Слайд 1 Факультет социальной психологии
Башкирского государственного педагогического университета имени М. Акмуллы
Студент 2 курса гр. 201 Халимова А.Д.
Уфа 2015
Социально психологические идеи и исследования Курта Цадека Левина
Слайд 2
Курт Левин
(1890-1947)
Место рождения: Могильно, Германия
Гражданство: США
Слайд 3Он известен как один из пионеров современной социальной, организационной и прикладной
психологии. Левина часто признают основателем социальной психологии и одним из первых исследователей групповой динамики и организационного развития.
Слайд 5В своей школе психологии К. Левин вывел новые понятия: психологическое поле,
психологическая валентность, жизненные пространства, квазипотребность, временная перспектива, уровень притязаний.
Слайд 6К.Левин был страстным экспериментатором. При этом он всячески подчеркивал, что эксперимент
должен вытекать из теории и отвечать на конкретную теоретическую задачу.
Слайд 7В ходе своих экспериментов К.Левин выявил ряд новых социально психологических явлений,
характеризующих малую группу. Среди них – лидерство, конформизм, психологическая атмосфера в группе, групповое влияние и групповые нормы.
Слайд 9К. Левин писал поведение человека делится на волевое и полевое. Волевое
– вызвано внутренними потребностями и мотивами, а полевое – влиянием внешних объектов.
Слайд 10Жизненное пространство
Хотя мы начали с человека и впоследствии окружили его психологической
средой, было бы ближе к левиновской идее (идти от общего к частному) начать с жизненного пространства и дифференцировать в нем человека и среду. Ибо жизненное пространство есть вселенная психолога; это вся психологическая реальность. Оно содержит тотальность возможных событий, способных повлиять на поведение индивида. Оно включает все, что нужно знать для понимания конкретного поведения человеческого индивида в данной психологической среде и в данное время. Поведение (B, behavior) есть функция (f, function) жизненного пространства: B = f(L).
Слайд 11 Левин одним из первых изучал уровень притязаний.
Переживание успеха или неуспеха
зависит от отношение испытуемого к цели. Испытуемые всегда начинали работать с определенными притязаниями и ожиданиями, которые изменяются в ходе эксперимента. Совокупность этих притязаний была обозначена как «уровень притязания человека».У каждого человека существует «идеальная цель»,и конкретная цель, которой соответствует данное переживание.
Слайд 12 Левин изучая «уровень притязаний человека», выявил следующие динамики поведения:
1)деятельность прекращается
после успеха, если нарастание уровня притязаний из-за достигнутой границы возможностей или из-за структуры самого задания невозможно.
2)деятельность прекращается после ряда неудач, если потеряна малейшая возможность добиться успеха.
3)единичный успех после многих неудач ведет к прекращению деятельности ,если неудачи доказали невозможность успеха при более высоких уровнях притязаний.
Слайд 13Левин является автором терминов
«групповая динамика» «психологическая атмосфера в группе»
Он стал
создавать экспериментальные ситуации в группах, чтобы выявить зависимые и независимые переменные определяющие групповую динамику, предложил понятие «стиль лидерства».
Выделил три основных стиля: авторитарный, демократический и либеральный.
Слайд 14Теория психологического поля Левинa леглa в основу психологических теорий мотивaции Г. Мюррея
и А. Мaслоу теории кaузaльной aтрибуции Г. Келли. Непосредственными учениками Курта Левина были Фриц Хайдер (автор теории баланса), Леон Фестингер (автор теории когнитивного диссонанса) и Блюма Вульфовна Зейгарник (эффект Зейгарник), Тамара Дембо (экспериментальные исследования гнева).
Слайд 15К. Левин считaется отцом ситуaционного подходa в социaльной психологии. Его эксперименты,
нaчинaя с изучения демокрaтического и aвторитaрного группового климaтa, привлекли внимaние ученых к влиянию непосредственной социaльной ситуaции.