Психотерапевтический подход во врачебной деятельности презентация

Содержание

Психотерапи́я (от др.-греч. ψυχή — «душа», «дух» + θεραπεία — «лечение», «оздоровление», «лекарство») — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека. Психотерапия – это лечение

Слайд 1Психотерапевтический подход во врачебной деятельности.
Преподаватель:
Кафедра педагогики и психологии ФПО
Kpp_fpo_spbgmu@mail.ru


Слайд 2Психотерапи́я (от др.-греч. ψυχή — «душа», «дух» + θεραπεία — «лечение»,

«оздоровление», «лекарство») — система лечебного воздействия на психику и через психику на организм человека.

Психотерапия – это лечение различных заболеваний с помощью психологических методов (медицинская модель)
Психотерапия — это использование психологических средств для восстановления нару­шенной деятельности организма (психологическая модель)





Слайд 3
Психотерапевтический подход в медицинской практике – это особый вид межличностного взаимодействия,

при котором пациентам оказывается профессиональная помощь с использованием психологических средств при решении возникающих у них проблем и затруднений в восстановлении соматического здоровья




Слайд 4Клиническая беседа
Клиническая беседа — это широко применяемый в психологии метод исследования

различных аспектов поведения и психологических особенностей человека в процессе вербальной коммуникации.

Слайд 5Закрытые вопросы — это вопросы, на которые ожидается ответ «да» или

«нет». Они обращены ко всему объему содержащего­ся в них смысла. Использование вопросов такого типа осуще­ствляется со строго определенной целью — расширить или сузить первоначальное сообщение говорящего, нацелить на при­нятие решения.

Открытые вопросы — это вопросы, которые требуют какого-либо объяснения. Вопросы такого типа позволяют общению перейти в разновидность диалога — монолога, с упором на мо­нолог собеседника. Благодаря использованию вопросов этого типа собеседник имеет возможность без подготовки, по своему усмотрению, строить содержание ответов. Это так называемые вопросы «кто», «что», «как», «сколько», «почему».

Типы вопросов:


Слайд 6Выясняющие вопросы — являются обращением к говорящему за уточнением. Они вынуждают

собеседника размышлять, тщательно обдумывать и комментировать то, что уже было сказа­но. Например: «В этом ли состоит проблема, как Вы ее понимаете?»; «Что Вы имеете в виду?». Однако, для углубленного выяснения содержания ответа собеседника более удобным предоставляется не формулирование вопросов, а прием перефразирования, когда говорящему передают его же сообщение, но словами слушающего. При перефразировании выбираются только главные, существенные моменты сообщения.
Цель перефразирования — собственная формулировка сообщения говорящего для проверки его точности. Перефразирование можно начать следующими словами: «Как я понял Вас...»; «Как я понимаю, Вы говорите...»; «Другими словами, Вы считаете...»; «По Вашему мнению...».

Слайд 7Основой второй классификации является характер связи вопросов с исследуемым, обсуждаемым предметом.

В ней выделяются следующие типы вопросов:

1. Прямые — непосредственно касаются исследуемого предмета, например: «Боязно ли Вам обращаться к незнакомому человеку?».

2. Косвенные — более опосредованно касаются исследуемого предмета, оставляя испытуемому широкий выбор ответа, на­пример: «Как Вы поступаете, когда Вам бывает боязно обра­титься к незнакомому человеку?».

3. Проективные — касаются той области, в которую включен ис­следуемый предмет («Все ли боятся обращаться к незнакомым людям?»). К ним нужно добавлять вспомогательные вопросы («Ну, а как Вы?»).

Слайд 8Тестирование — это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений

и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.
Метод анкети́рования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета.

Метод тестирования и анкетирования. Опросники.


Слайд 9Опросниками называют такую группу психодиагностических методик, где задания представлены в виде

вопросов и утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.

Слайд 10Методика предназначена для определения копинг-механизмов, способов преодоления трудностей в различных сферах

психической деятельности, копинг-стратегий.
Данный опросник считается первой стандартной методикой в области измерения копинга.
Копинг, копинговые стратегии (англ. coping, coping strategy) — это то, что делает человек, чтобы справиться (англ. to cope with) со стрессом. Понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы совладать со стрессами, и в общем случае, с психологическими трудными ситуациями обыденной жизни

Копинг-тест Лазаруса


Слайд 11Конфронтация. Разрешение проблемы за счет не всегда целенаправленной поведенческой активности, осуществления

конкретных действий. Часто стратегия конфронтации рассматривается как неадаптивная, однако при умеренном использовании она обеспечивает способность личности к сопротивлению трудностям, энергичность и предприимчивость при разрешении проблемных ситуаций, умение отстаивать собственные интересы;

Дистанцирование. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет субъективного снижения ее значимости и степени эмоциональной вовлеченности в нее. Характерно использование интеллектуальных приемов рационализации, переключения внимания, отстранения, юмора, обесценивания и т.п.;

Виды копингов:


Слайд 12Самоконтроль. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет целенаправленного

подавления и сдерживания эмоций, минимизации их влияния на восприятие ситуации и выбор стратегии поведения, высокий контроль поведения, стремление к самообладанию;

Поиск социальной поддержки. Разрешение проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки. Характерны ориентированность на взаимодействие с др. людьми, ожидание поддержки, внимания, совета, сочувствия, конкретной действенной помощи;

Принятие ответственности. Признание субъектом своей роли в возникновении проблемы и ответственности за ее решение, в ряде случаев с отчетливым компонентом самокритики и самообвинения. Выраженность данной стратегии в поведении может приводить к неоправданной самокритике и самобичеванию, переживанию чувства вины и хронической неудовлетворенности собой;

Слайд 13Бегство-избегание. Преодоление личностью негативных переживаний в связи с трудностями за счет

реагирования по типу уклонения: отрицания проблемы, фантазирования, неоправданных ожиданий, отвлечения и т.п. При отчетливом предпочтении стратегии избегания могут наблюдаться инфантильные формы поведения в стрессовых ситуациях;

Планирование решения проблемы. Преодоление проблемы за счет целенаправленного анализа ситуации и возможных вариантов поведения, выработки стратегии разрешения проблемы, планирования собственных действий с учетом объективных условий, прошлого опыта и имеющихся ресурсов;

Положительная переоценка. Преодоление негативных переживаний в связи с проблемой за счет ее положительного переосмысления, рассмотрения ее как стимула для личностного роста. Характерна ориентированность на надличностное, философское осмысление проблемной ситуации, включение ее в более широкий контекст работы личности над саморазвитием.

Слайд 14Шкала тревоги Спилбергера (State-Trait Anxiety Inventory - STAI) - является информативным

способом оценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность, как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Шкала тревоги Спилберга-Ханина.


Слайд 15Состояние реактивной (ситуационной) тревоги возникает при попадании в стрессовую ситуацию и

характеризуется субъективным дискомфортом, напряженностью, беспокойством и вегетативным возбуждением. Естественно, это состояние отличается неустойчивостью во времени и различной интенсивностью в зависимости от силы воздействия стрессовой ситуации. Таким образом, значение итогового показателя по данной подшкале позволяет оценить не только уровень актуальной тревоги испытуемого, но и определить, находится ли он под воздействием стрессовой ситуации и какова интенсивность этого воздействия на него.

Слайд 16Личностная тревожность представляет собой конституциональную черту, обусловливающую склонность воспринимать угрозу в

широком диапазоне ситуаций. При высокой личностной тревожности каждая из этих ситуаций будет обладать стрессовым воздействием на субъекта и вызывать у него выраженную тревогу. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями.

Слайд 17Шкала депрессии Бека – это один из самых известных тестов, позволяющих

определить степень тяжести депрессивного расстройства.
Разработал методику Аарон Бек, американский когнитивный психотерапевт, впервые опубликованная автором в 1961 году.

Подходит шкала Бека для оценки депрессии во всех ее проявлениях и, кроме того, анализа отдельных характерных выражений расстройства.

Тест на депрессию «Шкала Бека».


Слайд 18 Депре́ссия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — психическое расстройство,

характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и так далее), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

Слайд 19Диагностирует локализацию контроля над значимыми событиями. В основе его лежит различение

двух локусов контроля – интернального и экстернального и, соответственно, двух типов людей – интерналов и экстерналов.

Интернальный тип. Человек считает, что происходящие с ним события зависят прежде всего от его личностных качеств (компетентности, целеустремленности, уровня способностей и т. п.) и являются закономерными следствиями его собственной деятельности.

Экстернальный тип. Человек убежден, что его успехи и неудачи зависят прежде всего от внешних обстоятельств – условий окружающей среды, действий других людей, случайности, везения или невезения и т. д.

Тест-опросник субъективного контроля (УСК) Дж. Роттера


Слайд 201) Объясните своими совами, для чего вам нужно использовать психотерапевтический подход

во врачебной деятельности.
2) Приведите пример ситуации, в которой врачу потребуется воспользоваться методом беседы с пациентом.
3) Приведите пример ситуации, в которой врачу потребуется воспользоваться анкетированием, тестом или опросом в работе с пациентом.

Вопросы по пройденной теме:


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика