Слайд 1Тема 2. Психология межличностного общения и социального взаимодействия. Общение как восприятие
людьми друг друга
Слайд 2План лекции:
1. Понятие социальной перцепции.
2. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.
3. Содержание
и эффекты межличностного восприятия.
4. Точность межличностной перцепции.
5. Возрастные особенности.
6. Проницательность
7. Направленное формирование первого впечатления
8. Межличностная аттракция.
Слайд 3Понятие социальной перцепции
Понятие социальной перцепции. Процесс восприятия одним человеком другого назван
перцептивной стороной общения.
Термин «социальная перцепция» впервые был введен Дж. Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда (New Look) на восприятие.
Под социальной перцепцией понимается процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности.
В отечественной социальной психологии рассматривают межличностную перцепцию, или межличностное восприятие (или восприятие человека человеком), «познание другого человека».
Термин «социальная перцепция», или восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.
Слайд 4Вопрос 2. Механизмы взаимопонимания в процессе общения
На основе внешней стороны поведения
мы как бы «читаем» другого человека, расшифровываем значение его внешних данных.
Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения. Во-первых, потому, что, познавая другого, формируется и сам познающий индивид. Во-вторых, потому, что от меры точности «прочтения» другого человека зависит успех организации с ним согласованных действий.
Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания.
С одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке.
С другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе.
Идея К. Маркса «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».
Слайд 5Процессы познания другого человека
В ходе познания другого человека одновременно осуществляется несколько
процессов: эмоциональная оценка этого другого (аффективный компонент), понимание строя его поступков, и основанной на этом стратегии изменения его поведения, и построения стратегии своего собственного поведения (когнитивный).
При построении стратегии взаимодействия каждому необходимо принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает два механизма (стороны): идентификацию и рефлексию.
Термин «идентификация», обозначает отождествление себя с другим.
Рефлексия – знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга. Точность рефлексии важна для организации общения.
Слайд 6Вопрос 3.Содержание и эффекты межличностного восприятия
Каждый из участников, оценивая другого, стремится
построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин.
Приписывание (атрибуция) (осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации.
Феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.
Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной «желательности» или «нежелательности».
Слайд 7Содержание и эффекты межличностного восприятия
Г. Келли выделил три типа атрибуции
личностную атрибуцию
(когда причина приписывается лично совершающему поступок),
объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие),
обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам).
Выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами. Эта проявляется при приписывании причин успеха и неудачи: участник действия «винит» в неудаче преимущественно обстоятельства, в то время как наблюдатель «винит» за неудачу прежде всего самого исполнителя.
Фундаментальная ошибка атрибуции – понятие введено Л. Россом – заключается в том, что значение личностных черт переоценивается, а ситуации недооценивается. Речь идет об особой значимости для человека информации о личности.
Слайд 8Содержание и эффекты межличностного восприятия
Особенно значительна роль установки при формировании
первого впечатления о незнакомом человеке, что было выявлено в экспериментах А.А. Бодалева. Бодалев рассматривает первое впечатление как сложный психологический феномен, в котором соединяется логический и эмоциональный компоненты, присутствует эмоциональное отношение, а также более или менее осозноваемые и обобщенные оценочные суждения.
Эффект ореола заключается в формировании установки на воспринимаемого через приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о человеке, категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее.
Эффект «первичности» и «новизны». Значим определенный порядок предъявления информации о человеке для составления представления о нем.
Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением.
Слайд 9Вопрос 4.Точность межличностной перцепции
В случае познания другого человека впечатление, полученное о
нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, так как отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека.
Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи, что помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению.
Один из путей повышения точности восприятия другого человека – осмысление всей совокупности «помех», стоящих на пути межличностной перцепции. К таким «помехам» могут быть отнесены все рассмотренные нами механизмы, эффекты, возникающие в этом процессе.
Выявлен факт, чрезвычайной распространенности среди учителей, врачей, руководителей разных рангов различных «ходячих представлении» относительно связи физических характеристик человека и его психологических особенностей.
Слайд 10Вопрос 5. Возрастные особенности межличностной перцепции
Младший школьник может вычленить во внешнем
облике своего ровесника только самые общие элементы (рост , волосы, цвет глаз).
Внимание фиксируется на одежде (преобладает простое перечисление), отсутствуют характеристики речи, мимики, пантомимики. За исключением родинок и веснушек дети не находят примечательных характерных деталей. Выделяя какой либо элемент не могут его описать – говорят нормальный.
Большее внимание внешнему облику уделяют подростки. В представлении подростка анатомические особенности, черты лица, особенности телосложения больше характеризуют человека, чем его одежда и прическа. Однако в отличие от взрослого, подросток недооценивает экспрессивные черты (мимику, жестикуляцию, речь).
Чаще фиксируются волосы, рост глаза, лицо. Из всех признаков лица (веснушки, родинки, морщины, цвет, форма, размер, черты, оценка эстетической привлекательности) наиболее часто отмечается цвет и форма. К 13-14 годам объем и адекватность оцениваемых признаков значительно увеличивается.
Слайд 11 Вопрос 6. Проницательность
Интуиция и наблюдательность – фундамент проницательности.
Свойства проницательного человека
описал Гордон Олпорт 1937 году.
Опыт, под которым понимается зрелость. Т.Е. хорошо обдуманная жизнь.
Подобие и сходство. Т.е., если человек похож на нас по возрасту, полу, проф. деят-ти, склонностям, интересам, то проще его понять.
Интеллект – позволяет объяснить и свести воедино впечатления о человеке, соотнести речь, мимику, поступки, последовательность поведения и др.
Понимание себя является условием понимания других. Иллюзии относительно себя мы склонны переносить на других.
Отрешенность. Уединенность и возможность осмыслить, избавившись от захваченности сиюминутными впечатлениями позволяет посмотреть на явление по новому, со стороны.
Сложность. Люди не могут понять тех, кто сложнее их. «Прямолинейный ум не питает сочувствия к волнениям ума культурного и разносторонне развитого…».
Эстетические склонности.
Социальный интеллект. Быстро, почти автоматически давать точные суждения о людях.
Слайд 12Вопрос 7. Направленное формирование первого впечатления
Самопрезентация – мотивированный и организованный процесс
предъявления информации о себе в вербальном и невербальном поведении.
Успешность самопрезентации служит работа над имиджем. Имидж – направленное формирование впечатления о себе.
Центральную часть имиджа составляет внешний облик, который должен сигнализировать о профессиональных и личностных свойствах.
Стратегии самопрезентации:
Инграциация - приукрашивание, самовосхваление, стремление сделать себя привлекательным, особенно для тех, кто имеет высокий статус.
Самоподдержка – стремление произвести впечатление, описывая свои таланты и выдающиеся познания.
Греться в лучах чужой славы – выстраивание своего образа путем подчеркивания тесной связи с успешными, знаменитыми, выдающимися людьми.
Уравновешивание успехов и ошибок – создание помех и обоснование оправданий для плохих результатов и неудач.
Слайд 13Вопрос 8. Межличностная аттракция
Аттракция – это и процесс формирования привлекательности какого-то
человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения.
Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.
Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.
Научное изучение аттракции связано с проблемами этики.
Слайд 14Тема 2. Психология межличностного общения и социального взаимодействия. Интерактивная сторона общения
Слайд 15План лекции:
1. Место взаимодействия в структуре общения.
2. Стили взаимодействия.
3. Типы взаимодействий.
4.
Схемы регистрации взаимодействий.
5. Взаимодействие в концепции «символического интеракционизма».
6. Взаимодействие как организация совместной деятельности.
Слайд 16Место взаимодействия в структуре общения
Интерактивная сторона общения — это условный термин,
обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности.
В ходе деятельности для участников чрезвычайно важно не только обменяться информацией, но и организовать «обмен действиями», спланировать общую деятельность.
В социальной психологии существовало несколько попыток описать структуру взаимодействий. Большое распространение получила теория действия, или теория социального действия. (М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс) и социальные психологи. Все фиксировали некоторые компоненты взаимодействия: люди, их связь, воздействие друг на друга и, как следствие этого, их изменения.
Слайд 17Структура взаимодействия
Взаимодействие можно представить в виде стадий, которое оно проходит
Центральным понятием
при описании социального поведения является понятие социальной связи.
Социальная связь может быть представлена через последовательное осуществление:
а) пространственного контакта,
б) психического контакта (по Щепаньскому, это взаимная заинтересованность),
в) социального контакта (здесь это — совместная деятельность),
г) взаимодействия (что определяется, как «систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера...»),
д) социального отношения (взаимно сопряженных систем действий)
Слайд 18Транзактный анализ
С точки зрения транзактного анализа каждый участник взаимодействия может занимать
одну из трех позиций, которые условно обозначены как: Родитель, Взрослый, Ребенок.
Эти позиции не обязательно связаны с соответствующей социальной ролью: это лишь чисто психологическое описание определенной стратегии во взаимодействии (позиция Ребенка может быть определена как позиция «Хочу!», позиция Родителя как «Надо!», позиция Взрослого — объединение «Хочу» и «Надо»).
Взаимодействие эффективно тогда, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции. Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться. В данном случае транзакции являются «пересекающимися».
Слайд 19Стили взаимодействия
Каждая ситуация взаимодействия диктует свой стиль поведения и действий: в
каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта самоподача не адекватна, взаимодействие затруднено.
Различают три основных стиля действий:
Ритуальный (Ритуальный стиль обычно задан культурой)
Манипулятивный (субъект – объектное взаимодействие)
Гуманистический (субъект – субъектное взаимодействие)
Слайд 20Типы взаимодействий
Существует еще один описательный подход при анализе взаимодействия – построение
классификаций.
Наиболее распространенным является деление взаимодействий на два вида: кооперация и конкуренция.
Кооперация, или кооперативное взаимодействие, означает координацию участников. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее особой природой
Средством соединения являются развившиеся в ходе совместной деятельности отношения. Важным показателем «тесноты» кооперативного взаимодействия является включенность в него всех участников процесса.
При анализе конкуренции чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме, а именно на конфликте.
Структура конфликта – конфликтная ситуация, позиции участников (оппонентов), объект, «инцидент» (пусковой механизм), развитие и разрешение конфликта.
Слайд 21Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий
Р. Бейлс разработал схему, позволяющую по единому плану
регистрировать различные виды взаимодействия в группе.
Наблюдаемые образцы взаимодействий Р. Бейлс свел к четырем категориям, в которых зафиксированы ее проявления: область позитивных эмоций, область негативных эмоций, область решения проблем и область постановки этих проблем.
1. Область позитивных эмоций: 1)солидарность, 2) снятие напряжения
3) согласие
2. Область решения проблем: 4) предложение, указание,
5) мнение, 6) ориентация других
3. Область постановки проблем: 7) просьба об информации, 8)просьба высказать мнение, 9) просьба об указании
4. Область негативных эмоций: 10) несогласие, 11) создание напряженности , 12) демонстрация антагонизма
Слайд 22Взаимодействие в концепции «символического интеракционизма»
В социальной психологии сложилось направление, которое рассматривает
взаимодействие исходным пунктом всякого социально-психологического анализа. Это направление связано с именем Г. Мида, который дал направлению и имя — «символический интеракционизм».
По мнению Г. Мид, становление «Я» происходит потому, что во взаимодействии формируется личность, в них она осознает себя, не просто смотрясь в других, но действуя совместно с ними.
Важен значимый другой и ориентация человека на то, как он воспринимается этим «значимым другим».
Мид в структуре «Я» выделяет на два начал: «I» и «те».
«I» — это импульсивная творческая сторона «Я», непосредственный ответ на требование ситуации;
«те» — это рефлексия «I», своего рода норма, контролирующая действия «I» от имени других, это усвоение личностью отношений, которые складываются в ситуации взаимодействия и которые требуют сообразовываться с ними.
Слайд 23Взаимодействие как организация совместной
деятельности
Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенное соотношение индивидуальных «вкладов», которые делаются участниками.
Можно выделить три возможные формы, или модели вкладов:
1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других — «совместно-индивидуальная деятельность» (пример – некоторые производственные бригады, где у каждого члена свое задание);
2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником – «совместно-последовательная деятельность» (пример – конвейер);
3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – «совместно-взаимодействующая деятельность» (пример – спортивные команды, научные коллективы или конструкторские бюро)
Слайд 24Взаимодействие как организация совместной
деятельности
Эмоциональная основа межличностных отношений , порождает различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом «окрашивает» взаимодействие
Вместе с тем, такая эмоциональная (положительная или отрицательная) окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия: даже в условиях «плохих» межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие обязательно существует
При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность : осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Так проявляется психологический механизм взаимодействия на основе взаимопонимания между его участниками
Для понимания механизма взаимодействия необходимо знать, как намерения, мотивы, установки одного индивида «накладываются» на представление о партнере, и как то и другое проявляется в принятии совместного решения