом виде как зародыши, а затем разворачиваются, например, идея Бога, математические аксиомы);
приобретенные идеи, они являются отражением внешних, объективных вещей;
сотворенные идеи, они сконструированы самим человеком (например, идея идеального государства).
Слайд 30Попытка синтеза эмпиризма и рационализма
Две методологии в познании – дедукция
и индукция отражают различные стороны процесса познания, попытку преодолеть их противоположность предпринимает блестящий представитель механистического материализма Томас Гоббс (1588-1679).
Слайд 31Томас Гоббс (1588-1679)
По Гоббсу, есть науки дедуктивные, построенные на демонстрации доказательств.
К ним относятся: геометрия, политика, эстетика. Предметы этих наук являются результатами человеческой деятельности, и причины их доступны демонстративному познанию.
Но есть науки, имеющие своими объектами явления природы, не зависящие от воли людей. Здесь познание идет не от причин к следствиям, а, наоборот, – от следствий к причинам. Поэтому естествознание опирается на индуктивный метод познания.
Слайд 32Сенсуализм
Сенсуализм – учение в философии, в котором главную роль в процессе
познания отводится активной деятельности чувств человека, в первую очередь ощущениям.
Джон Локк.
Слайд 33Джон Локк (1632-1704)
В своем произведении «Опыт о человеческом разуме» (1690) Локк
основное внимание уделяет механизму познания. Важнейшей формой познания Локк считает идею. Идеями Локк называет все образы сознания, это и образы чувственных ощущений, это и абстрактные понятия, например, число. Это и мысли, суждения. В отличие от Декарта, Локк не признает никаких врожденных идей. Сознание, душа новорожденного – это чистая доска, по Локку (tabula raza).
Слайд 34Джон Локк (1632-1704)
Идеи являются формами отражения вещи. У вещи есть первичные
качества (фигура, протяженность, плотность, движение) и вторичные качества (цвет, вкус, запах, звук). Воспринимая вещь, человек суммирует различные простые идеи и на их основе производит сложные идеи. Комбинируя сложные идеи, он мыслит. Например, сложная идея «яблоко» есть сумма простых идей – шарообразная форма + зеленый цвет + сладкий вкус и т.д.
Слайд 353.5. Научно-философская
картина мира
В результате совместных усилий философов и ученых формируется
механическая картина мира основа нового механистического мировоззрения, которое стало фундаментом развития науки 17-18 вв.
Слайд 364. Основные достижения и представители науки 17 в
Математика
Физика
Химия
Медицина
Обществознание
Слайд 374.1. Математика
Усилиями Ньютона, Декарта и Лейбница созданы основы теорий дифференциальных
и интегральных исчислений.
Слайд 38Техника на службе науки
Телескоп
Микроскоп
Термометр
Маятниковые часы (Гюйгенс)
Слайд 394.2. Физика (механика)
Создание фундаментальной физической теории (классическая механика Ньютона, Галилея )
Открытие
фундаментального физического закона - закона гравитации (Ньютон)
Слайд 40Торричелли (1607-1647)
Торричелли (1607-1647) открывает атмосферное давление, опровергая аристотелевскую теорию боязни пустоты.
Слайд 41Б. Паскаль (1623-1662)
Исследования в области гидравлики: Б. Паскаль (1623-1662) открывает закон
сообщающихся сосудов, создает теорию гидравлического пресса.
Слайд 42Левенгук (1632-1723)
Левенгук прочел труд английского естествоиспытателя Роберта Гука «Микрография» (англ. Micrographia),
опубликованный в 1665. Прочтение этой книги вызвало у него интерес к изучению окружающей природы с помощью линз. Вместе с Марчелло Мальпиги Левенгук ввел употребление микроскопов для зоологических исследований.
Слайд 43Гюйгенс (1629-1695)
В 1690 г. выходит важнейший труд по оптике Гюйгенса
«Трактат о свете». Здесь сформулирован принцип распространения световой волны, известный под названием принцип Гюйгенса. Были выведены законы отражения и преломления света. Гюйгенс открывает явление поляризации света.
Слайд 44 Уильям Гильберт
(1544 - 1603)
Гильберт создал первую теорию магнитных явлений.
Он установил, что любые магниты имеют по два полюса, при этом разноименные полюсы притягиваются, а одноименные отталкиваются. Проводя опыт с железным шаром, который взаимодействовал с магнитной стрелкой, впервые выдвинул предположение о том, что Земля является гигантским магнитом. Также он предположил идею о том, что магнитные полюсы Земли могут совпадать с географическими полюсами планеты.
Слайд 45Отто Герике (1602-1686)
Изобрел воздушный насос. Его создал Отто Герике (1602-1686). Занимаясь
исследованиями пустоты, Герике обнаружил, что при откачивании воздуха из сосуда, рабочие с трудом вынимают поршень из него. Герике понял огромную силу атмосферного давления.
Слайд 46ХИМИЯ
Роберт Бойль
Создание научной химии
Слайд 47Открытие закона Бойля-Мариотта
Опровергая мнение сторонников Аристотеля о том, что ртуть
в трубке удерживается невидимыми нитями, решил исследовать упругость воздуха. Взяв U-образую трубку, запаянный конец которой был короче открытого, он подливал ртуть, показывая. Что ртутный столб уравновешивает сжатый воздух. Помощник Бойля обнаружил математическую закономерность между высотой ртутного столба и сжатым воздухом. Так был открыт знаменитый закон, который теперь носит название Бойля-Мариотта. Мариотт не зависимо от Бойля сделал такое же открытие.
Слайд 48Роберт Бойль (1627 -1691)
Главную задачу химии Бойль видит в изучении состава веществ
и зависимости свойств вещества от его состава. При этом понятие состава Бойль считает возможным употреблять только тогда, когда из элементов, выделенных из данного сложного тела, можно обратно восстановить исходное тело (т.е. он фактически принимает синтез за критерий правильности анализа).
Слайд 50 Гарвей (1578-1657)
Были достигнуты успехи и в области медицины, новые
ориентиры в развитии которой заложил еще Парацельс.
Так, английский ученый Гарвей (1578-1657) стал основателем физиологии. Его книга «О движении сердца и крови» (1628) была величайшим событием в области медицины.
Слайд 51Обществознание
Начиная с 17 века, происходит осознание необходимости превращения знаний об обществе
и человеке в научные знания. Первым, как мы уже сказали, об этом заговорил Томас Гоббс. Он мечтал, что открытие общественных законов, позволит устранить зло из жизни. Он и Локк закладывают основы теории естественного происхождения государства - теории общественного договора.
Слайд 52Обществознание
Они же начали в науке дискуссию о природе человеке в
его естественном состоянии (догосударственном), заложив основы теории естественного права.
Они поставили вопрос о влиянии среды и воспитания на природу человека, которая ранее рассматривалась как неизменная, богом данная.
Слайд 53Экономическая мысль
Основоположник школы физиократов - Франсуа Кенэ (1694 - 1767) придворный
медик Людовика XV, проблемами экономики занялся в 60 лет.
Его основные труды: «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758). Это был первый в истории экономической мысли первый опыт макроэкономического анализа.
Слайд 54 Франсуа Кенэ (1694 - 1767)
В этом произведении автор показал,
как совокупный годовой продукт, создаваемый в сельском хозяйстве, распределяется между социальными группами, а также представил основные пути его реализации в виде направленного движения с тремя вершинами (классами), объединив все акты обмена в массовое движение денег и товаров, но при этом исключив процесс накопления.