Психология познания. Восприятие. (Тема 2) презентация

Содержание

2.1. Особенности образов восприятия К.С.Петров-Водкин: «Человечество «слепнет», принимая «на слово» видимое, человечество разучивается осмысливать до конца, ощупывать сущности, поступающие через глаз… И то,

Слайд 1Раздел ІІІ. ПСИХОЛОГИЯ ПОЗНАНИЯ
Тема 2. Восприятие

2.1. Особенности образов восприятия.
2.2. Фигура и

фон: закономерности перцептивной организации материала.
2.3. Активность восприятия.


Слайд 22.1. Особенности образов восприятия
К.С.Петров-Водкин:

«Человечество

«слепнет», принимая «на слово» видимое, человечество разучивается осмысливать до конца, ощупывать сущности, поступающие через глаз… И то, что ребенок благодаря, может быть, спасительному атавизму еще способен воспринимать «странности», «расхожести» предметов, то с первых шагов общеобразовательных школ заменяется «умозрением» жизни».


Слайд 3Восприятие
Отражение целостных предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы

чувств

Основная характеристика образов восприятия - предметность,т.е. способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Слайд 4Характеристики предметности восприятия
реальность
объективация (объективированность)
означенность (осмысленность, категориальность)
целостность
константность
полимодальность


полимодальность

Слайд 5Реальность восприятия
Человек верит в реальность того предмета, который дан ему в

образе.


Слайд 6Объективация (объективированность) восприятия
Человек переживает образ как вынесенный вовне. При неадекватном стимулировании

того или иного органа чувств могут возникать образы, лишенные объективированости (“в ухе звенит”, “из глаз посыпались искры”).

Слайд 7Означенность (осмысленность, категориальность) восприятия
Обозначает обобщенный характер, каждый воспринимаемый объект обозначается словом-понятием,

относится к определенному классу. В соответствии с этим классом в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Слайд 8Целостность восприятия
Выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в

полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов.
Это происходит в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно в данный момент времени не воспринимаются.

Слайд 9Целостность восприятия


Слайд 10Константность восприятия
Способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету и величине

и ряду других параметров независимо от меняющихся физических условий восприятия.
Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы.

Слайд 11Полимодальность восприятия
Образ восприятия представляет собой единство данных, получаемых от органов чувств

различной модальности

Слайд 12Апперцепция восприятия
Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его

личности, прошлого опыта, задач и мотивов деятельности.

Слайд 13Чувственная ткань восприятия и предметный образ
В образе следует выделять чувственную

ткань и предметное содержание.
  Одна чувственная ткань, один и тот же стимул - разное предметное содержание.
Дистальный стимул - целостный физический объект, который однако не дан глазу непосредственно и поэтому его, строго говоря, нельзя считать стимулом.
Глазу доступен лишь световой поток, отраженный от дистального стимула, и собственно стимулом могут быть только какие-то параметры или структуры этого потока, которые и называются проксимальным стимулом.

Слайд 14Строение чувственных образов в свете теории деятельности
Восприятие следует рассматривать как

действие субъекта, посредством которого осуществляются различные виды преобразования стимулов в образ.
Различие задач, стоящих перед субъектом, приводит к тому, что одни и те же свойства предметов могут вызывать у наблюдателя неодинаковый познавательный эффект.

Слайд 15Взаимосвязь предметных образов и стимулов





Между стимулами - физическая связь, подчиняющаяся законам

оптики и геометрии.
Между проксимальным стимулом и чувственной тканью - психофизическая связь (жесткая, однозначная, подчиняющаяся строгим законам, которые допускают количественное выражение).
Между чувственной тканью и предметным содержанием нет такой жесткой связи, она подвижна и неоднозначна (например, связь между звуковым составом слова и его значением).
Предметное содержание образа соответствует дистальному стимулу, чем проксимальному, хотя органы чувств имею дело с проксимальными.

Дистальный
стимул

Предметный
образ

Проксимальный
стимул

Чувственная ткань
сознания


Слайд 16Двойственность предметных образов


Слайд 17Двойственность предметных образов


Слайд 18Двойственность предметных образов


Слайд 19Двойственность предметных образов


Слайд 202.2. Фигура и фон: закономерности перцептивной организации материала
Фигура и фон -

непременный аспект восприятия; в каждой сенсорной модальности мир предстает состоящим из фигур, расположенных на некотором фоне.
Элементы поля объединяются в фигуру в зависимости от таких отношений, как близость, сходство, замкнутость, симметричность и т.д.
В гештальтпсихологии были открыты закономерности разделения зрительного поля на фигуру и фон, при этом оказалось, что в качестве фигуры выступают те части зрительного поля, где имеются лучшие условия для структурообразования.


Слайд 21Фигура и фон


Слайд 22Исследования законов восприятия в гештальтпсихологии
М.Вертгеймер установил существование ряда факторов, определяющих выделение

фигуры из фона или перцептивную организацию

Слайд 23Закономерности перцептивной организации (по М.Вертгеймеру)
Сходство
Близость
“Общая судьба”
Вхождение без остатка
“Хорошая линия”


Замкнутость
Установка или поведение наблюдателя
Прошлый опыт

Слайд 24Сходство
в фигуру объединяются элементы, имеющие близкие свойства, например, похожие по форме,

цвету, величине.

+ 0 + 0 +
+ 0 + 0 +
+ 0 + 0 +
+ 0 + 0 +
+ 0 + 0 +
+ 0 + 0 +


Слайд 25Близость
Из множества элементов в одно целое с большей вероятностью объединяются те

элементы, которые ближе расположены.

Слайд 26“Общая судьба”
Если группа точек или каких-то других элементов движется относительно окружения

в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью, то возникает тенденция воспринимать эти элементы как самостоятельную фигуру.

Слайд 27“Общая судьба”


Слайд 28Вхождение без остатка
Перцептивное объединение элементов осуществляется таким образом, чтобы все они

были включены в образующуюся фигуру.

Слайд 29“Хорошая линия”
Определяется в пересечении двух или более контуров: зрительная система старается

сохранить характер кривой до пересечения и после него.

Слайд 30Замкнутость
Когда из 2-х возможных перцептивных организаций одна ведет к образованию фигуры

с замкнутым контуром, а другая - с открытым, то воспринимается 1-ая фигура. Особенно сильно влияние этого фактора, если контур обладает симметрией.

Слайд 31Установка или поведение наблюдателя
В качестве фигуры легче выступают те элементы, на

которые обращено внимание наблюдателя. На рисунке этот фактор противостоит действию фактора вхождения без остатка.
В зависимости от того, направлено внимание на левый или на правый край рисунка, легче воспринимается ряд колонок соответственно с утолщением или сужением в середине. Под действием этого фактора, раз увидев одну из возможных фигур, мы часто продолжаем видеть ее в дальнейшем, даже не подозревая о существовании других.

Слайд 32Установка или поведение наблюдателя


Слайд 33Прошлый опыт
Влияние этого фактора обнаруживается в тех случаях, когда изображение имеет

определенный смысл.

Слайд 342.3. Активность восприятия
Джером Брунер - рассматривает восприятие как активный процесс;
тесно связан

с человеческой деятельностью;
позволяет отбирать из доходящей до человека информации существенные признаки;
позволяет относить воспринимаемые предметы к определенным категориям;
обеспечивает более глубокое и всестороннее отражение внешнего мира.

Слайд 35Восприятие как процесс категоризации
Восприятие - это процесс категоризации, в ходе которой

организм осуществляет логический вывод, относя сигналы к определенной категории. Вывод часто делается бессознательно.
Чем адекватнее системы категорий, построенные для кодирования событий окружающей среды, тем больше возможность предсказания других свойств предмета или события.
В основе восприятия, поскольку оно включает вывод, лежит процесс принятия решения.


Слайд 362.4. Иллюзии восприятия
Иллюзия Геринга


Слайд 37Иллюзия В.Вундта (1896)


Слайд 38Иллюзия Мюллера-Лайера (1889)


Слайд 39Иллюзия железнодорожных путей (Mario Ponzo, 1913)


Слайд 40Иллюзия кинескопа


Слайд 41Иллюзия Вертгеймера-Коффки


Слайд 42Невозможные фигуры


Слайд 43Невозможные фигуры


Слайд 44

Треугольник Пенроуза (Roger Penrose, 1954)


Слайд 45Невозможные фигуры


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика