Память и внимание презентация

Содержание

Определение памяти. Виды и свойства памяти

Слайд 1Тема №3. Память и внимание


Слайд 2Определение памяти. Виды и свойства памяти


Слайд 3Память
Память - это совокупность процессов запечатления, хранения и восстановления опыта.

Содержания памяти:
Знания.
Двигательные

и умственные навыки.
Привычки и умения.
Воспоминания.



Слайд 4Процессы памяти
Запечатление, или запоминание.
Сохранение, или удержание.
Воспроизведение.
Забывание.


Слайд 5Явления памяти
Явные
Неявные
Припоминание.
Узнавание.
Рассказ.
Перенос.
Реминисценция.
Пропуски и добавления.
Предшествование.
Сбережение.


Слайд 6Свойства памяти


Слайд 7Виды памяти
По наличию цели запомнить:
произвольная;
непроизвольная.

По временной направленности:
ретроспективная.
проспективная.




Слайд 8Сенсорная
Кратковременная
Долговременная
Процедурная
Декларативная
Эпизодическая
Семантическая
Функциональная классификация памяти


Слайд 9Уровни памяти
Моторная память.
Аффективная память.
Образная память.
Словесно-логическая память.
П.П.Блонский (1884-1941)


Слайд 10Закономерности мнемических процессов


Слайд 11Позиционные эффекты
Повторение (ДП)
Непосредственный доступ (КП)
Помехи (интерференция)


Слайд 12Эффект распределения упражнений (закон Адольфа Йоста)
Выучивание нового материала требует меньшего количества

повторений для полного усвоения, если повторения распределены во времени, а не идут подряд.
Для разных типов материала существуют свои оптимальные количества повторений за раз.
Для двигательных упражнений оптимальный интервал отдыха составляет около 20 минут, для словесного материала колеблется от 10 минут до суток.

Слайд 13При фиксированном количестве повторений распределенные во времени повторения оказываются более эффективными.


8 повторений х 3 раза.
4 повторения х 6 раз.
2 повторения х 12 раз (максимальный эффект).

Эффект распределения упражнений (закон Адольфа Йоста)


Слайд 14Эффект распределения упражнений (закон Адольфа Йоста)
Если есть два дня:
первое повторение -

сразу по окончании чтения;
второе повторение - через двадцать минут после первого повторения;
третье повторение - через восемь часов после второго;
четвертое повторение - через сутки после третьего.

Слайд 15Эффект распределения упражнений (закон Адольфа Йоста)
Если нужно помнить материал очень долго:

первое повторение - сразу после запоминания;
второе повторение - через полчаса после первого повторения;
третье повторение - через день после второго;
четвертое повторение - через две-три недели после третьего;
пятое повторение - через два-три месяца после четвертого повторения.

Слайд 16Эффект разнородности материала (эффект Хедвиг фон Ресторфф)
Если в заучиваемом ряду независимо

от характера стимульного материала разнородные элементы перемежаются с большим количеством однородных, то эти разнородные сохраняются лучше, чем однородные.
Если разнородных элементов много, они запоминаются хуже, чем если их мало.
А С Т 4 Д Л К М Т Р Д 8 В К Р Т С Г 5 Ц Б Т С Р

Слайд 17Эффект генерации (Н.Сламека, П.Граф )
Человек лучше запоминает то, что делает и

придумывает. Собственные идеи сохраняются в сознании без усилий, непроизвольно.


Слайд 18Зависимость запоминания от деятельности (П.И.Зинченко)
Содержание текущей деятельности запоминается лучше, чем материал,

на который деятельность не направлена.
Факторы, препятствующие деятельности, также хорошо запоминаются.

Слайд 19Эффект Б.В.Зейгарник
Б.В.Зейгарник (1900-1988)
Действия, которые были прерваны в ходе их выполнения, запоминаются

лучше, чем завершенные.

Слайд 20Герман Эббингауз (1850-1909)
Запоминание - это процесс образования ассоциаций.
Память как репродуктивный процесс


Слайд 21Виды ассоциаций
По сходству (например, красное - алое).
По контрасту (например, большой -

маленький).
По смежности в пространстве (например, запах приправы к пище вызывает аппетит).
По близости во времени (например, раскаты грома напоминают о скорой грозе).

Слайд 22Кривая забывания Германа Эббингауза


Слайд 23Запоминание - это процесс активного конструирования опыта.
Как рождаются слухи?
Схема -

это способ организации воспринимаемой информации, который основывается на прошлом опыте субъекта.

Память как продуктивный процесс

Фредерик Бартлетт (1886-1969)


Слайд 24Память как продуктивный процесс


Слайд 25Забывание и его причины


Слайд 26Причины забывания
Угасание со временем.
Интерференция.
Потеря доступа к информации:
а) вытеснение;
б) отсутствие маркера;
в)

неадекватный поисковый запрос (феномен «верчения на кончике языка»).

Слайд 27Искажения и нарушения памяти


Слайд 28Нарушения памяти
Гипомнезия. 2. Гипермнезия.
3. Парамнезия (феномен «дежа вю»,

конфабуляции, криптомнезии).

Слайд 29Гипомнезия
Гипомнезия - это ослабление памяти вплоть до полной утраты мнестических функций,

или амнезии.
Закон «обратного хода памяти» Т.Рибо – забывание происходит в порядке, обратном формированию памяти в онтогенезе, то есть по закону «обратного хода памяти» Т.Рибо.


Слайд 30Виды амнезий
Органическая амнезия
Функциональная амнезия
Ретроградная амнезия
Антероградная амнезия


Слайд 31Функциональная амнезия
Функциональная амнезия возникает вследствие травмирующих психогенных событий, эмоциональных потрясений, страхов.
Виды

функциональных амнезий: постгипнотическая, истерическая, защитная, фуговая амнезия и синдром множественной личности.

Слайд 32Органическая амнезия
Органическая амнезия возникает вследствие повреждения мозговых структур.
Виды органических амнезий:

ретроградные, когда забываются события, предшествующие травме, и антероградные, при которых после травмы нарушена память на текущие события. Примеры антероградной амнезии - Корсаковский синдром, болезнь Альцгеймера.

Слайд 33Гипермнезия
Гипермнезия - это одностороннее усиление некоторых мнемонических процессов, которое встречается обычно

в качестве временного явления при лихорадочных состояниях, состояниях асфиксии, а также на фоне патологически повышенного настроения.
Феномен Соломона Шерешевского - А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти».

Слайд 34Парамнезия
Парамнезия - это нарушения и расстройства памяти, выражающиеся в ложных воспоминаниях.

Виды парамнезий:
Конфабуляция - это вид парамнезий, заключающийся в том, что человек сообщает о вымышленных событиях, никогда не имевших места в его жизни.
Криптомнезия – вид парамнезий, когда обманы памяти возникают при воспроизведении событий прошлого без их узнавания.
Феномен «дежа вю» - феномен «уже виденного».

Слайд 35Феномен ложных воспоминаний
Исследование «Потерявшийся в универмаге»
Элизабет Лофтус (род.16.10.1944)


Слайд 36Улучшение запоминания
Мнемотехники – это специально разработанные приемы и способы, облегчающие запоминание

определенных типов информации.

Слайд 37Мнемотехники
Буквенный код. Образование смысловых фраз из начальных или целенаправленно присвоенных букв

запоминаемой информации.
Ассоциации. Нахождение ярких необычных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией.
Рифмы. Создание рифмованных пар слов или даже небольших стихотворений, содержащих запоминаемый материал.
Созвучие. Запоминание терминов или иностранных слов с помощью созвучных уже известных слов или словосочетаний.
Метод римской комнаты. Присвоение запоминаемым объектам отдельных мест в хорошо известной человеку комнате.

Слайд 38Теоретические представления о памяти


Слайд 39Представления о памяти в когнитивной психологии

Ричард Аткинсон (р. 1929)
Ричард Шиффрин

(р. 1942)

Слайд 40
Сенсорная память

Кратко-временная память

Долго-временная память

Повторение
Ответные реакции
Забывание
Трехкомпонентная модель памяти


Слайд 41Теория уровней переработки Ф.Крейка и Р.Локхарта
Запоминание информации - это результат любой

познавательной активности, а его качество зависит от глубины или уровня переработки информации.
Уровни обработки информации:
Первичный анализ сенсорных качеств объекта.
Распознавание отдельных признаков.
Семантическая обработка, или определение значения.
Самореференция, или соотнесение с «Я»-системой.

Слайд 42Определение и критерии внимания


Слайд 43Определение и критерии внимания
Внимание по Н.Ф.Добрынину - это направленность и сосредоточенность

умственной деятельности.

Критерии внимания:
Феноменальный критерий: переживание ясности и отчетливости.
Продуктивный критерий (познавательный, мнестический, исполнительский): улучшение качества деятельности.
Поведенческий критерий: поза, мимика, вегетативные реакции.


Слайд 44Свойства и виды внимания


Слайд 45Свойства внимания
Объем.
Интенсивность.
Направленность.
Распределение.
Концентрация (степень сосредоточения).
Устойчивость (переключение, отвлечение).


Слайд 46Виды внимания
По степени активности:
непроизвольное внимание;
произвольное внимание;
послепроизвольное внимание.
По предмету:
чувственное внимание;
интеллектуальное внимание.


Слайд 47Функции внимания
Селективная функция - отбор необходимых объектов, чувств, мыслей и т.д.
Сосредоточение,

концентрация на необходимых объектах, чувствах, мыслях.
Регуляция и контроль протекания деятельности.


Слайд 48Нарушения внимания


Слайд 49Нарушения внимания
Повседневная рассеянность:
профессорская рассеянность (мнимая рассеянность);
поэтическая рассеянность (мнимая рассеянность);
ученическая рассеянность (в

том числе, синдром дефицита внимания и гиперактивности);
старческая рассеянность.
Прострация (истинная рассеянность).

Слайд 50Ограниченность и селективность внимания
Избирательное невнимание.
Феномен «слепоты к изменению» (Д.Саймонс, 1998), состоящий

в том, что когда в нашем окружении что-то меняется, мы с высокой вероятностью не замечаем изменения, если оно происходит вне фокуса внимания.


Слайд 51Феномен «слепоты к изменениям»
Д.Саймонс (род.1969)


Слайд 52Синдром дефицита внимания и гиперактивности


Слайд 53Внимание как селекция
Феномен «вечеринки с коктейлем»


Слайд 54Положительные эффекты внимания
Усиливающий эффект.
Фиксирующий эффект.
Аналитический эффект.


Слайд 55Отрицательные эффекты внимания
Чрезмерное «заострение» несущественных деталей
Разрушение автоматизированных действий (навыков)


Слайд 56Отрицательные эффекты внимания
Парадоксальная интенция: «ловушка зеленого бегемота».
Семантическое пресыщение.
Сбой

параллельно осуществляемых видов деятельности.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика