Слайд 1Быкасова Лариса Валентиновна, кандидат культурологии, доцент кафедры философии СибГИУ
Немецкая классическая философия
Слайд 2
Немецкая классическая философия
Общая характеристика
Критическая философия И. Канта: трансцендентальная теория познания и
этическое учение
Система абсолютного идеализма Г. Гегеля. Диалектика и ее законы. Философия истории
Слайд 3Представители немецкой классической философии
критический идеализм И. Канта
субъективный идеализм И. Фихте
объективный идеализм
Ф. Шеллинга
абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля
антропологический принцип и критика религии и Л. Фейербах
Слайд 4Идеализм
(греч. idea - идея)
- направление в философии, исходящее из первичности духовного,
мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического
Слайд 5Формы идеализма
Объективный
за первооснову всего сущего принимается безличный универсальный дух, имперсональное, надындивидуальное
сознание
Субъективный
отрицает какую-либо реальность вне индивида: реальность – плод его духовного творчества
(мир есть представления)
Слайд 6Характерные черты немецкой классической философии
трактовка философии как специальной научной дисциплины
синтез идеализма
и диалектики
понимание человек как культурно-историческое существа
В социальной философии - идеи прогресса, разума, свободы
Слайд 7Иммануил Кант (1724-1804)
«Критика чистого разума» (1781)
«Критика практического разума» (1788)
«Критика
способности суждения» (1790)
Слайд 8Периоды творчества
Докритический – онтологическая проблематика
Критический – перенос акцента с объекта
познания на субъект (гносеологическая проблематика)
«Коперниканская революция в философии»
Слайд 9Субъект познания
Трансцендентальный субъект - способность к познанию, эстетическому восприятию, моральному совершенствованию
Эмпирический
субъект - личностно-психологические особенности
Слайд 10Классификация знания: по источнику происхождения и по форме суждений
априорное
(лат. a priori
–
из предшествующего)
внеопытное,
рациональное
аналитические
тавтологии
предикат равен субъект
апостериорное
(лат. a posteriori –
из последующего)
опытное, эмпирическое
синтетические
расширяющие, информативные, фактуальные
предикат больше субъекта
Слайд 11Основная проблема:
Как возможны априорные синтетические суждения?
в математике
в естествознании
в метафизике
Условиями возможности являются:
в
математике – пространство и время как априорные формы чувственного созерцания
в естествознании – понятия рассудка
в метафизике – идеи разума
Слайд 12«Критика чистого разума»
содержит понятия:
трансцендентный (лат. transcendens – перешагивающий, выходящий за пределы);
то, что выходит за пределы области, в которой допустима деятельность чистого рассудка, предмет веры
трансцендентальный (лат. transcendens –
выходящий за пределы); априорные предпосылки познания (чистый разум, пространство и время как априорные формы чувственного восприятия)
Слайд 13«Критика чистого разума»
«вещь в себе»
«какое-то неизвестное, необходимое нечто в качестве причины
наших восприятий» (Д. Юм)
трансцендентная, непознаваемая сущность, воздействующая на нашу чувственность (И. Кант)
«явление»
чувственное восприятие, которому присущи пространственные и временные характеристики
предмет научного познания
Слайд 14Этическое учение И. Канта
«Критика практического разума»
Условный
императив
«если…, то….»
Поведение, продиктованное условным императивом
можно назвать легальным
Категорический императив
«Поступай всегда так, чтобы максима твоего поведения могла стать всеобщим законом»
«Относись к человечеству в своем лице всегда только как к цели и никогда — как к средству»
Слайд 15Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770-1831)
Феноменология духа (1807)
Наука логики
(1812-16)
Энциклопедия философских наук
(1816)
Слайд 16Введение в философию «Феноменология духа»
ставится вопрос о преодолении индивидуальной точки зрения
обыденного сознания
преодоление обыденного сознания возможно путем поступательного развития сознания ( индивидуальное сознание проходит все те этапы, которые прошло человечество на протяжении своей истории)
Слайд 17«Феноменология духа»
высшей формой сознания является философское, или мыслящий разум, который характеризуется
рассмотрением субъективного и объективного как целого
использует образы раба и господина, где рабское и господское сознание рассматриваются как несовершенные формы, характеризующиеся либо абсолютной зависимостью, либо тотальным контролем.
Слайд 18диалектический метод Гегеля
«Наука логики»
познание есть процесс, имеющий триадический характер:
познание начинается
с чувственного восприятия (тезис);
необходима скептическая критика чувственности, осознается субъективный характер чувственного восприятия (антитезис);
осознается, что объективные и субъективные аспекты в познании образуют целостность =>
никакое знание не является всецело истинным или ложным, любая истина относительна
Слайд 19Г. В. Ф. Гегель:
«Истина рождается как ересь, а умирает как заблуждение»
Слайд 20Диалектика
античное значение: диалектика –искусство ведения спора или ведения беседы (термин использовался
Гераклитом и Сократом);
современное значение: диалектика –учение о развитии (разработано Гегелем)
при анализе феномена развития, возникают вопросы:
каков источник развития?
каков механизм развития?
каково направление развития?
Слайд 21Законы диалектики
закон единства и борьбы противоположностей
закон взаимного перехода количественных изменений
в качественные
закон отрицания отрицания
Слайд 22Диалектика
две формы:
идеалистическая диалектика (гегелевская); развитие сферы духа, сознания
материалистическая диалектика (марксиская); развитие
природы и общества
Слайд 23Система Гегеля
«Энциклопедия философских наук»
ставится задача построить такую философскую систему
внутри которой нашло бы объяснение любое частное явление
Слайд 24Система
имеет триадическую структуру:
а) логика: учение о бытие (онтология), учение о сущности,
учение о понятиях (субъективная логика);
б) натурфилософия: физику, органику, механика;
в) философия духа:
философию субъективного духа (онтология, психология, феноменология);
философию объективного духа (учение о праве, нравственности и государстве);
философию абсолютного духа (искусство, религия, философия)
Слайд 25Система
делает выводы:
в онтологическом аспекте: мир не является совокупностью единичных вещей, единичное
не обладает подлинным бытием, Мир – это целостное единство
в гносеологическом аспекте: никакое знание не является истинным, если не рассматривается относительного целого.
Слайд 26Вывод:
в комментирующей литературе считается, что метод и система Гегеля находятся в
противоречии:
с одной стороны, согласно методу, познание – это бесконечный процесс,
с другой, согласно системе, возможно целостное знание о мире
Слайд 27Философия истории
«Очерки философии права» (1821)
Общая мировая история - процесс самосознания мирового
духа (Абсолюта)
Цель мировой истории - осознание свободы
Слайд 28Философия истории
В истории развития мирового духа выделяет три этапа:
этап развития истории,
где свободой обладает один (восточные общества – деспотия);
где свободой обладают некоторые (рабовладельческая демократия);
мир, где свободой обладает каждый, (Германия, для которой характерна конституционная монархия)
Слайд 29Философия истории
Субъект (движущая сила истории)
национальный дух, который в лице либо отдельной
исторической личности, либо отдельной нации выполняет в истории роль Мессии,
«мыслящие люди, понимающие то, что нужно и своевременно», через которых действует мировой дух,
судьба субъектов мировой истории трагична
Слайд 30Философия истории
«воспроизводящие индивиды» составляют пассивную часть мировой истории, преследуют эгоистические, корыстные
цели и могут быть подведены под категорию «средств»
Слайд 31Философия истории
понятие «хитрость разума»:
под внешним хаосом индивидуальных явлений скрывается сущностный порядок
и закономерность;
Мировой разум через свою хитрость направляет историю окольным путем, побуждая людей – эгоистов, как им кажется, добровольно и свободно содействовать тем целям, которые они по своей воле не стали бы преследовать
Слайд 32
Философия истории
отношения между государствами регулируются договором и правом, если таковые отсутствуют,
то высшим арбитром является война.
война - необходимый, разумный исторический феноменом, заставляющий:
понять конечный характер настоящего
предотвращает застой в обществе
сохраняет нравственное здоровье нации, т. к. позволяет проявить моральные качества.