Слайд 1 Тема №3. «Психологические свойства личности ».
Министерство образования и науки
Республики Казахстан
Военная кафедра Казахского Гуманитарно- юридического инновационного университета
Лекция
Слайд 2Учебные вопросы:
Учебный вопрос №1 Чувство и воля военнослужащих в условиях воинской
деятельности. Психическая реальность человека.
Учебный вопрос №2 Этапы адаптации военнослужащих к военной службе.
Учебный вопрос №3 Проблемы адаптации воинов с нервно-психической неустойчивостью (НПН) в подразделениях.
Слайд 3Первый учебный вопрос:
Чувство и воля военнослужащих в условиях воинской деятельности.
Психическая реальность человека.
Слайд 4Внутренний мир принадлежит одному человеку, а психическая реальность человека — как
минимум человеческой диаде.
Слайд 5Период в развитии психической реальности связан с двумя процессами:
-
дифференциацией «Я» на «Я» и «не-Я», а других людей—на «Своих» и «Чужих» и установлением связей между этими образованиями (в психологии они описываются в понятиях «Я - концепция»); [11, с. 126].
- обобщенного представления о других людях (концепция «Другого человека»), в понятиях индивидуальных характеристик деятельности, жизненного стиля.
Слайд 6
Парадигма жизни осознается каждым человеком в виде своеобразной формулы, фиксирующей его
переживание (силу, ее вектор, включенность в жизнь и т. п.) в конкретный момент времени.
Она является той основой жизнеощущения, которая констатирует образ Другого человека и свой собственный тоже. В каждый момент времени парадигма жизни представляет собой целостное содержание отношения «Я» — «Другой», удерживая и сохраняя в нем динамические тенденции и ощущаемая каждым в виде чувства.
Слайд 7Живое сознание — оно единое, целое, поэтому оно обладает определенным (но
не бесконечным!) запасом прочности к воздействию. Если этот запас прочности исчерпывается под влиянием воздействующей силы, сознание исчезает, или, разрушенное, уже не восстанавливается в прежнем виде, т. е. перестает быть живым. Такое сознание уже называется фантомным.
Слайд 8Невротическая личность — это яркое выражение тех фантомных образований в сознании,
которые дают основание говорить о превращении живого сознания в его противоположность — сознание неживое (фантомное).
Слайд 9Вывод по первому вопросу:
Эмоции и чувства - это субъективная форма отражения
реального мира, который проявляется в отношениях личности к окружающему миру, к самому себе, к другим людям через потребности и мотивы деятельности, переживания.
Слайд 102. Учебный вопрос: Этапы адаптации военнослужащих к военной службе.
Слайд 11Психический фактор включает в себя особенности перехода в новую общественную среду,
где приходится налаживать новые межличностные связи, утверждать и занимать свое место в воинском коллективе. Физический фактор адаптации состоит в том, что резко повышается уровень физических нагрузок. Возникает необходимость вырабатывать новые двигательные стереотипы. Появляются мышечные боли, обусловленные непривычными физическими нагрузками.
Слайд 12Процесс адаптации происходит в три этапа:
1. Начальный этап, до 30 дней,
2. Основной этап, в подразделении. Период длится 4 - 6 месяцев.
3. Последний этап с 7-го по 12-й месяц, характеризуется завершением адаптации.
Слайд 13Под нервно-психической неустойчивостью (НПН) у военнослужащих понимаются такие состояния психической деятельности,
которые характеризуются склонностью к срывам оптимального функционирования и адекватного (правильного) реагирования в условиях эмоционального напряжения.
Слайд 14Вывод по второму вопросу:
Процесс адаптации воина к условиям службы требует
огромного нервного труда, связанного с отказом от большинства привычек и склонностей, выработанных в течение многих лет, подчинения своего поведения новым требованиям.
Слайд 153.Учебный вопрос: Проблемы адаптации воинов с нервно-психической неустойчивостью (НПН) в подразделениях.
Слайд 16Главной проблемой обеспечения оптимальной адаптации молодых воинов является создание в подразделениях
атмосферы дружбы и добрых взаимоотношений, правильный педагогический подход к новобранцам, постепенное увеличение служебных нагрузок.
Слайд 17Решение проблемы (или задачи) оптимальной адаптации достигается комплексом психопрофилактических мероприятий:
изучении личности
молодых воинов группы риска НПН.
правильное проведение правовых и профилактических мероприятий.
формирование у воинов группы НПН положительной установки на дальнейшую военную службу.
Слайд 181.Военнослужащие с «неустойчивым (гипертимным)» типом поведения недостаточно критично контролируют свои чувства
и желания, несамостоятельны, легко примыкают к физически более сильным.
Слайд 19 2. Военнослужащие с истероидным (конфликтно-возбудимым) типом поведения обычно несдержанны и
легко раздражаются.
Слайд 203. Военнослужащие с «эгоцентрическим» типом поведения обычно склонны подчеркивать свою исключительность
и пренебрежительно относиться к сослуживцам.
Слайд 214. Военнослужащие с «астеническим» типом поведения отличаются слабостью, недостаточным физическим развитием,
быстрой утомляемостью.
Слайд 225. Военнослужащие с «мнительным» типом поведения (астено-невротическим) отличаются замкнутым характером, склонностью
обосабливаться от сослуживцев, постоянным стремлением к уединению.
Слайд 23Пути дальнейшего развития адаптационного процесса:
1) этап переадаптации или перехода в состояние
устойчивой адаптации к условиям службы;
2) этап неустойчивой психической деятельности, который, в свою очередь, может привести к глубоким психическим изменениям.
Слайд 24Типы поведения личности, неспособной адаптироваться к среде:
Первый тип - агрессивный, когда
в простейшей форме его можно предоставить как атаку на препятствие или барьер (и в этом случае можно говорить об адаптивной его функции).
Второй тип — так называемое, бегство от ситуации.
Слайд 25Вывод по третьему вопросу:
При формировании патриотических и боевых качеств военнослужащих,
необходимых для боя, командиры и офицеры воспитательных структур должны четко различать и совершенствовать навыки по умелому воздействию на чувства военнослужащих в рамках моральной подготовки подразделений.