Слайд 1Психолого-педагогические основы дифференциации и индивидуализации обучения
Слайд 2Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:
уровень обученности и обучаемости;
уровень общих
умственных способностей;
скорость усвоения;
ндивидуальный стиль умственной деятельности;
психофизические особенности учащихся.
Слайд 3Взаимосвязь индивидуализации и дифференциации обучения
Индивидуализация – это учет в процессе обучения
индивидуальных особенностей обучающихся, создание условий для проявления и развития личности.
Дифференциация – разделение обучающихся на группы на основании каких-либо индивидуальных особенностей для отдельного обучения.
Индивидуализация обучения определяет сущность, целевую направленность дифференциации.
Слайд 4
Индивидуализация – это осуществление принципа индивидуального подхода, это организация учебного процесса
с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.
Слайд 5В школьной практике индивидуализация всегда относительна по причинам:
обычно учитываются индивидуальные
особенности не каждого ученика;
2) учитываются лишь известные особенности и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности);
3) иногда происходит учёт некоторых свойств лишь в том случае, если это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);
4) индивидуализация реализуется эпизодически.
Слайд 6
В практической деятельности необходимо разработать систему воздействия на каждого ученика с
учётом индивидуальных возрастных особенностей.
Для этого необходимо изучение ученика.
Слайд 7Изучение ребёнка – процесс непрерывный, развивающийся
План наблюдения
1. Особенности умственного развития:
а) внимания,
памяти, мыслительных процессов;
б) усвоения учебного материала – самостоятельность, темп работы;
в) речь, начитанность, общий кругозор.
2. Знания ученика и его отношения к учению:
а) качество знаний по предметам;
б) уровень общеучебных умений; умения слушать и слышать, организовать рабочее место и поддерживать порядок в нём, включаться сразу в работу, работать на заданном темпе, проверять правильность выполнения задания (самопроверка), умение довести работу до конца;
в) отношение к своим успехам и неудачам в учебной работе, отношение к оценке учителем и товарищами;
г) прилежание, интерес к учебной работе.
3. Дисциплина и морально – волевые качества: сосредоточенность, настойчивость, стремление достигнуть результата.
Слайд 8Индивидуализация обучения предполагает разработку заданий (программ) различного уровня трудности и объёма,
учитывающей индивидуальные особенности каждого учащегося.
Слайд 9Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, а, следовательно, понятия “внутренней дифференциации”
и “индивидуализации” по существу тождественны.
Слайд 10
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ в переводе с латинского «difference» означает разделение,
расслоение целого на
части
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Это форма организации учебного процесса, при которой учитель работая с группой обучающихся, учитывает их особенности
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ
(дифференцированный подход в обучении)
Это создание разнообразных условий обучения для различных классов, групп с целью учёта их особенностей
ЦЕЛЬ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ - ОБУЧЕНИЕ КАЖДОГО НА УРОВНЕ ЕГО ВОЗМОЖНОСТЕЙ, СПОСОБНОСТЕЙ, ОСОБЕННОСТЕЙ
Слайд 11Основные компоненты дифференциации:
Учет индивидуально-типологических особенностей личности.
Группирование учащихся.
Различное построение процесса обучения в
выделенных группах.
Слайд 12Виды дифференциации
региональная - по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы,комплексы);
внутришкольная (уровни,
профили, отделения, углубления, уклоны, потоки);
в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические, лицейские, классы компенсирующего обучения и т.д.);
межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы);
внутриклассную, или внутрипредметную (группы в составе класса).
Слайд 13В российском образовании применяется дифференциация:
по возрастному составу;
по полу;
по области интересов;
по
уровню умственного развития;
по уровню достижений;
по личностно-психологическим типам.
Слайд 15
Дифференциация обучения - группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или
комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планом и (или) программам. Так создаются относительно гомогенные классы (однородные группы, школы)
Положительный потенциал дифференцированного обучения:
а) позволяет выровнять развитие слабых, делает обучение посильным;
б) слабый не ощущает свои слабости, сильный должен прилагать больше усилий при учебной работе;
в) учителю легче подбирать дидактический материал, который соответствует уровню класса;
г) научно-обоснованные доводы для дифференциации позволяют учитывать индивидуальные, интеллектуальные, психофизические особенности учащихся.
Негативные последствия
а) средние и слабые ученики остаются без развивающего влияния сильных;
б) неблагоприятная эмоциональная обстановка: снобизм у сильных учеников и чувство неполноценности у слабых;
в)дифференциация на основе умственных способностей не позволяет учитывать различные стороны интеллекта, другие свойства личности, а также факторы развития;
д) при переформировании классов разрушаются сложившиеся ученические коллективы.
Слайд 16Технологии дифференцированного обучения, разрабатываются в рамках различных форм дифференциации:
Внешняя дифференциация
Внутренняя дифференциация
Слайд 17Частный случай дифференциации - “внутренняя дифференциация”
групповая работа - построение работы, где
класс делится для выполнения того или иного задания на группы по 3 – 8 человек – чаще всего по 4 человека.
Задание даётся группе, а не отдельному ученику
учащийся находится в более благоприятных условиях
он может высказать своё мнение
активнее участвовать в решение учебных задач в соответствии со своими интересами и способностями .
Слайд 18Внешняя дифференциация
(с выделением стабильных групп для отдельного обучения)
Элективная (гибкая):
Свободный набор
дисциплин на базе инвариантного ядра, спецкурсы по выбору
Селективная (жесткая)
Группы специализаций
Группы базового уровня обучения (стандарт)
Группы повышенного уровня
Слайд 19Внутренняя дифференциация
(осуществляется в неоднородной по составу студенческой группе без выделения
стабильных подгрупп)
Дифференцированный
подход
Уровневая дифференциация
Уровень обязательной профессиональной подготовки
Уровень повышенной подготовки
Слайд 20Технологии разноуровневого обучения и индивидуализированные технологии
Слайд 21Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
Особенности содержания
Наличие стандартов
базовых образовательных областей,
состоящих из 2 уровней требований:
1) к содержанию образования, которое школа обязана предоставить учащемуся,
2) к содержанию образования, которое школа должна потребовать от учащегося, и усвоение которого является минимально обязательным для учащегося.
Концептуальные положения
Базовый уровень нельзя представлять в виде «суммы знаний», предназначенных для изучения в школе.
Обязательность базового уровня.
Ученик должен испытывать учебный успех.
Слайд 22Уровневая дифференциация обучения предусматривает:
- наличие базового обязательного уровня общеобразовательной подготовки, которого
обязан достичь учащийся;
- базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к учащимся;
- базовый уровень должен быть реально выполним для всех учащихся;
- наряду с базовым уровнем учащемуся предоставляется возможность повышенной подготовки, определяющаяся глубиной овладения содержанием учебного предмета.
Это обеспечивается уровнем обучения, который превышает уровень минимального стандарта.
Пространство «ножниц» - зона ближайшего развития - заполнено дополнительными вариантами - «лестницей» деятельности.
Слайд 23Особенностями методики преподавания являются:
• блочная подача материала;
• работа с малыми группами
на нескольких уровнях усвоения;
• наличие учебно-методического комплекса.
Основное условие уровневой дифференциации по Фирсову - систематическая повседневная работа по предупреждению и ликвидации пробелов путем организации пересдачи зачетов.
Оценивание знаний:
Альтернативой традиционному способу оценки «вычитанием» является «оценка методом сложения»
Особенности методики:
Слайд 24Внутриклассная дифференциация
(Н. П. Гузик)
Автор назвал свою систему «Комбинированной системой обучения»,
ее отличительные особенности:
внутриклассная дифференциация по уровню
и развивающий цикл уроков по теме.
Слайд 25Пять основных типов уроков:
– уроки разбора нового материала,
– комбинированные семинарские
занятия (индивидуальная проработка материала),
– уроки обобщения и систематизации материала (тематические зачеты),
– уроки межпредметного обобщения и систематизации знаний (защита тематических заданий),
– практические занятия (проводятся по традиционной методике).
Слайд 26Личностно-ориентированное обучение
(И. С. Якиманская)
Акцент целей:
Развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка.
Максимально выявить,
инициировать, использовать индивидуальный (субъективный) опыт ребенка.
Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства.
Слайд 27Особенности технологии:
Особенности содержания:
Технология личностно-ориентированного обучения представляет сочетание обучения, понимаемого как нормативно-сообразная
деятельность общества, и учения как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка.
Особенности методики:
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности.
В центре – ребенок,
его индивидуальные особенности и возможности.
Слайд 28Другие технологии индивидуализации и дифференциации обучения:
Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам
детей (автор И. Н. Закатова)
Технология индивидуализации обучения (авторы Инге Унт, А. С. Границкая, В. Д.)
Слайд 29Список литературы:
Зеер Э. Ф. Личностно-развивающие технологии начального профессионального образования: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 176 с.
Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
Осмоловская И. М. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 240 с.
Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2т. Т. 1. – М.: НИИ школьных технологий, 2006. – 816 с.
Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М., 1996. – 94 с.