Аристотель: первая систематизация знания
Слайд 2РАССМАТРИВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ:
1.Метафизика Аристотеля.
2.Логика
и теория познания Аристотеля.
3.Аристотель о человеке, этике и политике.
Слайд 4ЛИЦЕЙ АРИСТОТЕЛЯ
Великий др.-греч. учёный и философ Аристотель (384-322
гг. до н.э.) родился в Стагире на границе с Македонией.
Его учёба в Академии Платона – с 366 г. продолжалась до смерти последнего в 347 г. до н.э.
В 335 г. Аристотель основывает свой ЛИКЕЙ ( на территории храма Аполлона Ликейского в Афинах).
Аристотель был приглашен Филиппом Македонским обучать и воспитывать его сына –Александра, будущего великого завоевателя.
Слайд 5ТРУДЫ АРИСТОТЕЛЯ
Сохранившиеся труды Аристотеля составили «Корпус аристотеликум» -
свод его сочинений.
Важнейшие труды философа:
«Метафизика» (14 книг),
«О риторике»,
«Органон», (куда входят «Категории»,
«Об истолковании»,
«1 и 2 «Аналитики»,
«О софистических опровержениях»,
«Физика»,
«О небе»,
«О возникновении и уничтожении»,
«Никомахова этика»,
«Политика»,
«История животных».
Слайд 6 1.Метафизика Аристотеля
Термин «метафизика» был
предложн Андроником Родосский - «Та мета та фюзика» («То, что после физики»). Он объединил в 1 в. до н.э. различные лекции и заметки Аристотеля по «первой философии».
Затем выражение слилось в одно слово – «метафизика». Первая философия (метафизика)
1) есть исследование причин, первых или высших начал;
2) есть познание бытия как такового;
3) есть знание о субстанции;
4) есть знание о Боге и субстанции сверхчувственной.
Слайд 7СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
Существующие науки делится Аристотелем на
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ(умозрительные),
цель которых знание ради знания;
ПРАКТИЧЕСКИЕ, цель которых практическая деятельность;
ПОЙЕТИЧЕСКИЕ (творческие), цель которых – знание ради творчества, служить наслаждению человека.
Слайд 8СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ
Теоретические разделяется на ФИЗИКУ МАТЕМАТИКУ и ФИЛОСОФИЮ.
К практическим относятся ЭТИКА , ЭКОНОМИКА и ПОЛИТИКА.
К пойетическим – РИТОРИКА и ПОЭТИКА.
ЛОГИКА же – не самостоятельная наука, а пропедевтика ко всему комплексу наук.
Слайд 9«ПЕРВАЯ СУЩНОСТЬ»
Для Аристотеля истинно первоначально существует ОТДЕЛЬНАЯ чувственно
воспринимаемая ВЕЩЬ, живой индивид, «первая сущность» или ПЕРВОЕ СУЩЕЕ.
Но всякая вещь всегда «одна из». В ней есть нечто изменяющееся, и нечто сохраняющееся и есть нечто случайное.
Это моменты любой вещи, нечто ВСЕОБЩЕЕ в них.
Слайд 10ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ
Для возникновения и существования вещи необходимы 4 причины:
МАТЕРИАЛЬНАЯ – то
из чего состоит вещь, в чем все вещи едины;
ФОРМАЛЬНАЯ – это сущность вещи , ее идея, энтелехия;
ДВИЖУЩАЯ – внешняя причина движения и изменения вещи;
ЦЕЛЕВАЯ – это конечная причина, или то, ради чего существует вещь, то, к чему она стремится.
Например, возьмем глиняный горшок.
Материя – это чистая возможность (потенция), а форма – чистая действительность.
Материя и форма – это две противоположности – материальное и духовное.
Слайд 11ЧЕТЫРЕ ПРИЧИНЫ
Всякая вещь есть акт оформления материи, перехода
возможности (ПОТЕНЦИИ) в действительность (АКТ).
ФОРМАЛЬНАЯ, ДВИЖУЩАЯ и ЦЕЛЕВАЯ - это причины одного уровня (духовные), которые в дальнейшем Аристотель сводит к одной – ФОРМАЛЬНОЙ.
Остаются, таким образом, две причины: МАТЕРИАЛЬНАЯ И ФОРМАЛЬНАЯ
Слайд 12«ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ» АРИСТОТЕЛЯ
Согласно Аристотелю, можно теоретически предположить существование первоматерии
, материи без формы. Сама по себе она – никакая, но может быть всем.
А раз так, должна существовать и ЧИСТАЯ ФОРМА , то есть форма без материи. Это есть «Форма форм» или Бог, или ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ всего сущего и познаваемого.
Слайд 132.Логика и теория познания Аристотеля
Аристотель –отец логики как
систематической науки о мышлении и его законах. Логика – это мышление о мышлении, что означает Ум (Нус). «В начале науки будет Нус». Аристотель назвал свою науку о мышлении АНАЛИТИКОЙ. В дальнейшем все логические трактаты Аристотель объединил под одним названием ОРГАНОН, что означает орудие (познания).
Слайд 14Логика и теория познания Аристотеля
Логика (АНАЛИТИКА) Аристотеля –
это ФОРМАЛЬНАЯ наука, исследующая мышление с точки зрения его формы. Эти формы мышления всеобщи и не зависят от эмпирического содержания.
Формальная логика изучает ПОНЯТИЯ, СУЖДЕНИЯ (высказывания) и УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ.
Логика изучает лишь те высказывания, которые могут быть истинными или ложными, те, которые выражают себя в форме УТВЕРЖДЕНИЯ или ОТРИЦАНИЯ.
Слайд 15НАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
В науке важнейшая задача – правильное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(дефинирование) понятий. Мыслимо и познаваемо лишь общее.
Отсюда главное НАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ понятий – через указание рода и видового отличия (специфического признака).
Например, «квадрат – это прямоугольный четырёхугольник, у которого все стороны равны».
Слайд 16КАТЕГОРИИ - ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ПОНЯТИЙ
КАТЕГОРИЯ– понятие.
Категории - не только понятия, но и основные виды понятий: субстанция (вещь, предмет), количество, отношение, где (место), когда (время), положение, обладание (присущность), действие, страдание (претерпевание).
Слайд 17СТРУКТУРА СУЖДЕНИЯ
Элементарная форма всякого суждения «S есть Р»,
где S – субъект суждения, а Р – предикат суждения т.е. то, что утверждается о субъекте, то, что ему приписывается.
Т.о., в суждении с помощью связки «есть» связываются не только понятия, но посредством этой связи и сами вещи.
Раз суждение – основной элемент знания о мире, то оно подлежит оценки на истинность или ложность.
ИСТИННОСТЬ – это СООТВЕТСТВИЕ знания предмету.
Слайд 18ВИДЫ СУЖДЕНИЙ
Виды суждений:
- утвердительные или отрицательные,
- истинные
или ложные,
- общие или частные,
- категорические (связка «есть»),
- проблематические («возможно, что есть»),
- аподиктические («необходимо есть»).
Для науки наиболее важными и ценными являются АПОДИКТИЧЕСКИЕ суждения.
Слайд 19УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
Соединяясь, суждения образуют УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ (логический вывод) или силлогизм.
Его первая и главная форма:
«если Р то М»,
«если М то S»,
то «если Р то S».
Все люди (М) смертны,
Сократ (S) – человек (М);
следовательно, Сократ (S) смертен (Р).
Слайд 20ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ
Первый закон логики Аристотеля-
ЗАКОН ПРОТИВОРЕЧИЯ: «Невозможно, чтобы одно и
то же вместе было и не было присуще одному и тому же в одном и том же смысле, в одно и то же время («Неверно, что А и не-А»).
Нельзя одновременно в одном и том же смысле быть и рабом, и свободным.
Второй закон логики -
ЗАКОН ТОЖДЕСТВА («А=А»).
Третий закон логики –
ЗАКОН ИСКЛЮЧЁННОГО ТРЕТЬЕГО («А или не-А, но не В»), т.е. истинно либо А, либо не-А, третьего не дано.
Можно быть либо рабом, либо свободным, а третьего не дано.
Слайд 21ОПЫТНО-ИНДУКТИВНОЕ ЗНАНИЕ
И хотя цель науки – строгое доказательство
своих положений, логическое выведение всего особенного из первых общих начал, аксиом и постулатов, путь к науке ведёт лишь через чувства, опыт и индукцию.
Таким образом, Аристотель выделяет 2 ступени познания, которые взаимоно дополняют друг друга:
эмпирическая ступень познания и
абстрактно логическая ступень.
Слайд 22 3.Аристотель о человеке, этике и политике
ЧЕЛОВЕК, согласно
Аристотелю, есть политическое, мыслящее животное, обладающее душой.
ДУША есть энтелехия, т.е. форма живого тела – его жизнь, его деятельность, его целеустремлённая энергия, его характер, его самореализация. Душа заставляет тело реализовывать предназначенную ему цель.
Нет никакой ДУШИ без ТЕЛА.
Душа – не субстанция, но ФУНКЦИЯ.
Слайд 23ТРИ ЧАСТИ ДУШИ
В душе Аристотель выделяет ТРИ части,
соответствующие трём главным видам живых существ, трём царствам природы:
ВЕГЕТАТИВНАЯ (растительная), которой присуще питание и размножение;
ЧУВСТВЕННАЯ (животная), которой присуще движение и ощущение, и
РАЗУМНАЯ, которой присуще мышление.
Растительная душа присуще растениям, растительная и животная – животным, и все три части – человеку.
Слайд 24БЕССМЕРТИЕ ТВОРЧЕСКОГО УМА
Со смертью человеческого тела умирают растительная
и животная части души, а разумная остается существовать вечно, так как она почти не связана с функциями тела.
А потому Аристотель НЕ ПРИЗНАЁТ БЕССМЕРТИЯ индивидуальной души.
Но ТВОРЧЕСКИЙ УМ как энтелехия может СУЩЕСТВОВАТЬ ОТДЕЛЬНО ОТ ТЕЛА, а следовательно, обладает бессмертием.
Слайд 25ЭТИКА -
особая философская дисциплина, сфера практической
философии.
Цель этики– достижение блага, что , по Аристотелю, то есть следование требованиям разума.
Благо человека – разумная деятельность, в ней и заключено «блаженство», «эвдемония», т.е. счастье человека.
Слайд 26ДОБРОДЕТЕЛЬ (АРЕТЭ)
Поскольку человек – живое существо, наделённое разумом,
то и сама добродетель (или нравственность) возникает на «стыке» ДВУХ ПРИРОД человека – ЧУВСТВЕННОЙ и РАЗУМНОЙ.
А потому добродетель (аретэ) – в разумном влечение к благу, приобретает способность подчинять в себе единичное – общим интересам, общему благу.
Слайд 27СЕРЕДИНА МЕЖДУ КРАЙНОСТЯМИ
Добродетель – находит и избирает «золотую
середину»: «ничего слишком».
Добродетели:
ВЕЛИКОДУШИЕ есть середина между малодушием (недостаток) и тщеславием (избыток).
МУЖЕСТВО – среднее между безрассудной отвагой и трусостью.
ЩЕДРОСТЬ – среднее между расточительностью и скупостью и т.д.
Слайд 28ГОСУДАРСТВО АРИСТОТЕЛЯ - ПОЛИТИЯ
ГОСУДАРСТВО существует ради ОБЩЕГО БЛАГА,
ради хорошей жизни всех граждан.
Принцип Аристотеля – государство для человека.
Он пытается построить такое государство, Политию, где основным и самым сильным будет СРЕДНИЙ КЛАСС, класс средних собственников.
Богатые по доброй воле отдадут часть своего богатства бедным, а последние поднимутся до уровня среднего класса.
Ценз для выборов в правительство – немалая собственность.
Так, все будут заинтересованы в политике государства и общество будет прочным.
Слайд 29ПОЛИТИЯ
Государство основывается на законах, которым все подчиняются.
Основное в законах – не нарушать справедливость.
Добродетель СПРАВЕДЛИВОСТЬ есть среднее между уравновешивающей справедливостью (равные возможности для всех) и истиной справедливостью (когда лучшим предоставляется обществом лучшее).
Слайд 30ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА -
Человек – общественное животное
и не может жить без общества и государства.
Семья – ячейка общества, где женщина зависит от мужа, а дети от родителей, и человек не может обойтись без этой зависимости.
Совокупность семей – это государство, которое должно управляться военными вождями, жрецами и правителями.
Слайд 31 ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА -
Аристотель выделяет ТРИ
«правильные» формы государства:
МОНАРХИЯ, АРИСТОКРАТИЯ и ПОЛИТИЯ.
Неприемлемыми для него являлись ТИРАНИЯ, ОЛИГАРХИЯ и ДЕМОКРАТИЯ.
В качестве условно-образцового государственного устройства Аристотель выдвигает «ПОЛИТИЮ», в которой поляризация бедных и богатых снимается преобладанием зажиточных средних слоёв.
Слайд 32Список терминов:
ПЕРИПАТЕТИЧЕСКАЯ ШКОЛА, Перипат(ос), или Ликей (по
названию гимнасия, расположенного около храма Аполлона Ликейского, за восточной окраиной Афин), философская школа Аристотеля. Термин «перипатетик» происходит от слова перипатос – «(крытая) галерея», служившая лекционным залом в Лицее
Слайд 33СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ПЕРВОДВИГАТЕЛЬ – центральное понятие космологии и теологии
Аристотеля. Учение о перводвигателе представляет собой выделение «движущей причины» применительно к космосу в целом (в ряду четырёх причин вообще). В «Метафизике» перводвигатель – трансцендентный «Бог» и ценностное «начало», от которого «зависят вселенная и природа». Поскольку контакт между бестелесным «первым движущим» и телесным «первым движимым» невозможен, то он движет как объект любовного влечения, к которому всё стремится как к высшему благу и конечной цели
Слайд 34СПИСОК ТЕРМИНОВ:
«МЕТАФИЗИКА» Аристотеля (первая философия) – есть
исследование причин, первых или высших начал; есть познание бытия, поскольку оно бытие; есть знание о субстанции; есть знание о Боге и субстанции сверхчувственной.
Слайд 35СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ЭНТЕЛЕХИЯ – с греч. – имеющее цель
в самом себе – целеустремлённость, целенаправленность как движущая сила. Каждый предмет природы имеет внутреннюю причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим, самоцель, активное начало превращающее возможность (потенцию) в действительность (акт).
Слайд 36СПИСОК ТЕРМИНОВ:
АКТ И ПОТЕНЦИЯ – важнейшие понятия философии
Аристотеля. Своим учением об акте (действительность) и потенции (возможность) Стагирит ввёл в онтологию принцип развития. В ответ на апорию элейской школы, согласно которой «возникновение», или «становление» вообще невозможно, Аристотель делит «бытие» на «потенциальное» и «актуальное» - становление оказывается возможным как переход от первого ко второму.
Слайд 37СПИСОК ТЕРМИНОВ:
Существенно соотношение между актом и потенцией, с
одной стороны, и формой и материей – с другой. По Аристотелю, материя есть чистая потенциальность, а форма, эйдос, - актуальность (энергия, или энтелехия) вещи.
Слайд 38СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ПОНЯТИЕ – мысль, отражающая в обобщённой форме
предметы и явления действительности и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков, в качестве которых выступают свойства предметов и явлений и отношения между ними
Слайд 39СПИСОК ТЕРМИНОВ:
СУЖДЕНИЕ - форма мысли, в которой утверждается
или отрицается что-либо относительно предметов и явлений, их свойств, связей и отношений и которая обладает свойством выражать либо истину, либо ложь.
Слайд 40СПИСОК ТЕРМИНОВ:
СИЛЛОГИЗМ – (греч. – сосчитываниие) – умозаключение,
в котором из двух категорических суждений связанных общим средним термином получается третье суждение, называемое выводом.; при этом средний термин в заключение не выходит.
Слайд 41СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ЭНЕРГИЯ – греч. – действую, совершаю
(на деле), термин др.-греч. философии, означающий: 1) действие, осуществление, 2) действительность. Наряду с энтелехией один из двух терминов Аристотеля для обозначение актуальной действительности предмета в отличие от потенциальной возможности его бытия.
Слайд 42СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ЭВДЕМОНИЗМ - (от греч. – счастье,
блаженство), античный принцип жизнепонимания, позднее в этике – принцип истолкования и обоснования морали, согласно которому счастье (блаженство) является высшей целью человеческой жизни.
Слайд 43СПИСОК ТЕРМИНОВ:
ЭОН – начиная с Платона эон становится
классическим термином для обозначения «вечности» в её противопоставлении «времени» (хронос), время в аспекте жизненного существования, как некая целостная самозамкнутая структура (ср. рус. «век»). У Аристотеля эон – вечно сущий, эон также ассоциируется с трансцендирующим пространство и время блаженным божеством. Поскольку «жизненный век» принадлежит вечному существу, постольку он бесконечен и выражает понятие «вечности».
Слайд 44Литература:
Антология мировой философии. В 4-х т. –
М.: Мысль,1969, т.1, ч.1.С.407-475.
Аристотель. Соч. в 4-х т. – М.: Мысль, 1975-1983.
Зубов В.П. Аристотель.- М: Изд-во АН СССР,1963.
Джованни Реале и Дарио Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. 1.Античность. – М.: Петрополис, 1994.
Чернов С.А. Начала философии, ч. З. Учебн. пособие СПбГУТ, СПб.2006.