Слайд 1Возрастные особенности детей
Слайд 2Дети младшего школьного возраста
От 6-7 до 9-10 лет
Качества: подвижность, любознательность, активность,
непоседливость.
Низкая концентрация внимания
Небольшой опыт коллективных взаимоотношений
Рефлексия и самоконтроль не развиты
Слайд 3Дети младшего школьного возраста
Высокая потребность в игре, движении, во внешних впечатлениях;
эмоциональная непосредственность; повышенная работоспособность, но в то же время высокая утомляемость; высокая чувствительность к критике со стороны взрослых; сознание различий пола; нередки случаи возникновения различных страхов (боязнь темноты, высоты, одиночества, фантастических существ, драк, травм, неудач, антипатий окружающих); желание быть полезным, стремление научиться общаться с людьми вне семьи, становление чувства ответственности.
Слайд 4Правила для вожатого!
Должен быть постоянным в своих требованиях
Бессмысленно говорить «успокойся» или
«иди и подумай над своим поведением».
Бесполезно ориентировать его на будущее.
Необходима теплая поддержка со стороны вожатого.
Используйте игровую деятельность, но не стоит забывать и про учебную!
Слайд 5Правила для вожатого!
Рекомендации: Проводите больше активных шумных игр на протяжении всей
смены, развивайте умение лазать, пользоваться качелями. Во избежание травматизма, уделяйте максимум внимания и не оставляйте ни в коем случае без присмотра. Необходим отдых в течение дня, чередуйте активные и спокойные виды деятельности. При коллективном чтении используйте фантастическую, приключенческую литературу, юмористические рассказы; сочиняйте небылицы, сказки, новые продолжения известных сказок и т.п. Даже в шутку никогда не пугайте детей. Не бойтесь поручать детям ответственные дела, никогда не критикуйте личность ребенка, а только его поступок; чаще замечайте в ребятах хорошее, доброе.
Слайд 610-12 лет – особенный возраст
Ребенок уравновешен, доверчив, легко воспринимает жизнь, свободно
идет на контакт, готов к взаимопомощи и взаимовыручке.
Уже есть опыт взаимоотношений в коллективе
Ценит верность в дружбе.
Слайд 710-12 лет – особенный возраст
Девочки сильно опережают в психическом и физическом
развитии мальчиков. Потребность в постоянном действии, стремление к большой мускульной активности, энергичность, настойчивость, быстрота, энтузиазм. Настроение подвержено колебаниям; высокая чувствительность к обидам, критике, подвержены ревности; нередки непродолжительные взрывы гнева, агрессии; стремление к соперничеству, частые споры со сверстниками. Осознание себя в группе, объединение в группы по интересам. Стремление к общению со взрослыми.
Слайд 8Правила для вожатого!
Беседа – является одним из самых благотворных методов воздействия.
Создавайте для детей такого возраста условия для возможности выбора.
Слайд 9Правила для вожатого!
Рекомендации: Проводите больше командных игр на воздухе (веселые старты,
эстафеты, спортивные командные соревнования и сюжетно – ролевые игры и др.). Развивайте у детей чувство ответственности за собственную деятельность и ее конечный результат. Старайтесь не проводить игры соревновательного характера между мальчиками и девочками, наоборот, добивайся сплочения посредством включения обоих полов в одинаково значимую деятельность. Старайся разнообразить виды взаимодействий с детьми, расширяй круг их познавательных интересов. Люби всех одинаково; не допускай появления “любимчиков”.
Слайд 10Подростковый возраст
От 11-12 лет до 15 лет
Завершается созревание мозга,что позволяет
подростку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели.
Развивается самосознание, самооценка, рефлексия.
Происходит быстрый рост тела, появляется частая усталость, лень, неловкость.
Дети нуждаются в особом типе взрослого! С которым можно общаться и который поймет!
Слайд 11Подростковый возраст
Достижение половой зрелости; развитие девочек опережает развитие мальчиков ≈
на 2 года. Беспокойство о внешности; опыт первой любви. Высокая социальная активность, особенно в группе; проявление лидерских качеств. Основная проблема – достижение независимости. Высокая ранимость, сокрытие истинных чувств за напускной небрежностью, цинизмом; подвергают сомнению авторитет взрослого. Потребность в общении “на равных”.
Слайд 12Подростки 11 лет
Предельная неустойчивость настроения
Постоянные колебания самооценки
Резкая смена физического состояния и
самочувствия
Ранимость
Неадекватность реакции
Часто происходят конфликтные ситуации
Слайд 13Правила для вожатого!
Вожатый должен давать возможность проявить самостоятельность
Беседы, разговоры являются центром
жизни подростков.
Слайд 14Подростки 12 лет
Разумность, терпимость, юмор
Проявляет инициативу, начинает заботится о внешности
Проблемы с
которыми сталкивается ребенок:
Синдром дисморфобии (я крайне непривлекателен)
Повышенная тревожность
Повышенный уровень притязаний
Трудности в общении
застенчивость
Слайд 15Правила для вожатого!
Вожатый объясняет мотивы своих требований
Призывает к диалогу, слышит ребенка
и поддерживает.
Слайд 16Подростки 13 лет
Происходит развитие рефлексии
Склонен к уходу в себя, самокритичен и
при это чувствителен к критике, чрезвычайно раним.
Вожатому важно учить ребенка понимать свои достоинства
Нужно помочь ребенку найти то занятие, где он будет успешен.
Слайд 17Подростки 14 лет
Проявляется энергичность, общительность
Необходим объект для подражания
Способность к сопереживанию, эмпатии.
Вожатый должен учитывать эмоциональность и чувствительность данного возраста.
Слайд 18Подростки 15 лет
Самый трудный период в воспитательном отношении
Нарастание индивидуальных различий
Жажда свободы
от внешнего контроля
Восприимчивость к вредным влияниям
Вожатый должен учитывать эти особенности!
Слайд 19Правила для вожатого
Рекомендации: Руководите поведением без излишнего вмешательства и угроз. Предоставляйте
свободу выбора и возможность принятия самостоятельного решения. Акцентируйте внимание на тех взаимодействиях, главной целью которых является сплочение группы. Постарайтесь стать для них старшим другом, но не переходить на “панибратские отношения”, надо держать необходимую дистанцию, обучать навыкам психологической защиты; чаще беседовать с ребенком наедине о его проблемах. Проводить игры и занятия на взаимодействия полов; стремиться создать ситуацию успеха для каждого ребенка, привлекать детей к социально значимой деятельности.
Слайд 20Юношеский возраст
С 16 лет
Равновесие, жизнерадостность, уравновешивается эмоциональная общительность, самостоятельность, устремленность в
будущее
Открытие собственного «Я»
Начинается поиск своего предназначения
Стремление к максимализму
Период формирования самосознания и собственного мировоззрения.
Слайд 21Проблемы и трудности младшего возраста
Слайд 22Проблемы и трудности младшего возраста
Слайд 23Проблемы и трудности младшего возраста
Слайд 24Проблемы и трудности младшего возраста
Слайд 25Проблемы и трудности возраста 10-12 лет
Слайд 26Проблемы и трудности возраста 10-12 лет
Слайд 27Проблемы и трудности подросткового возраста
Слайд 28Проблемы и трудности подросткового возраста
Слайд 29
Тоска по дому. Наиболее часто дети скучают по своим родителям, друзьям
или домашним животным, становятся плаксивы и падают духом. Занятие детей деятельностью, которая позволяет обрести друзей или забыть о доме — один из способов решения проблемы.
В некоторых случаях вожатый обязан проконсультироваться по этому вопросу с директором оздоровительного лагеря.