Слайд 1Методология и методы научного исследования
Слайд 2МЕТОДОЛОГИЯ
(от греч. μεθοδολογία — учение о методах):
учение об системе понятий
и их отношений,
система базисных принципов, методов, методик, способов и средств их реализации в организации и построении научно-практической деятельности людей;
это алгоритм поиска цели, набор приёмов, методов, средств, способов, принципов достижения цели:
теоретической цели — модели идеального знания (в заданных описанием условиях, например, скорость света в вакууме);
практической цели — программа (алгоритм) приёмов и способов того, как достичь желаемой практической цели и не погрешить против истины, или того, что мы считаем истинным знанием.
Слайд 3Основания методологии
Методология науки, в традиционном понимании, — это учение о методах
и процедурах научной деятельности.
Методология, в прикладном смысле, — это система (комплекс, взаимосвязанная совокупность) принципов и подходов исследовательской деятельности, на которые опирается исследователь (ученый) в ходе получения и разработки знаний в рамках конкретной дисциплины.
Слайд 4Основные уровни методологии научного исследования
Всеобщая методология (философская) - (философские принципы, требования,
вытекающие из философских законов и категорий);
Общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, наблюдение, эксперимент и т.д.);
Специальные, собственные методы психолого-педагогического исследования:
Слайд 5Методы психолого-педагогического исследования:
Теоретические методы психолого-педагогического исследования опосредованно и непосредственно выходят на
анализ процессов, явлений (их причин, источников развития, системы условий, обеспечивающих их эффективное функционирование).
Эмпирические методы направлены на диагностику состояния исследуемого объекта.
Методы количественного и качественного анализа позволяют систематизировать полученную при использовании эмпирических методов информацию и сделать предварительные выводы о наличии причинно-следственных связей между явлениями.
Слайд 6Эмпирические методы психолого-психологического исследования по своему качеству подлежат разделению на две
группы:
формализованные;
малоформализованные
Слайд 7К формализованным методам относятся:
тесты - стандартизованная система заданий, позволяющая получить измерения
соответствующих психологических свойств;
опросники – задания представлены в виде вопросов и утверждений. Предназначены для получения данных со слов обследуемого;
методики проективной техники – предназначены для диагностики личности, отдельных ее черт, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу;
психофизиологические методики –позволяют диагностировать природные особенности человека, обусловленные основными свойствами его нервной системы;
социометрические методики – позволяют изучить взаимоотношения индивидов в группе
Слайд 8Характерные признаки формализованных методов:
определенная регламентация (время);
объективизация процедуры обследования или испытания (точное
соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство исследователя в деятельность испытуемого и др.);
стандартизация (т. е. установление единообразия проведения обработки и представления результатов диагностических экспериментов);
надежность (критерий, который говорит о точности психологических измерений, то есть позволяет судить о том, насколько внушают доверие полученные результаты – (воспроизводимость);
валидность (соответствие принятым стандартам).
Слайд 9К малоформализованным методам относятся:
наблюдение – метод, заключающийся в целенаправленном и организованном
восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта;
беседа – метод сбора данных на основе вербальной коммуникации;
анализ продуктов деятельности – результаты выполнения испытуемым трудовых (предметных), конструктивных, изобразительных, учебных (письмо, счет, чтение) и других действий;
метод моделирования - создание искусственной модели изучаемого объекта;
кросс-культурный метод - метод исследования, позволяющий путем сравнения выявлять общее и особенное в развитии стран и народов мира и причины этих сходств и различий;
метод групповой оценки личности - способ получения характеристики человека, его качеств через оценки членов группы
Слайд 10Методологические принципы
Общенаучные методологические принципы:
Принцип детерминизма - исходит из того,
что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
Принцип объективности - объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
Слайд 11Специфичные для психологии и педагогики принципы:
Принцип единства физиологического и
психического - нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
Принцип единства сознания и деятельности - сознание деятельно, а деятельность сознательна.
Принцип развития - (известен, как принцип историзма и генетический принцип) - психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
Системно-структурный принцип - любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы (воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)
Инвариантности результата - рассматривает психологическое исследование как систему. В качестве элементов системы исследования он выделяет:
объект ,
предмет ,
метод ,
условия (иначе - среда )
результат ( поведение, либо продукт деятельности).
Слайд 12Организация научного
(психолого-педагогического) исследования
Этапы:
1. Постановка проблемы (формулировка темы исследования);
2. Постановка научной гипотезы,
определение цели и задач исследования;
3. Работа с научной литературой:
Поиск определений базовых понятий
Составление библиографии по тематике исследования
4. Уточнение гипотезы и определение переменных
5. Выбор эмпирического инструмента, позволяющего:
управлять независимой переменной;
регистрировать зависимую переменную;
6. Планирование эмпирического исследования:
Выделение дополнительных переменных
Выбор экспериментального плана
Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
7. Проведение эмпирического исследования:
Подготовка исследования
Инструктирование и мотивирование испытуемых
Собственно экспериментирование
Первичная обработка данных
Составление таблиц
Преобразование формы информации
Проверка данных
8. Статистическая обработка:
Выбор методов статистической обработки
Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
Проведение статистической обработки
9. Интерпретация результатов и выводы
10. Фиксация результатов исследования в научном отчёте, статье в научном журнале