Психология межличностного взаимодействия презентация

Содержание

Что такое общение? В жизни различных высших животных и человека выделяется две стороны: - контакты с природой - контакты с живыми существами

Слайд 1Психология межличностного взаимодействия
1.Общение.
2. Психология межличностных отношений
3. Характеристики межличностных отношений.
4. Виды межличностных

отношений
5. Уровни совместимости людей


Слайд 2Что такое общение?
В жизни различных высших животных и человека выделяется две

стороны:
- контакты с природой
- контакты с живыми существами

Слайд 3контакты с природой
Контакты с природой назвали деятельностью.
Это специфический вид активности человека,

направленной на познание и преобразование окружающего мира, включая самого себя и условий своего существования.
В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, реализует свои способности, сохраняет и совершенствует природу, строит общество, создает то, что без его активности не существовало в природе.


Слайд 4контакты с живыми существами - общение
Особенности:
взаимодействующими друг с другом сторонами являются

живые существа, обменивающиеся информацией;
общение свойственно всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становится осознанным и опосредованным речью

Слайд 5Общение - потребность человека как социального, разумного существа, как носителя сознания.


Слайд 61.2. Содержание, цель и функции общения
Содержание общения - это информация, которая

в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому:
о состоянии внешней среды
о наличных потребностях
знания о мире, приобретенный опыт, способности, умения и навыки
сведения о эмоциональном состоянии
Человеческое общение многопредметно


Слайд 7Цель общения
- это то, ради чего у человека возникает данный вид

активности.
у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей
у человека цель общения - средство удовлетворения многих потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.


Слайд 8восемь функций (целей) общения
1. контактная, цель которой - установление контакта как

состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности

Слайд 92. информационный обмен сообщениями, т.е. прием-передача каких-либо сведений в ответ на

запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями, выводами и т.д.;

Слайд 103) побудительная стимуляция активности партнера по общению, направляющая его на выполнение

тех или иных действий

Слайд 114) координационная - взаимное ориентирование и согласование, действий при организации совместной

деятельности;

Слайд 125. понимание - не только адекватное восприятие смысла сообщения, но понимание

партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);


Слайд 136. эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а

также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;

Слайд 147. установление отношений - осознание и формирование своего места в системе

ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;

Слайд 158. оказание влияния - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в

том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Слайд 16Коммуникативная сторона общения. Общение как обмен информацией.
Коммуникативная сторона общения, или коммуникация

в узком смысле слова, состоит в обмене информацией
Обмен информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера.
Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие.


Слайд 17коммуникативные барьеры
«авторитет»;
«избегание»;
«непонимание».
Первые два обеспечивают защиту от источника информации, последний — защиту

от самого сообщения.


Слайд 181. Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет

только первым и отказывает в доверии другим.
2. Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение (невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, использует любой предлог для прекращения разговора).
3. Барьер «непонимание». Зачастую источник информации заслуживает доверия, авторитетен, однако информация «не доходит» (не слышим, не видим, не понимаем).
Фонетический барьер 
Семантический барьер 
Барьер логического непонимания


Слайд 19Типы информации
Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на

то, чтобы стимулировать какое-то действие. 
Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения.


Слайд 20знаковые системы в коммункации
В зависимости от вида знаковой системы различают вербальную

коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и невербальную коммуникацию (используются различные неречевые знаковые системы - жесты, мимика, пантомимика).

Слайд 21знаковые системы в коммункации
Паралингвистическая система - это система вокализации (качество голоса,

его диапазон, тональность).
Экстралингвистическая - включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха и т.п.).
Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию

Слайд 22знаковые системы в коммункации
Пространство и время организации коммуникативного процесса.
Например,
- размещение партнеров

лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему;
- опоздание истолковывается как проявление неуважения.

Слайд 23Интерактивная сторона общения. Общение как взаимодействие
Интерактивная сторона общения заключается в организации

взаимодействия.
Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция; согласие и конфликт, приспособление и оппозиция, ассоциация и диссоциация и т. д.

Слайд 24Перцептивная сторона общения. Общение как восприятие людьми друг друга.
Перцептивная сторона

общения заключается в восприятии и познании друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания: чем более полно раскрывается другой, тем более полно становится и представление о самом себе.

Слайд 25факторы, мешающие правильно воспринимать и оценивать людей.
1. Неумение различать ситуации общения

по таким признакам, как:
а) цели и задачи общения людей в данной ситуации;
б) их намерения и мотивы;
в) формы поведения, подходящие для достижения поставленных целей;
г) состояние дел и самочувствие людей в момент наблюдения за ними.
2. Наличие заранее заданных установок, оценок убеждений.
3. Наличие уже сформированных стереотипов.
4. Стремлением сделать преждевременные заключения
5. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мнению других людей
6. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей,

Слайд 26Каузальная атрибуция
представляет собой объяснение субъектом межличностного восприятия причин и методов поведения

других людей.

Слайд 272.Психология межличностных отношений.
Отношения - целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности

с разными сторонами объективной действительности, включающая три взаимосвязанных компонента: отношение человека к людям, к себе к внешнему миру.

Термин “межличностные” указывает на то, что:
- объектом отношения выступает другой человек,
- отношения взаимнонаправленные.


Слайд 28Определение:
межличностные отношения – система установок, ориентации и ожиданий членов группы относительно

друг друга, обусловленных содержанием и организацией совместной деятельности и ценностями, на которых основывается общение людей.


Слайд 29межличностные роли
У каждого человека в системе отношений своя межличностная роль, которая

налагает на него особые права и обязанности.
В ситуации сотрудничества - это коллега, партнер, клиент, поклонник, объект любви и т.д.;
в ситуации конкуренции – это соперник, враг, заговорщик, союзник ит.д.;
в ситуации неравного распределения власти – лидер, герой, последователь, человек из толпы и т.д.

Слайд 30Характеристики межличностных отношений.
Симпатия – это эмоциональная положительная установка на субъект взаимодействия.
Притяжение – потребность человека быть

вместе с другим конкретным человеком.
Симпатия и притяжение могут проявляться иногда независимо друг от друга. Межличностные симпатии и притяжения можно рассматривать как условие и результат совместимости двух лиц в определённых условиях

Слайд 31Характеристики межличностных отношений
Совместимость людей характеризуется следующими факторами:
- социологические факторы (социальный статус,

профессия, образование);
- социально-психологические факторы (ценностные ориентации, межличностный статус);
- психологические факторы (характер, стереотипы поведения);
- психофизиологические факторы (темперамент, эмоциональность, реактивность организма).
Из ряда наблюдений вытекает, что:
а) устойчиво взаимодействуют люди, имеющие различный социометрический статус в группе;
б) отвергают друг друга, то есть испытывают межличностное непринятие, те лица, которые имеют сходные, но недостаточно высокие статусы (уровень «пренебрегаемых» и «непредпочитаемых»).


Слайд 32Характеристики межличностных отношений
взаимопонимание (взаимное понимание и согласие).
Понимание – способность осмысливать, постигать содержание высказываемого, личностные

помыслы партнёра по взаимодействию. Это когнитивный процесс установления связи между явлениями. Но одного понимания недостаточно, необходимо ещё и взаимное согласие (эмоциональная и поведенческая составляющая отношений). Одними из основных параметров взаимопонимания являются адекватность и идентификация.
Адекватность – это точность отражения одной личности другой.
Идентификация – это внутреннее отражение, уподобление человека другому лицу.


Слайд 33Характеристики межличностных отношений
Отсутствие взаимопонимания, общих интересов, ценностей, установок характеризуется несовместимостью двух сторон.


Срабатываемость – согласованность в работе между её участниками. В этом случае взаимная удовлетворённость взаимодействием партнёров опосредована деятельностью.

Если совместимость характеризуется максимальной удовлетворённостью партнёров при значительных эмоциональных затратах, то срабатываемость определяется, в первую очередь, эффективностью деятельности.



Слайд 34Виды межличностных отношений
производственные,
бытовые,
экономические,
правовые,
нравственные,
политические,
религиозные,
эстетические и

другие человеческие отношения.


Слайд 35В основе межличностных отношений лежат эмоциональные переживания. 
Они могут быть положительными, отрицательными и

нейтральными.
Таким образом, можно говорить о положительных, отрицательных и нейтральных межличностных отношениях

Слайд 36Уровни совместимости людей
Уровень психологической совместимости определяется как сходством каких-либо одних качеств

членов коллектива, так и различием других.

Слайд 37Уровни совместимости людей
1. Высший и наиболее сложный уровень совместимости - ценностно-ориентационное

единство, совместимость жизненных ценностей, устремлений, идеалов, интересов, убеждений людей (чем более близки устремления, убеждения, ценности, тем легче людям понять друг друга, тем выше совместимость).
2. Согласованность функционально-ролевых ожиданий, представлений человека о своих ролях и функциях в данном союзе, (например, если члены семьи по-разному понимают свои роли и предъявляют друг другу несогласованные, отвергаемые другими ожидания и соответствующие им требования, семья является заведомо малосовместимой и конфликтной).
3. Совместимость индивидуально-психологических характеристик людей


Слайд 38 Для обеспечения совместимости с другими людьми требуются три основных качества

характера:

1) способность критически относиться к себе;
2) терпимость к другим;
3) доверие к другим.

Если эти качества полностью отсутствуют у человека, то он практически не совместим с другими людьми

Слайд 39В основе психологической совместимости лежат особенности темперамента членов группы.
1) холерик

обладает легко возбудимой нервной системой, для которой характерно преобладание возбуждения над торможением;
2) сангвиник характеризуется наличием сильной, уравновешенной, подвижной нервной системы; 3) флегматик обладает сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой; 4) меланхолик обладает слабой нервной системой.


Слайд 40 Учет и оптимальное сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой

совместимости и эффективности.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика