Психология больших групп презентация

Содержание

ЛИТЕРАТУРА Литература: Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории – СПб, 1999 Психология масс: Хрестоматия. – Самара, 1998 Психология толп /сост. А. Бовиков – М., 1998

Слайд 1ТЕМА: «Психология больших групп» ВОПРОСЫ 1.Понятие больших социальных групп. Виды, уровни развития. 2. Психические

явления в больших социальных группах. 3. Психология толпы. Виды и формально-структурные характеристики. Психологические особенности поведения человека в толпе. 4. Массовые явления в больших диффузных группах (признаки диффузной группы, психология слухов и паники)

Слайд 2ЛИТЕРАТУРА
Литература:
Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории – СПб,

1999
Психология масс: Хрестоматия. – Самара, 1998
Психология толп /сост. А. Бовиков – М., 1998

Слайд 3Понятие «группа»
Условные группы (произвольные объединения людей по какому-то общему для них

признаку, необходимому для конкретного анализа)

Реально существующие группы (реально существующих общностей людей, которые собрались вместе, объединены какой-то совместной деятельностью, помещены в идентичные условия, осознают свою принадлежность к этому образованию)

Слайд 4Психологические характеристики группы
Групповые интересы
Групповые потребности
Групповые нормы
Групповые ценности
Групповые мнения
Групповые цели



Социальная идентичность личности


Осознание индивидом своей принадлежности к группе

П
Р
И
Н
Я
Т
И
Е

(выражает потребность отдифференцировать одну общность от другой, индикатор осознания принадлежности именно к данной группе)

МЫ-чувство



Слайд 5«Группа» в социально-психологическом понимании –
это общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой

цели, общность, которая объективно выступает как субъект действия» (Шерковин, 1975)

Слайд 6Классификация групп
Группы
Условные
Реальные
Лабораторные
Естественные
Большие
Малые
Стихийные
Устойчивые
Становящиеся
Развитые


Слайд 7История изучения больший групп в социальной психологии
Конец XIX века: Психология масс

(Г. Лебон, С. Сигеле), Психология народов (М. Лацарус, Г. Штейнталь)
Первая половина XX века: Маленький интерес к изучению больших групп
Вторая половина XX века: Новая волна интереса к проблематике больших групп

– Студенческие выступления 1968 во Франции,
– Массовые выступления против войны во Вьетнаме,
– Леворадикальные выступления по всему миру


Слайд 8Принципиальные методологические вопросы
Какие группы следует рассматривать в качестве больших?

Какова структура психологии

больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи?

Каково соотношение психики отдельных индивидов с элементами групповой психологии?

Какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений?

Слайд 9Виды больших групп
Стихийные группы – случайно возникшие достаточно кратковременно существующие общности

(толпа, публика, аудитория).

Собственно социальные группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества и занимающие место в системе общественных отношений (социальные классы, этнические, профессиональные, половозрастные группы).




Слайд 10Отличие больших групп от малых
Специфические регуляторы социального поведения:
Нравы, обычаи, традиции;
Образ жизни;
Интересы,

ценности, потребности;
Язык (жаргон).



Эти «сквозные» черты нельзя абсолютизировать, их значение различно. Каждая разновидность больших групп обладает своеобразием.


Слайд 11Уровни развития больших групп (классификация Г.Г.Дилигенского)


Слайд 12Структура психологии больших организованных групп
Психические явления в БСГ выделяются по сферам

психики:

Когнитивная (коллективные представления, соц.мышление, общест.мнение, общест.сознание).
Потребностно-мотивационная (мотивация, груп.потребности, интересы, ценности, цели, установки, идеалы).
Аффективная (чувства, эмоции, настроения).
Регуляторно-волевая (кол.деятельность, груп.поведение)



Слайд 13Проблема соотношения характеристик группы и сознания отдельной личности
Психологические характеристики большой группы

представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, а не сумму черт каждой личности:
особые социальные типы личности,
особенности менталитета,
черты больших групп, закрепленные в нравах, традициях, обычаях и др.





Слайд 14Методы исследования психологии больших групп


Методы этнографии, культурантропологии:
анализ продуктов культуры;
сравнительные

исследования.
Методы социологии:
статистический анализ, корреляционные исследования.
Методы языкознания:
анализ знаковых систем.
Французская психологическая школа (С. Московичи):
анализ социальных представлений.



Слайд 15Характеристики устойчивых больших групп


Такие группы являются общностями лишь в сознании их

участников

Историческая укорененность и устойчивость

Возникновение и существование большой устойчивой группы внутренне предполагает наличие иных подобных групп

Слайд 16Социальные классы и слои


Термин «класс» имеет различное значение. Для европейцев идентификация

с классом более очевидна. Для американской культуры: «социоэкономический статус».

Исследуются:
Устойчивые компоненты психологии слоев - психический склад (привычки, обычаи, традиции).
Эмоционально-динамическая сфера:
классовые потребности;
интересы;
набор социальных ролей;
социальные чувства и др.


Слайд 17Психологические особенности этнических групп


Устойчивые компоненты этнических общностей (психический склад):
этнический/национальный характер;
традиции

и обычаи.
Эмоционально-динамическая сфера:
этнические/национальные чувства.

Этнос – устойчивая группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых признаков, воспринимаемых как этнодифференцирующие (Т.Г. Стефаненко).


Слайд 18Этническое самосознание


Выражается в формировании «мы-чувства» - фиксации особенностей своей группы,

ее отличий от других.

Социальный стереотип – упрощенный, схематизированный образ социального объекта, характеризующийся высокой

степенью согласованности индивидуальных представлений. Этнический стереотип – упрощенный образ этнических групп.

Этноцентризм – склонность воспринимать жизненные явления с позиции «своей» этнической группы, рассмотренной как эталон.


Слайд 19 Гендерные группы выделяют по признаку пола. Понятие «гендер» (gender) используется

для социальных характеристик пола в отличие от биологических (sex).

Гендерные особенности - набор социальных ролей, «предписанных» обществом каждому полу.

Гендер изучается на трех уровнях:
индивидуальном (гендерная идентичность);
структурном (положение мужчин и женщин в обществе);
символическом (образы «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»).

Гендерные группы



Слайд 20Гендерные особенности


Исследуются черты (эмпатия, агрессивность, сексуальная инициатива и др.),

распределение и форма проявления этих характеристик у мужчин и женщин, поведение гендерных групп.



Феминизм:
направление в современных гуманитарных науках;
общественное движение, отстаивающее равноправие женщин.

«Теория справедливости» Э. Уолстер описывает сдвиги в критериях выбора партнера мужчинами и женщинами в западном обществе (выбор равных).



Слайд 21
Проблематика гендерных ролей смыкается с проблематикой семьи.

Одно из направлений исследований – семейные роли. Исследуются:
Особенности социализации мальчиков и девочек;
Специфика социализации в различных культурах;
Роли взрослых мужчин и женщин.
Различие социальных ролей связано с проблемой гендерных стереотипов.

Гендерные роли


Слайд 22 Возрастные группы выделяют

по признаку возраста (молодежь, лица среднего возраста, пожилые). Наиболее исследованы – молодежь и пожилые люди. Проблемы:
Соотношение физического и психологического возраста;
Специфика различных возрастных групп (роли, статусы, стереотипы);
Проблема поколений (границы, взаимоотношения);
Специфические субкультуры;
Способы адаптации к социальным изменениям;
Жизненные стратегии и др.

Возрастные группы



Слайд 23СТИХИЙНЫЕ ГРУППЫ И МАССОВЫЕ ДВИЖЕНИЯ


Слайд 24Общая характеристика
Стихийные группы – это кратковременные объединения большого числа лиц, часто

с различными интересами, но тем не менее собравшихся вместе по определенному поводу и демонстрирующих совместные действия.




Слайд 25Толпа
Окказиональная (от англ. occasion - случайность). Скопление людей, собравшихся поглазеть на

происшествие.
Конвенциональная (от англ. convention - условность) собирается по поводу заранее объявленного события.
Экспрессивная толпа (от англ. expression - выражение), ритмически выражающая эмоцию: радость, энтузиазм, возмущение и др. Экстремальная форма – экстатическая.
Действующая толпа (active) - политически наиболее значимый и опасный вид коллективного поведения.



Толпа – множество людей, не объединенных общностью целей и единой структурой, но связанных сходством эмоционального состояния и общим центром внимания (А.П. Назаретян). Виды:


Слайд 26Признаки толпы:
Многочисленность
Высокая контактность (близкая дистанция)
Эмоциональная возбужденность
Неорганизованность
Отсутствие общей, всеми осознаваемой цели


Слайд 27Структура толпы: формируется кольцеобразно

ЯДРО
ПЕРИФЕРИЙНЫЕ СЛОИ

ВЕЛИЧИНА ТОЛПЫ

ПЛОТНОСТЬ ТОЛПЫ

АКТИВНОСТЬ ТОЛПЫ
ВНУТРЕННЯЯ СТРУКТУРА:
пол, возраст, статус,

род занятий,
интересы, ценности и т.п.



Слайд 28«География толпы»
В ядре влияние эмоционального окружения намного

сильнее. Выше значение механизма заражения.




Толпа не является однородной. Ядро и периферия толпы отличаются и внешне, и по свойствам.


На периферии толпы сознательный контроль отдельных личностей подавлен значительно меньше.



Слайд 29Психологические особенности поведения человека в толпе:
Снижение самоконтроля
Деиндивидуализация поведения
Неспособность удерживать внимание
Быстрота переработки

информации с искажением
Повышенная внушаемость
Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активность
Нетипичность поведения

Слайд 30Масса
Масса – это довольно стабильное образование с нечеткими границами. Некоторые слои

населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции: манифестации, демонстрации, митинга.



Выше, чем в толпе, роль организаторов, они известны заранее.
Более продуманы конечные цели и тактика поведения.


Слайд 31Публика
Публика – это кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в

связи с каким-то зрелищем. Элемент стихийности публики слабее, чем у толпы.



В замкнутых помещениях (например, в лекционных залах) публику называют аудиторией.


Слайд 32Заражение
Когда заражение действует в толпе, происходит многократное взаимное усиление эмоциональных

воздействий общающихся людей.



Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям.

При заражении передается эмоциональное состояние или «психический настрой». Происходит сопереживание большой массой людей общего психического состояния.


Слайд 33 Внушение как вид воздействия



Слайд 34Подражание


Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Теория

подражания Г. Тарда: подражание – фундаментальный принцип развития и существования общества.

Необихевиоризм (Н. Миллер, Д. Доллард, А. Бандура). Три способа следовать поведению модели:
При наблюдении поведения модели возникают новые реакции;
Наказание / поощрение модели ослабляет / усиливает поведение наблюдателя;
Наблюдение модели актуализирует уже известные образцы поведения.



Слайд 35Паника
«Психологический момент» - первое мгновение после шока. Масса замирает, а

потом начинает следовать за первым примером. Это лучший момент, чтобы взять руководство.




Превалирующая эмоция панической толпы – ужас; цель панической толпы – спастись.

Развитие паники: (1) шокирующий стимул; (2) индивидуальный страх (крик, плач); (3) цепная реакция; (4) поведение, которое кажется спасительным.


Слайд 36Слухи – форма искажения информации о значимом объекте, в условиях неопределенности.
Условия

возникновения:
Важные для людей события
Условие неопределенности
Политическая и экономическая нестабильность
Желание стать свидетелем чуда

Слайд 37Функции слухов:
Адаптация к изменяющейся соц.среде
Удовлетворение соц.потребности в познании окр.среды
Снижение неопределенности
Регулирование поведения
Предвосхищение

соц.событий

Слайд 38Управление слухами:
Высокая степень информированности
Снижать значимость соц.объектов вокруг которых прогнозируется возникновение слухов
Стабильность

в обществе
Выявить распространителей и нейтрализовать их влияние на группу
Разъяснительная работа

Слайд 39Социальные движения
Социальное движение – это достаточно организованное единство людей, ставящих перед

собой определенную цель, как правило, связанную с выражениями недовольства, поддержки или сопротивления изменениям.




Социальные движения отличаются по уровню целей:
Глобальные цели;
Локальные цели (имеют значение на определенной территории или ограничены интересами определенной социальной группы);
Узко прагматические цели в ограниченном пространстве.


Слайд 40Характерные особенности социальных движений

Базируются на

общественном мнении;
Имеют целью изменение ситуации;
Имеют программу (с разной степенью разработанности и четкости);
Осознают допустимые средства;
Реализуются через массовое поведение (демонстрации, манифестации, митинги, съезды и др.)

Слайд 41Механизмы присоединения к социальному движению

Мотивы подразделяются на фундаментальные и сиюминутные. Причины

присоединения:

Теория относительной депривации утверждает, что человек испытывает потребность в достижении цели, если он лишен какого-либо блага не абсолютно, а относительно (социальное сравнение).

Теория мобилизации ресурсов делает акцент на психологические основания присоединения к движению (идентификация с группой, потребность почувствовать свою силу).


Слайд 42Последовательный стиль поведения. Синхрония – единодушие в каждый данный момент; диахрония

– стабильность позиции и поведения).

Проработка стиля переговоров. Умение достигать компромисса, снимать категоричность, демонстрировать готовность к поиску продуктивных решений.

Соотношение позиций большинства и меньшинства


Одна из центральных проблем в концепции С. Московиси. В социальном движении актуальна проблема «несогласных» (более радикальных, решительных и т.д.) Условия эффективного влияния меньшинства:


Слайд 43Социальные движения: характеристика лидера / лидеров

Множество исследований посвящено тому, каким должен

быть имидж лидера социального движения. Называют следующие черты:

Лидер наиболее полно выражает и отстаивает принятые участниками цели;

Чисто внешне импонирует большой массе людей;

Демонстрирует прочность позиций и авторитет;

Не допускает легкости изменений тактики и стратегии действий.


Обратная связь

Если не удалось найти и скачать презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое ThePresentation.ru?

Это сайт презентаций, докладов, проектов, шаблонов в формате PowerPoint. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика