К ВАЖНЕЙШИМ ЧЕРТАМ АРАБОЯЗЫЧНОЙ СРЕДНЕВЕКОВОЙ
ФИЛОСОФИИ ОТНОСЯТСЯ:
1. Влияние идеологии ислама (возник в 7 в.);
2. Свобода ислама от инквизиции и статуса «святости» (как у христианских
теологов) и отсюда независимости философии от богословия (у ибн-Рушдта);
3. Расцвет мусульманского рационализма (9-12 вв.) (аль-Фараби, ибн-Рушдт);
4. Доминирование схоластической философии;
5. Мистическое направление в философии (у аль-Газали и др.).
Основными философскими и религиозными направлениями
СРЕДНЕВЕКОВОЙ АРАБОЯЗЫЧНОЙ ФИЛОСОФИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
КАЛАМ
ПРЕДСТАВИТЕЛИ:
а) МУТАКАЛЛИМЫ
в) АШАРИТЫ
б) МУТАЗИЛИТЫ
Мутакаллимы – т.н. арабо-исламские схоласты
разрабатывали вопросы догматического богословия, опираясь на рациональный метод рассуждения и «тонкости Калама»
(дакик ал-калам, латиф ал-калам) –
вопросы онтологического и натурфилософского характера.
Представители: Джад ибн Дирхам, Джахм ибн Савфан (джамхиты).
Согласно мутакаллимам тварный мир состоит из субстанций (джавахир)
и акциденций (а,рад), возникающих во времени.
МУТАЗИЛИТЫ разработали основные пять проблем,
которые составили ядро Калама (захир ал-калам; джалил ал-калам):
1.Единобожие (вопрос о соотношении божественной сущности
и атрибутов, о вечности или сотворённости Корана);
2. Божественная справедливость
(соотношение божественного предопределения и свободы воли человека);
3. Статус верующего в мусульманской общине;
4. Эсхатология, учение о спасении и о пророках;
5. Политико-религиозная доктрина.
Отсюда стремление суфиев к интуитивному познанию и экстазу, достигаемому путём особых танцев или бесконечного повторения молитв, «умерщвление плоти» мурида.
Основы учения суфизма заложили аль-Мисри и аль-Мухасиби. Мухасиаби создал учение о халл – мгновенном озарении, экстатическом состоянии суфия на пути к богу.
Джунайд (ум. в 909) создал учение о ФАНА – мистическом растворении
суфия в боге.
Первый этап мистического пути он назвал – ШАРИАТ-
общемусульманский религиозный закон; вторым – суфийский путь – ТАРИКАТ
и третьим – ХАКИКАТ – мистическое постижение истины в боге.
Одна из основ ислама ТАУХИД – аскетическая жизнь суфия
в трансцендентном единении с богом.
Представители Восточного перипатетизма (Аристотелизма):
АЛЬ-КИНДИ,
ИБН-СИНА (АВИЦЕННА),
АЛЬ-ФАРАБИ,
ИБН-РУШД (АВЕРРОЭС).
5. ВОСТОЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ:
ФИЛОСОФИЯ АЛЬ-КИНДИ
Аль-Кинди (800-870 гг.) – арабский философ, врач, математик, первый представитель арабского аристотелизма. Автор 200 работ (сохранилось 40 трактатов), в том числе комментариев к сочинениям «Категории» и «Вторая аналитика» Аристотеля.
Был тесно связан с мутазилитами.
Выдвинул идею о познаваемости мира человеческим разумом. Причём
абстрактное мышление связано с чувственным опытом.
В классификации наук теоретические дисциплины связывает с практикой.
Как учёный естествоиспытатель ИБН-СИНА признавал
объективное существование природы.
Мир не имеет начала во времени, а «тварность» его означает
онтологическую зависимость множества пребывающих во времени
«бытийно-возможных-самих-по-себе»
вещей от вневременного, единого, безымянного
«бытийно-необходимого-самого-по-себе» первоначала (Бога),
делающего их «бытийно-необходимыми-благодаря-другому».
Исхождение от бога связывается с термином ЭМАНАЦИЯ.
Первым на Востоке выдвинул идею «ЭМАНАЦИИ» -
истекании мира из Божества в силу естественной необходимости,
где Бог является перводвигателем и первоисточником мира,
в последующем развивающийся самостоятельно.
. Спекулятивной теологии отводит роль служанки философии
ИБН-РУШД (1126-1198 гг.) – латинизированное имя АВЕРРОЭС – философ, представитель восточного аристотелизма. Большинство его философских сочинений представляют собой комментарии к трудам Аристотеля (отсюда почётное прозвище Комментатор).
Трактат «Самоопровержение самоопровержения» направлен против критики философов Аль-Газали.
Философская система АЛЬ-ГАЗАЛИ - это
МОНОТЕИСТИЧЕСКИЙ СУФИЗМ.
Развивал идею о невозможности рационального познания бога,
поскольку Бог есть высшая истина.
Познание бога возможно лишь путём экстатического переживания,
выступающего в качестве внутреннего опыта для каждого
испытавшего его индивида.
Аль-Газали не отрицал достоверности знаний, построенных на рациональных основаниях наук о закономерностях окружающего мира.
Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть