Психологпрактик как профессия презентация

Содержание

4. Анализ деятельности практического психолога как задача повышения результативности его деятельности Тема 2. Психолог-практик как профессия

Слайд 1Бакалаврский курс
«Практико-ориентированное вхождение в профессию»


Слайд 24. Анализ деятельности практического психолога как задача повышения результативности его деятельности


Тема 2. Психолог-практик как профессия


Слайд 3Лабораторная работа по теме 2 «Психолог-практик как профессия», занятие 3 «Анализ

деятельности психолога как задача практической психологии»

Цель: овладеть навыками анализа деятельности профессионального психолога

Слайд 4Вопросы для отработки на занятии:
1. Структура и уровни анализа деятельности практического

психолога.
2. Особенности анализа структурных компонентов деятельности практического психолога в зависимости от типа профессиональной деятельности: мотивов, цели, условий и задач осуществления профессиональной деятельности практического психолога, способов и средств ее реализации, результата.
3. Просмотр учебного фильма «Зеленая хонда» и анализ-обсуждение по рассмотренным ранее структурным компонентам деятельности психотерапевта – главного героя фильма.


Примечание:
- группа разбивается на три подгруппы, каждая из которых анализирует деятельность психотерапевта отдельно, после чего представляется 3 варианта анализа;
- за неделю до занятия обучаемым предлагается изучить текст новеллы, по которой был снят учебный фильм «Зеленая хонда», «Если бы насилие было разрешено…» из книги И.Ялома «Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы».

Слайд 5Литература


Слайд 6Асмолов Александр Григорьевич


Слайд 7Литература
Кузовкин В.В. Кейс-метод в сфере вузовского обучения психологов-консультантов // Журнал практического

психолога. – 2014. – № 2. – С. 164-182
Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 384 с. (особенно Глава 4 «Деятельность и общение как способы социальной жизни человека»)
Шведин Б. Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. – М.: ВПА, 1989. – 64 с.
Ялом И. Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы. – М.: Незавмсимая фирма «Класс», 2007. – 288 с.

Слайд 8ФГОС ВПО-3 «Психология»
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
5.1.

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью и готовностью к:
- овладению навыками анализа своей деятельности … (ОК-6)

Слайд 9ФГОС ВПО-3 «Психология»
V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ МАГИСТРАТУРЫ
5.2.

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в научно-исследовательской деятельности: способностью и готовностью к:
- овладению навыками анализа своей деятельности как профессионального психолога … (ПК-11)

Слайд 104.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной

деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
практическая деятельность:
анализ психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности индивидов и групп;
предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, в функционировании людей с ограниченными возможностями, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности;

ФГОС ВПО-3+ «Психология»


Слайд 115.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими

виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
практическая деятельность:
способностью к реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развитии, профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

ФГОС ВПО-3+ «Психология»


Слайд 125.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими

виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
научно-исследовательская деятельность:
способностью к постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-6);

ФГОС ВПО-3+ «Психология»


Слайд 135.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими

виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:
научно-исследовательская деятельность
способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9);

ФГОС ВПО-3+ «Психология»


Слайд 14Деятельность в психологии
Под деятельностью понимается динамическая система взаимодействий субъекта с внешним миром, в

ходе которых человек сознательно, целенаправленно воздействует на объект, за счет чего он удовлетворяет свои потребности.

Слайд 15Асмолов Александр Григорьевич


Слайд 16А.Н.Леонтьев
Л.С.Выготский
Культурно-историческая теория
Деятельностный подход


Слайд 17В контексте деятельностного подхода к изучению психических явлений и личности человека

предлагается следующее определение категории «деятельность»:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ представляет собой динамическую, саморазвивающуюся иерархическую систему взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа (то, что имеет смысл для субъекта), осуществление, преобразование и воплощение опосредствованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности


Слайд 18Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся 1) в активном

отражении индивидом объективного мира,
2) построении субъективного образа этого мира и
3) саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности

Слайд 19При введении категории деятельности в психологию мы получаем представления о долгом

пути рождения человека как личности в процессе его жизни в системе социальных отношений, осуществляемого в деятельности и общении

Слайд 20Любые попытки понимать личность вне контекста реального процесса взаимоотношений субъекта в

мире с самого начала обессмысливают изучение ее сущности. Рассматривать личность вне анализа деятельности – значит сбрасывать со счетов ключевой для понимания любой саморазвивающейся системы вопрос:
для чего возникает личность как совершенно особая реальность?

Слайд 21Важно для практической психологии!!!
Если предметная совместная деятельность вводится в качестве метода

анализа развития личности, то становится очевидной неадекватность статичного понимания личности, ее структуры и утверждается, что основной формой существования личности является ее развитие

Слайд 22.
Мотив

Цель

Условия

Потребность

Задача

Деятельность

Действие

Операция

Схема. Психологическое строение деятельности (по А.Н.Леонтьеву)



Слайд 23Потребности

Мотивы

Цель

Способы деятельности

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Средства деятельности

Результат
Условия среды
Внутренние условия
Схема. Психологическая структура деятельности


Слайд 24Психотерапевтическая новелла «Если бы насилие было разрешено»


Слайд 25
педагог
цель
объект




результат
способы
средства
Строение методической и учебной деятельности

преподавателя

Внутренние условия

Внешние условия

субъект

задачи


Слайд 26Анализ деятельности позволяет выявлять, прогнозировать и оценивать:
- общие закономерности осуществления конкретной

деятельности и особенности ее осуществления в тех или иных условиях;
- требования конкретного вида деятельности к психологическим качествам, например, профессиональных психологов-практиков – как потенциальных субъектов практической деятельности;
- успешность или не успешность предстоящей деятельности, исходя из предварительной оценки наличных обстоятельств (качеств субъектов, характеристик условий и т. п.);
- эффективность воздействий на клиентов, обратившихся за психологической помощью и т. д.

Слайд 27Системно-ситуативный анализ деятельности
Характеризуя возможности реализации тех требований, которые предъявляются к специалистам-психологам

ФГОС ВПО по поводу анализа деятельности, хотелось бы рассмотреть, как может использоваться, например, психологический анализ деятельности психолога-консультанта на основе системно-ситуативного анализа деятельности (далее - ССАД).

Слайд 28ССАД позволяет выявлять, прогнозировать и оценивать:
- общие закономерности осуществления конкретной деятельности

и особенности ее осуществления в тех или иных условиях;
- требования конкретного вида деятельности к психологическим качествам, например, профессиональных психологов-практиков - как потенциальных субъектов консультативной деятельности;
- успешность или не успешность предстоящей деятельности, исходя из предварительной оценки наличных обстоятельств (качеств субъектов, характеристик условий и т. п.);
- эффективность психотерапевтических воздействий на клиентов, обратившихся за психологической помощью и т. д.

Слайд 29Разработчик ССАД Б.Я.Шведин предъявляет следующие требования к его свойствам, которые мы

по аналогии обратим к деятельности психолога-консультанта

Слайд 301. Системность целей и результатов анализа. Консультативная деятельность является системой как совокупность множества

элементов, которые вместе составляют единое целое, и анализ вырванных из ее процесса и контекста отдельных элементов не корректен. Исходя из этого ССАД предполагает анализ деятельности в целом, во всем многообразии ее совокупных элементов: мотивов, целей, детерминант, условий, задач, средств и способов осуществления, и результатов.

Слайд 312. Непрерывность изучения деятельности. Деятельность – явление динамичное, развивающееся. Изменяются мотивы, условия, средства,

способы деятельности, качественно меняются ее результаты. Например, участие психолога-консультанта в консультационной деятельности на различных ее этапах может определяться той теорией, которая используется специалистом, образом человека, который сформирован под воздействием данной теории, личного мировоззрения психолога-консультанта и др. С ростом его профессионального мастерства меняются средства и способы его действий в рамках зафиксированных руководством по тому или иному методу консультирования норм. Существенные трансформации происходят в оценке ее результатов и т. д.

Слайд 323. Единицей анализа деятельности выступает ситуация. Любой анализ должен осуществлять по конкретным единицам.

Критерием верности выбора единицы анализа является то, насколько она позволяет выявлять целостные свойства объекта: его структуру, динамику развития, свойства. То есть осуществлять в единстве структурный, функциональный и генетический анализ.
При анализе деятельности необходимо также выявлять в субъектно-объектной определенности ее функции, изучать как саму активность специалиста, так и ее среду.

Слайд 33Исходя из этих положений, выдвинутых Б.Я.Швединым, мы можем рассматривать консультативную деятельность

в трехмерном «пространстве»: задача, субъект деятельности, объективные условия деятельности (рис.2.11). Попытки рассмотреть по отдельности задачу, субъект или объективные условия деятельности, согласно автора ССАД, порождают значительные трудности в их изучении и объяснении, применении результатов такого анализа на практике.

Слайд 34Ситуация как единица психологического анализа деятельности практического психолога


Слайд 35Основными характеристиками деятельности, согласно А.Н.Леонтьева, являются предметность и субъектность. Предметность указывает

на то, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на человека, а лишь по мере преобразования в процессе деятельности. Субъектность деятельности находит свое выражение в том, что человек всегда привносит в окружающий мир нечто свое: свой опыт, свои цели и мотивы, придает деятельности свой неповторимый личностный смысл.

Слайд 36Б.Я. Шведин утверждает:
Мотивов, целей, способов деятельности – "вообще" – нет.

Они разворачиваются каждый раз заново в тесной диалектической связи и определенности, в зависимости от того:
какая задача выполняется
кем (опыт, подготовленность и т. д.)
в каких конкретно условиях
Все богатство мотивов, целей, способов, результатов деятельности порождается за счет варьирования и различного сочетания ее задач, субъектов и объективных условий

[Шведин Б.Я. Человеческий фактор в управлении войсками: проблемы и поиски. - М., 1989.].

Слайд 37И в качестве единицы анализа деятельности он предлагает взять ситуацию, под которой понимается

наименьшая, неделимая, системно организованная часть деятельности, в которой проявляются все ее элементы в целостной непосредственной связи и взаимодействии, осуществляющаяся от начала до конца решения задачи в конкретных условиях

Слайд 38В деятельности психолога-консультанта задачи могут меняться:
а) внешним образом (сам клиент, например,

меняет запрос или заявляет об инсайте и разрешении части заявленной проблемы).
б) внутренним образом(постановка самим психологом-консультантом новой задачи, например, в зависимости от этапа, который проходит специалист совместно с клиентом в ходе конкретной консультационной сессии или начало последующей сессии после перерыва в сессиях);


С изменением задачи рождается новая ситуация

Слайд 39Таким образом, системный подход к анализу консультативной деятельности может быть осуществлен

только по единицам, представляющим собой наименьшую неделимую ее часть, сохраняющим свойства всей деятельности. Такой единицей выступает ситуация, представляющая собой диалектическое единство субъекта деятельности, выполняемой им задачи и объективных деятельностных условий. Создание банка ситуаций и его последующее изучение позволяет получить целостное и объективное знание о консультативной деятельности.

Слайд 40Трудные ситуации жизнедеятельности


Слайд 41Психотерапевтическая новелла «Если бы насилие было разрешено»


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика